Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".
презентация к уроку по астрономии (11 класс) по теме

Бабенкова Зинаида Сергеевна

Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon planety_zemnoy_gruppy.ppt831 КБ
Microsoft Office document icon planety_zemnoy_gruppy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по астрономии «Строение солнечной системы» Учитель: Бабенкова З.С. МОУ «Румянцевская СОШ».

Слайд 2

Солнечная система

Слайд 3

Планеты земной группы

Слайд 4

Меркурий Масса-0,055 масс Земли Период вращения- 58,8 суток Температура-днем- +430, -170 ночью

Слайд 5

Венера Масса -0,816 масс Земли Период вращения- 243 суток Температура- + 480 Атмосфера-96,5 % углекислого газа, 3,5 азота

Слайд 6

Земля Масса – 1(в массах Земли) Период вращения- 23ч 56 мин Атмосфера- 78% азота,21 % кислоро-да и др. Число спутников-1 Температура-+60-+17,-80 ночью.

Слайд 7

МАРС Период вращения 24 ч37 мин. Атмосфера-95%углекислого газа,2,5%азота. Масса-0,107 масс Температура-+15до -60,-120 ночью. 2 спутника-Фобос,Деймос.

Слайд 8

Планеты-гиганты

Слайд 9

Юпитер Масса-318 масс Земли Период вращения- 9 ч 35 мин. Атмосфера-89 % водорода, 11 % гелия. Число спутников-63.

Слайд 10

Сатурн Масса- 95 масс Земли Период вращения- 10 ч 37 мин. Температура- -170 Атмосфера-94% Н, 6% Не. Число спутников-35.

Слайд 11

Уран Масса- 14,6 масс Земли Период вращения – 17 ч 14 мин. Температура—217 Атмосфера-83% Н, 15%Не,2% метана. Число спутников-27.

Слайд 12

Нептун Масса-17,7 масс Земли Период вращения-16ч 07 мин. Температура—214. Атмосфера-84%Н,15% Не,1%метана. Число спутников-13.

Слайд 13

Плутон Масса-0,0022 масс Земли Температура- -230. Период вращения- 247,7 лет. Эта планета или астероид ???

Слайд 14

Закончите предложения Планета,суточный перепад температур поверхности которой составляет 100град… Планета,в атмосфере которой часто про- исходят пылевые бури….. Планета,обладающая биосферой,- Практически не имеют атмосферы плане- ты…..



Предварительный просмотр:

МОУ «Румянцевская СОШ»

Открытый урок по астрономии

в 11 классе

ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ

Учитель Бабенкова Зинаида Сергеевна

ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ

        ЦЕЛЬ: рассмотреть вопросы физической природы планет земной группы.

        ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

а) общеобразовательные – формирование понятий об основных физических характеристиках планет земной группы;

б) развивающие – формирование умения анализировать информацию;

в) воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историей изучения и природой планет земной группы; развитие экологического мышления учащихся.

        УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

основные характеристики планет как класса космических тел;

строение и физические характеристики Земли;

физические характеристики и отличительные особенности планет земной группы – движение, массу, размеры и плотность (в сравнении с земными), внутреннее строение, рельеф, физические условия на поверхности и особенности происхождения.

УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

пользоваться справочными данными астрономических календарей для наблюдений за небесными телами.

ПЛАН УРОКА

Этап

урока

Содержание

Методы

изложения

Время, мин.

I

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос, беседа

10

II

Изложение нового материала:

Общие характеристики планет земной группы.

Внутреннее строение планет земной группы.

Поверхности и атмосферы планет земной группы.

Рассказ учителя

30

III

Подведение итогов урока.

Домашнее задание

5

        МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

        Этап I

      При фронтальном опросе учащиеся отвечают на вопросы (при возникающих затруднениях можно воспользоваться справочными данными из учебника).

На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета Меркурий.

На самое близкое расстояние к Земле подходит планета Венера.

Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета Юпитер.

Самая большая по размеру планета земной группы – Земля.

Самую большую массу имеет планета Юпитер.

Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета Венера.

Самую большую среднюю плотность имеет планета Земля.

Быстрее всех вокруг оси вращается планета Юпитер.

Не имеют спутников планеты Меркурий и Венера.

   10. К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля, Марс.

        Этап II

      Напомнив учащимся основные сведения о строении Солнечной системы, необходимо отметить особую роль планет как небесных тел, на которых возможна жизнь. На протяжении многих лет источником знаний о планетах были визуальные, фотографические, фотометрические и спектральные наблюдения. В настоящее время данные этих наблюдений весьма существенно уточнены и дополнены благодаря радиоастрономическим наблюдениям и исследованиям с помощью космических аппаратов.

