Неделя биологии в школе.
материал (6, 8 класс) по теме

Шаронова Светлана Владимировна

Игра "Крестики-нолики" для учащихся 6 класса и игра "Путешествие на поезде "Здоровье" для 8 класса. Эти материалы можно использовать во время проведения недели биологии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_6_klass.doc89.5 КБ
Microsoft Office document icon puteshestvie_na_poezde.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шаронова Светлана Владимировна

Учитель биологии и химии

Муниципальное общеобразовательное учреждение Нерльская средняя общеобразовательная школа

Литература:

Предметные недели в школе «Биология, экология, здоровый образ жизни». Издательство «Учитель» Волгоград 2001

Дидактические игры при обучении биологии издательство «Дрофа» Москва  2003

Внеклассная работа по биологии в сельской школе издательство Москва «Просвещение» 1983

Предметная неделя биологии в школе издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2008

Игра «Крестики-нолики».  6 класс. Неделя биологии.

«Корзина

загадок»

5 минут

«Что

лишнее?»

5 минут

«Живая

буква»

1 минута

«Кроссворд»

5 минут

«Прогулка

в лес»

3 минуты

«Я рисую

натюрморт»

1 минута

«Угадай-ка»

5 минут

«Найди

ошибку»

5 минут

«Книга

рекордов

природы»

3 минуты

        На доске нарисовано поле из 9 клеточек, в каждой клеточке – название конкурса. Ученики делятся на 2 команды.

1-ая команда – «Крестики», 2-ая – «Нолики». Команды выполняют задания конкурсов, получают баллы за правильные ответы. После выполнения задания определяется победитель конкурса и название конкурса на игровом поле закрывают карточками

О

Х

Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большее число конкурсов.

 

«Корзина загадок». (5 мин)

        Командам по очереди загадываются загадки, если команда не отгадала, право отгадать предоставляется противникам.

Примеры загадок

Золотая середина, и лучи идут кругом,

Это может быть картина: солнце в небе голубом.

Нет, не солнце на бумажке,

На лугу цветы… (ромашки).

Подрастет – нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

А пока стоит одетый в желтый сарафанчик,

А зовут его, ребята, просто… (одуванчик).

На солнечной опушке в траве стоит она,

Лиловенькие ушки тихонько подняла.

И тут поможет вам смекалка –

Все знают, что зовут цветок… (фиалка).

Нам каждому весенняя природа дорога,

Ручьями распускаются холодные снега.

От снега очищают и поле, и валежник,

И первый появляется в проталине… (подснежник).

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,

Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.

Головка голубая и длинный стебелек –

Ну кто ж его не знает, ведь это… (василек).

Ранним утром распускает лепестки свои цветок.

А как вечер наступает, гаснет красный огонек.

Погляди-ка, погляди-ка, что за красный веерок?

Это яркая… (гвоздика) новый празднует денек.

Она древностью гордится

Уже десять тысяч лет,

Шумит в полях под синим небом

И кормит всех нас белым хлебом.

(Пшеница).

А вот цветок, он так похож

И на пшеницу, и на рожь.

Но в колоске один цветок –

Так будь внимателен, знаток!

(Ячмень).

Топили, сушили, колотили, рвали,

Крутили, топтали, на стол клали.

(Лен).        

Домашняя аптека

На кухне на окне.

Цветок колючий этот

Помог тебе и мне.

(Алоэ).

Вот  диковина:

На ветке –

Морковина!

Висит, краснеется,

На солнце греется.

(Красный перец).

Желтая курица

Лежит под тыном, дуется.

(Тыква).

«Что лишнее?» (5 мин).

        Ведущий читает ряд слов, команды по очереди определяют лишнее слово и объясняют свой выбор. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Огурец, морковь, ананас, овес, одуванчик (культурные и дикорастущее растения).
  2. Одуванчик, подорожник, боярышник, мать-и-мачеха, клевер (лекарственные растения).
  3. Сосна, дуб, ель, можжевельник, пихта (хвойные растения).
  4. Тюльпан, яблоня, папоротник, земляника, рябина (цветковые растения).
  5. Лисички, опята, подосиновики, спирогира, грузди (грибы).
  6. Сирень, черемуха, груша, сосна, липа (деревья).
  7. Макроцистис, хламидомонада, улотрикс, хвощ, ламинария (водоросли).
  8. Плаун, кукуруза, подсолнечник, арахис, рожь (цветковые растения).

