урок по биологии «Солнечная система. Планеты земной группы»
план-конспект урока (биология, 5 класс) по теме

Клименко Наталия Александровна

урок по биологии «Солнечная система. Планеты земной группы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_biologii.doc46 КБ
Microsoft Office document icon laboratornaya_rabota_no_6.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по природоведению в 5 классе в форме виртуальной экскурсии: «Солнечная система. Планеты земной группы»

Цель урока: создать условия для наглядного представления  солнечной системы, познакомиться с планетами земной группы.

Задачи урока:

- образовательные: дать представление о солнечной системе на основе интерактивных моделей, познакомиться с характеристиками планет земной группы.

- развивающие: умение сравнивать, анализировать и обобщать знания о солнечной системе.

- воспитательные: соблюдать этические нормы поведения, уважение к интелектуальному труду, формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга, развивать познавательный интерес.

Тип и урока:  изучение нового материала на основе проведения виртуальной экскурсии при помощи компьютерной поддержки.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, цифровые образователь-ные ресурсы.

Планируемые результаты обучения:

- предметные: представление о солнечной системе, знакомство с планетами земной группы;

- метапредметные: планирование и организация учебной деятельности, осуществление поиска дополнительной информации, умение представлять свои результаты работы;

- личностные: формирование познавательных интересов, доброжелательного отношения к мнению другого человека, коммуникативных компетентностей в общении и сотрудничестве со сверстниками и с учителем; осознание значимости жизни на Земле.

Ход урока:

Солнечная система состоит из огромного количества небесных тел, центральным из которых является Солнце. Именно оно удерживает всю огромную космическую семью, а это планеты, астероиды, кометы, метеоры, космическая пыль. Планеты вокруг Солнца вращаются по орбитам, они представляют собой эллипсы, или, по-другому, вытянутые окружности.

Все планеты солнечной системы условно можно разделить на две группы: планеты земной группы, планеты-гиганты.

К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля и Марс. С ними мы как раз сегодня и познакомимся.

Меркурий

Ближе всех к Солнцу располагается Меркурий.

Названа эта планета в честь древнеримского бога, покровителя торговли и путников. Надев свои крылатые сандалии, Меркурий мчался на Олимп, нёс вести жителям Олимпа. Точно также и Меркурий – самая быстрая планета солнечной системы. Один оборот вокруг Солнца она совершает за 88 земных суток. По размерам и массе Меркурий больше похож на Луну. На Луну похожа и поверхность Меркурия: те же кратеры, горы. В переводе с греческого «кратер» означает огромные чаши, и действительно размер некоторых кратеров достигает 200 километров. Меркурий практически лишён газовой оболочки – атмосферы. Спутников планета также не имеет. Из-за очень близкого расположения к Солнцу температура на Меркурии достигает +400 градусов.

Венера

Следующая планета солнечной системы – Венера, одна из самых красивейших планет солнечной системы.

И действительно на небе она сияет ярче всех звёзд. Она и названа в честь богини красоты и любви. По размеру Венера немного меньше Земли. Она имеет очень плотную атмосферу, состоящую на 96% из углекислого газа и на 4% процента из азота. Такая атмосфера удерживает тепло, и поэтому температура на Венере поднимается до +500 градусов по Цельсию. Давление атмосферы у поверхности Венеры в 100 раз больше, чем на поверхности Земли. В основном сама поверхность представлена холмистыми равнинами, хотя есть и горные участки. Так, например, в одном из районов высота потухшего вулкана составляет 12 километров. Спутников эта планета не имеет.

Земля

Третьей планетой от Солнца является Земля. Она имеет атмосферу, состоящую из азота, кислорода, углекислого газа, паров воды. В атмосфере нашей планеты рождаются облака, дуют ветры, перемещаются циклоны. На поверхности Земли располагается большое количество воды. Вода занимает до 70% поверхности нашей планеты. Но уникальность нашей планеты состоит в том, что только на ней имеется жизнь.

Спутник Земли - Луна

Земля имеет единственный спутник – Луну. Среднее расстояние от Земли до Луны 400 километров. Это самое близко расположенное небесное тело к Земле. И именно поэтому Луна наиболее хорошо

     изучена.