      Учащимся необходимо объяснить, что основными физическими характеристиками планет являются масса, размер, средняя плотность, скорость вращения вокруг оси. Важными здесь являются также средняя плотность и химический состав атмосферы, угол наклона оси планеты к плотности ее орбиты, расстояние от Солнца, а также количество спутников. Именно по основным физическим характеристикам планеты делятся на две группы.

      Изучение планет земной группы можно начать с краткого обзора основных сведений о литосфере, гидросфере, атмосфере и магнитосфере Земли, а затем перейти к характеристикам каждой из планет. Более наглядно изложение материала можно провести при параллельном рассмотрении одних и тех же характеристик для всех планет. Здесь важно не только сообщать готовые данные, но и указать методы, с помощью которых эти данные были получены. Учащиеся должны четко знать такие физические характеристики Земли, как ее размеры (средний радиус), масса и средняя плотность. Другие планеты рассматриваются на основе сравнения с Землей.

      Непосредственному исследованию внутреннего строения Земли доступен лишь очень незначительный по толщине (6-10 км) верхний слой земной литосферы. Основным методом исследования более глубоких (чем это доступно при бурении скважин) слоев литосферы Земли являются сейсмические исследования. При землетрясениях или взрывах в теле Земли возникают сейсмические волны, которые, испытав преломление и отражение в недрах планеты, регистрируются сейсмографами в различных точках земной поверхности. Скорость распространения волн зависит от плотности и упругих свойств среды, в которой они распространяются. Исследования позволили выделить в строении недр Земли две главные части: твердую оболочку – мантию, и жидкое ядро, расположенное глубже 3 тыс. км. В самом центре Земли находится сходное с твердым телом внутреннее ядро, образованное под действием огромного давления.

      В дополнение к материалу, изложенному в учебнике, следует рассказать учащимся о тепловом балансе Земли. За миллиарды лет существования нашей планеты установилось равновесие, при котором Земля излучает в космос то же количество энергии, что и получает от Солнца. Излучение энергии происходит преимущественно в инфракрасном (тепловом) диапазоне длин волн, активно поглощаемом молекулами водяного пара и углекислого газа. Поэтому даже незначительные колебания в концентрации этих газов в атмосфере оказывают огромное влияние на тепловой баланс Земли и формирование климата. Благодаря так называемому парниковому эффекту средняя температура Земли на 400 С выше эффективной температуры, обусловленной потоком солнечной энергии и тепловым излучением Земли. Без парникового эффекта в атмосфере температура на поверхности Земли составляла бы около – 240 С и жизнь бы стала невозможной. Парниковый эффект сглаживает суточные перепады температуры до 150 С.

      На данном уроке можно дополнительно (с пропедевтической целью) ознакомить учащихся с ролью магнитосферы Земли и схемой образования радиационных поясов. Если бы у Земли отсутствовала магнитосфера, космическая радиация убила бы на ней все живое. Однако большая часть космических лучей отклоняется магнитным полем Земли, а часть захватывается, и лишь наиболее энергичные частицы достигают верхних слоев атмосферы, в основном в области земных полюсов, и вызывают свечение разряженных газов – полярные сияния. Материал о магнитном поле и радиационных поясах Земли тесно связан с проблемами солнечно-земных связей.

      Демонстрируемые на уроке фотоснимки, рисунки и другие наглядные пособия позволят учащимся представить сравнительные размеры планет, особенности их вращения вокруг осей и т. д. Не следует увлекаться использованием на уроке многочисленных числовых данных, более эффективной в этом случае будет работа со справочными таблицами.

      На этом уроке ряд вопросов можно увязать с экологическими проблемами Земли. При рассмотрении атмосфер планет земной группы следует обратить внимание учащихся на образование облачного покрова Венеры. Изучение облаков на Венере имеет не только большой научный, но и практический интерес в связи с проблемой защиты окружающей среды от загрязнения на Земле. Дело в том, что венерианский туман сходен по ряду свойств с земными туманами-смогами, вызванными промышленными и транспортными выбросами в атмосферу. Земные смоги, нарушающие экологическое равновесие и вызывающие многие нежелательные последствия, возникают в результате накопления в воздухе сернистого ангидрида, который, окисляясь, образует капельки серной кислоты. Под действием солнечного излучения такой туман не рассеивается, а даже сгущается. Разобравшись в сложных процессах, которые происходят в облаках Венеры, ученые могут внести вклад в решение проблемы защиты атмосферного воздуха Земли от загрязнения.