«Живая буква». (1 мин)

Б

О

Цветок

Дерево

Кустарник

Насекомое

Рыба

Птица

Зверь

Бархатцы

Береза

Бузина

Бабочка

Белуга

Беркут

Белка

Одуванчик

Ольха

Орешник

Овод

Окунь

Орел

Олень

«Кроссворд»  (3 – 5 мин).

        Время выполнения задания – 5 минут. Каждое разгаданное слово 1 балл. Каждой команде выдается кроссворд.

  1. Домашнее насекомое.
  2. Нелетающая птица.
  3. Самое крупное животное.
  4. Птица, приносящая весну на крыльях.
  5. Друг человека.
  6. «След белого человека».
  7. Дерево – гигант.
  8. Лучший певец.
  9. Царь зверей.
  10. Дачный враг.
  11. Первый весенний цветок.
  12. Символ Канады.
  13. Птица-цветок.
  14. Русская красавица.

1.

П

Ч

Е

Л

А

2.

С

Т

Р

А

У

С

3.

К

И

Т

4.

Г

Р

А

Ч

5.

С

О

Б

А

К

А

6.

П

О

Д

О

Р

О

Ж

Н

И

К

7.

Б

А

О

Б

А

Б

8.

С

О

Л

О

В

Е

Й

9.

Л

Е

В

10.

М

Е

Д

В

Е

Д

К

А

11.

П

О

Д

С

Н

Е

Ж

Н

И

К

12.

К

Л

Е

Н

13.

К

О

Л

И

Б

Р

И

14.

Б

Е

Р

Е

З

А

«Прогулка в лес». (3 мин)

        Наступила весна, солнце пригрело землю, распустились почки, зацвели первые цветы. Горожане чаще стали проводить время на природе. Представьте, что вы собрались устроить пикник на лесной поляне. Какие правила поведения в лесу нужно помнить?

        За каждый правильный ответ – 1 балл.

«Я рисую натюрморт» (1 мин).

        Командам раздаются комплекты разрезанных картинок. За одну минуту каждая команда должна выбрать части своей картинки и восстановить ее. Правильный ответ – 1 балл.

«Угадай-ка» (5 мин).

  1. Это что такое

В землю вросло

Сверху толсто,

Снизу востро, собой красно?

  1. Появились бубенчики –

Белые горошки.

Распустились колокольчики

На зеленой ножке.

  1. На плечах Игнашки

Сорок три рубашки

Все из ткани отбеленной,

А поверх – пиджак зеленый.

4.   Цветок – напрасный,

Плод – опасный,

А поле все засажено.

  1. Из растений чей портрет

Выбит на монете?

Чьих плодов нужнее нет

На родной планете?

6.   Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек.

7.   Главный принцип этой травки

В общем-то простой:

Голова – на солнце,

Ноги – под водой.

  1. Стоит Егорка в красной ермолке,

Кто ни пройдет, всяк поклон отдает.

1.М

О

Р

К

О

В

Ь

2.Л

А

Н

Д

Ы

Ш

3.К

А

П

У

С

Т

А

4.К

А

Р

Т

О

Ф

Е

Л

Ь

5.П

Ш

Е

Н

И

Ц

А

6.О

Д

У

В

А

Н

Ч

И

К

7.Р

И

С

8.З

Е

М

Л

Я

Н

И

К

А

«Найди ошибку» (5 мин).

        Командам выдают листки с четверостишием. Нужно найти биологические ошибки и объяснить их. Найденная ошибка оценивается в 1 балл.

Глухари вернулись с юга –

Дома очень много дел:

Гнезда нужно свить повыше,

Чтобы их медведь не съел.

Ананасы собираем

Мы с деревьев поскорей,

Их склюет иначе стая

Перелетных глухарей.

«Книга рекордов природы» (3 мин).

Растения-рекордсмены:

  1. Назвать род растения, имеющего самые большие листья. Это тропическое растение. И листья его поистине огромны – около 20 м. (Пальма рафия).
  2. Самое маленькое цветущее растение. Размер его листочков составляет всего 0,5 – 1,2 мм в поперечнике; на ногте вашего пальца свободно разместится 25 таких листочков. (Ряска волффиа аррхиза).
  3. Самое высокое травянистое растение. Его высота – 30, а то и 40 м. Порой за сутки это растение может вырасти на 1 м. (Бамбук дендрокаламус гигантский).
  4. Растение победившее в конкурсе гигантов. Это дерево, высотой более 100 м, впервые было обнаружено в 1831 году в Калифорнии. (Секвойя).