На поверхности Луны выделяют материки и моря. Материками называют горные районы, как правило, они выглядят более светлыми. Высота некоторых гор достигает 9 километров. Моря же представлены застывшей вулка-нической лавой, поэтому выглядят они более тёмными участками. На Луне разряженная атмосфера, и также на поверхности Луны имеются огромные кратеры, как правило, это следы ударов метеоритов.

Марс

Марс – красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, поэтому её и назвали в честь бога войны. По размерам Марс в два раза меньше Земли и почти в 10 раз меньше её по массе. На Марсе тонкая разряженная атмосфера, представ-ленная в основном углекислым газом. Поверхность представлена равнинами горами, причём высота некоторых гор может быть огромной. Так, например, потухший вулкан Олимп достигает 27 километров в высоту. У полюсов планеты видны белые полярные шапки. По мнению учёных, они состоят из смеси льда и углекислого газа. Причём на Марсе чётко происходит смена времён года. Во время лета полярные шапки уменьшаются, а зимой они становятся больше. Температура на Марсе низкая и достигается уровня –70 градусов по Цельсию. И только возле экватора температура может подниматься до 0 градусов. Марс имеет 2 спутника – Фобос и Деймос.

Закрепление изученного.

Проведение интерактивной викторины:

Домашнее задание:  Учебник, стр.16-19, подготовить презентации планет Солнечной системы.

Подведение итогов

На этом уроке мы познакомились со строением солнечной системы. Узнали, что планеты солнечной системы подразделяются на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты. Более подробно узнали строение и расположение планет земной группы.

Информационные источники

  1. Литература
  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Москва:«Дрофа», 2012 г.
  2.  Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации.- М.: Просвещение, 2003 г.
  3. Бялко А.В. Наша планета – Земля. М.: Наука, 1989 г.
  4. Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. М.: Наука, 1993 г.

  1. Интернет-ресурсы
  1. Емельянов Б.В. Методика проведения экскурсий. Источник: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs24.htm
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  3. Википедия http://ru.wikipedia.org/



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 6

Цель работы: познакомиться с устройством микроскопа и научиться его настраивать для работы.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты.

Ход работы:

  1. устройство светового микроскопа.

Главная часть светового микроскопа – окуляр (от латинского слова «окулюс» - глаз) и «объектум» - предмет). Они соединены трубкой – тубусом. Окуляр вставлен в тубус  сверху и обращен к объекту. И окуляр, и объектив – это системы из нескольких увеличительных стекол (линз) в металлических оправах, на которых цифрами указано, во сколько раз они увеличивают объект.

Тубус крепится к штативу, на котором также расположены предметный столик и регулировочные винты. В зависимости от типа микроскопа тубус или предметный столик  передвигаются вверх или вниз по штативу с помощью регулировочных винтов. В предметном столике против объектива имеется отверстие, через которое проходит свет. Направление и сила света регулируются зеркалом.

  1. Правила работы со световым микроскопом:
  • Микроскоп поставьте штативом к себе на расстояние 5-8 см от края стола.
  • Свет с помощью зеркала направьте в отверстие предметного столика. Посмотрите в окуляр, достаточно ли освещено зрительное поле. Поворотом зеркала добейтесь максимальной яркости.
  • Поместите препарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект совпал с отверстием, и закрепите предметное стекло зажимами.
  • Пользуйтесь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
  • Смотря в окуляр микроскопа, медленно вращая винт. Поднимайте тубус, пока не появится четкого изображения объекта.
  • После установки микроскопа в рабочее положение не передвигайте его.
  • По окончании работы тубус винтом поднимите вверх и уберите препарат.

Вывод:________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Солнечная система. Планеты земной группы».

Данная разработка урока составлена с помощью программы MicrosoftPowerPoint, которая позволяет провести урок с богатым набором иллюстративного материала, что необходимо для учащихся средней  школы...

Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".

Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).

Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...

Конспект урока географии "Солнечная система. Планеты"

Урок в 9 классе коррекционной школы VIII  вида. Составлен в 2011 г....

урок астрономии в 11 классе ""Планеты земной группы"

Для урока астрономии по теме "Планеты земной группы" представлены: презентация, технологическая карта урока,  таблица для заполнения учащимися данных о планетах и аналогичная таблица дл...

Разработка урока астрономии " Планеты земной группы"

Данная работа содержит технологическую карту урока по астрономии с приложениями по теме: " Планеты земной группы"...