      В связи с увеличением доли углекислого газа в земной атмосфере в настоящее время обсуждаются вопросы о роли парникового эффекта для земной атмосферы. Большое значение при этом приобретает выяснение эволюции парникового эффекта, погоды и климата на Венере. Поскольку погодообразующие процессы на Венере не столь сложны, как на Земле, изучение более простой венерианской модели погоды и климата может оказаться полезным для решения задач земной метеорологии. Можно обратить внимание учащихся на одну особенность: почти все детали рельефа Венеры носят женские имена. Равнины названы в честь мифологических персонажей (Русалки, Снегурочки, Бабы-Яги), крупные кратеры – в честь выдающихся женщин, а меленькие – личными женскими именами.

      Марс – единственная планета, где наблюдаются глобальные пылевые бури. Марсианские пылевые бури в ряде отношений аналогичны земным. Поэтому их изучение имеет большое значение.

      Знакомство учеников со сведениями об эволюции планет земной группы будет способствовать формированию общенаучных понятий о познаваемости мира, единстве законов физики для всей Вселенной, взаимосвязи и взаимообусловленности природных явлений.

      Эволюция Меркурия определялась близостью к Солнцу и малой массой планеты. Поверхность Меркурия нагревалась лучами близкого светила и взрывами при столкновениях с мелкими планетезималями. По-видимому, Меркурий был первой из полностью сформировавшихся планет. Самые ранние стадии эволюции Венеры, ее внутреннее строение и химический состав, вероятно, сходны с земными, но в дальнейшем пути их развития сильно разошлись. Эволюция Марса была обусловлена небольшой массой планеты и удаленностью от Солнца. Гравитационная дифференциация вещества была не столь глубокой и полной, как у других планет земной группы.

      Для закрепления материала урока учащимся дается задание, которое они могут выполнять, пользуясь учебником.

Закончите предложения.

        Вариант 1.

Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий.

Высокая температура поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом.

Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это Марс.

Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля.

В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера.

        Вариант 2.

Планета, суточный перепад температур поверхности которой  составляет около 1000 С, - это Марс.

Планеты, температура поверхности которых бывает выше +4000 С, - это Меркурий и Венера.

Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, - это Марс.

Практически не имеют атмосферы планеты Меркурий и Плутон.

Планета, обладающая биосферой, - это Земля.

Этап III

      При выполнении домашнего задания учащиеся заполняют следующую таблицу с основными физическими характеристиками планет земной группы:

Физические характеристики планет

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Масса (в массах Земли)

0,055

0,816

1,000

0,107

Диаметр (в диаметрах Земли

0,382

0,949

1,000

0,532

Плотность, кг/м3

5,43

5,24

5,52

3,95

Период вращения

58,8 суток

243 суток

(обратное)

23 ч

56 мин

24 ч

37 мин

Атмосфера:

давление


химический состав

Практически нет

95 атм

1 атм

1/150 атм

96,5 % СО2,

3,5 % N2

78 % N2,

21 % О2

и др.

95 % СО2,

2,5 % N2

и др.

Температура поверхности, 0С

+430 днем;

-170 ночью

+480

От +60 до +17 днем;

 -80 ночью

От +15 до -60 днем;

-120 ночью

Число спутников

-

-

1

2

Названия спутников

-

-

Луна

Фобос, Деймос

        После заполнения таблицы ученики делают выводы, в которых указываются сходства и различия между планетами земной группы.

        Выводы: так как Меркурий практически лишен атмосферы, то на его поверхности наблюдается рекордный перепад температур (более чем на 5000 С). Облака на Венере и пылевые бури на Марсе напоминают нам, что на Земле необходимо ограничить выбросы пыли и промышленных отходов в атмосферу, что позволит сохранить привычные условия существования и развития жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Солнечная система. Планеты земной группы».

Данная разработка урока составлена с помощью программы MicrosoftPowerPoint, которая позволяет провести урок с богатым набором иллюстративного материала, что необходимо для учащихся средней  школы...

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).

Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...

урок по биологии «Солнечная система. Планеты земной группы»

урок по биологии «Солнечная система. Планеты земной группы»...

урок астрономии в 11 классе ""Планеты земной группы"

Для урока астрономии по теме "Планеты земной группы" представлены: презентация, технологическая карта урока,  таблица для заполнения учащимися данных о планетах и аналогичная таблица дл...

Разработка урока астрономии " Планеты земной группы"

Данная работа содержит технологическую карту урока по астрономии с приложениями по теме: " Планеты земной группы"...

Тестирование по теме «Планеты земной группы»

Тестирование по теме «Планеты земной группы» разработано для учебника Чаругина В.М. (10-11 класс).  Данный учебник представляет линию учебно-методических комплексов «Сферы ...


 

Комментарии

Черепкова Яна Юрьевна

рекомендую САЙТ АСТРОНОМИЯ .Есть всё конспекты, презентации, сам.раб, тесты ;
адрес http://www.astro.websib.ru/metod/uroki-sp