Предварительный просмотр:

Учитель биологии МОУ Нерльская СОШ Шаронова Светлана Владимировна

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ «ЗДОРОВЬЕ». 8 КЛАСС

        В Е Д У Щ И Й. Сегодня мы отправимся в путешествие на поезде «Здоровье». Класс делится на 2 команды. Каждая команда на станциях по очереди отвечают на вопросы. За ответ команда получает по 1 баллу.

  1. Станция «Зеленая аптека».

П Л А К А Т. Одуванчик, подорожник,

                        Василек, шалфей и мята.

                        Вот зеленая аптека

                        Помогает вам, ребята!

В о п р о с ы

1. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни).

2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет весенний, цмин песчаный, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца).

3. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют корни и корневища? (Аир, валериана, девясил, женьшень, родиола розовая, лопух, солодка).

4. Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение? (Василек).

5. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина).

6. Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (Белладонна, дурман обыкновенный, болиголов пятнистый, клещевина, ландыш майский, наперстянка красная).

7. Это прозвище недаром у красивого цветка.

    Капля сочного нектара и душиста и сладка.

    От простуды излечиться

    Вам поможет… (Медуница).

8. Появились бубенчики –

    Белые горошки.

    Распустились колокольчики

    На зеленой ножке. (Ландыш майский).

9. Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы).

10. Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используют для успокаивающих ванн. Назовите его… (Сосна).

  1. Станция «Мойдодыр».

П л а к а т. Надо, надо умываться

                   По утрам и вечерам,

                   А нечистым-трубочистам

                   Стыд и срам!

  1. Как в лесу обойтись без мыла? ( Трутовики, зола).
  2. Чем чистить зубы в лесу? (Древесным углем, мятой, расщепленной веточкой сосны, ели, дуба).
  3. Как спастись от комаров? (Дымовая завеса, ветка луговой ромашки, запах гвоздики, черемухи).
  4. Какое дерево избавляет ноги от пота, запаха, трещин? (Кора дуба).
  5. Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой. (Земляника лесная).
  6. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел).
  7. Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе. (Лопух, подорожник).
  8. Листья этого растения обжигают нас,

Сок из листьев этого растения спасает нас.

Весной  его используют на суп.

Голову мыть его отваром – волосы растут.

(Крапива – кровоостанавливающее, витаминное средство, ускоряет рост волос).

  1. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок,  а при умывании – кожа становится нежной, бархатистой. Назовите его. (Цветы ромашки).
  2. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло).

3.Станция «Кафе «Робинзон»».

        П л а к а т. Не забывай в числе других продуктов

                               Побольше кушать овощей и фруктов.

Раздаются открытки, картинки, рисунки с изображением и названием растения. Учащиеся должны назвать блюда, которые можно приготовить из них.

        Открытки с изображением:

  1. Водяной орех – чилим. (Плоды этого растения разламываются, используются для выпечки лепешек).
  2. Цикорий – корни цикория используют для заварки напитка, аналогичного кофе.
  3. Лотос – семена, корневища лотоса жители Китая, Индии, Японии до сих пор используют для изготовления муки, сахара, крахмала, масла. Из корневищ варят суп или используют в виде гарнира.
  4. Крапива – суп из крапивы, салат из листьев.
  5. Борщевик – блюдо из борщевика напоминает куриный бульон, листья по вкусу похожи на морковь, корневище заменяет сладкие плоды.
  6. Дуб – из желудей приготавливают кашу, лепешки, оладьи, кофе.
  7. Одуванчик – салат из листьев одуванчика, корни одуванчика могут заменить кофе, чай.
  8. Стрелолист – «лесной картофель». Имеет вкус сырых орехов, в вареном виде напоминает горох, в печеном – картофель. Высушенные клубни перемалывают в муку, используют для приготовления киселя.
  9. Черемуха – из ягод черемухи пекутся пироги, варятся кисели, сок используют для вина и напитков.
  10. Лопух – корень лопуха может заменить морковь, петрушку. Можно есть сырым, жареным.
  11. Дикий лук, чеснок – употребляют как витаминное средство.

Если остается время или дети не смогли ответить на эти вопросы, то они могут привести еще примеры использования дикорастущих растений в пищу. За эти сведения они получают дополнительные баллы.

  1. Станция «Скорая помощь».

П л а к а т. Друг в беде,

                   Скорей на помощь!

                   Вот трава,

                   Что лекарство и овощ!

  1. Остановить кровотечение с помощью жгута.
  2. Оказать первую помощь при переломе.
  3. Какие растения используют для остановки кровотечения? (Пастушья сумка, крапива, тысячелистник).
  4. Какие растения используют для лечения нарывов? (Алоэ, каланхоэ – комнатные растения; подорожник, календула, капуста).
  5. Какие растения используют при сердечном приступе? (Настойка ландыша, корней валерианы, пустырника).
  6. Какие растения используют как жаропонижающее средство? (Малина, лимон, клюква).
  7. Какие растения используют при расстройстве желудка, кишечника? (Подорожник, плоды черемухи, черники).
  8. Оказать первую помощь при укусе ядовитыми животными.
  9. Оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударах.
  10. Какие растения используют для снятия зубной боли, боли от ушибов?

  1. Станция «Спортивная»

П л а к а т. Вини себя за вид болезненный и хмурый,

                   Не занимаешься ты, видно, физкультурой.

  1. Показать комплекс гимнастики для глаз.
  2. Показать комплекс гимнастики на осанку.
  3. Показать комплекс дыхательной гимнастики.

Из нескольких карточек выбирается одна  и проводится в течение 2-3 минут гимнастика. Затем учащиеся отвечают на вопросы викторины.

  1. Назвать виды спорта, входящие в Зимние Олимпийские игры. (Хоккей, фигурное катание, прыжки с трамплина на лыжах, биатлон и т.д.)
  2. Назовите летние виды спорта. (Плавание, легкая атлетика, футбол, велосипедные гонки).
  3. Что такое колонетика, стрейчинг? (Упражнения на растягивание мышц и суставов тела).
  4. Что такое культуризм? (Вид спорта, при котором чаще с помощью статистических упражнений развиваются определенные мышцы тела).

  1. Станция «Неболейка»

П л а к а т. Ангина и кашель бывают у тех,

                   Кто смотрит со страхом на лыжи и снег.

  1. Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?
  2. Назовите болезни «грязных рук». (Желудочно-кишечные заболевания, дизентерия, гепатит (желтуха), туберкулез).
  3. Почему аристократы в любое время ходили в перчатках? (Чтобы избежать заражения туберкулезом или, как тогда называли, чахоткой, а также других болезней «грязных рук»).
  4. Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (Холера, дизентерия, гепатит, гельминты, сальмонеллез и др.).
  5. Почему нельзя сразу после занятий физкультурой пить холодную воду? (Потому что резкое охлаждение на фоне общего разогревания организма может вызвать ангину, катар верхних дыхательных путей).
  6. Назовите меры предосторожности, которые нужно предпринимать, чтобы не заразиться туберкулезом,  дифтерией? (Мыть руки, не есть и не пить из чужой посуды).
  7. Как избежать заболевания педикулезом? (Мыть чаще голову, не пользоваться чужими расческами, не ложиться в постель чужого человека без смены белья).
  8. Почему нельзя гладить незнакомых собак, кошек? (Возможно заражение яйцами глистов, лишаями).
  9. Признаком какого заболевания может быть покраснение, зуд руки, желание постоянно чесать это место? (Возможно, что это чесотка, которая вызывается проникновением под кожу человека чесоточного клеща. Необходимо срочно обратиться к дерматологу).
  10. Как избежать солнечного удара? (Носить головной убор, в жару нельзя находиться под открытым солнцем).

7. Станция «Вредные привычки»,

        П л а к а т. Не бери чужие платья,

                               Ногти тоже не грызи,

                               Не дружите с сигаретой,

                               Так здоровья не найти.

        Д\З: плакат аккуратно одетого причесанного человека и рисунки людей с вредными привычками.

        У ч и т е л. Перед вами образ неряшливого человека. Попробуем узнать, какие вредные привычки привели его к этому облику.

1. Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (Зубы будут неровными).

2. Почему нельзя курить? (Желтые зубы, запах изо рта, хромота, кашель, заболевания сердца, кишечника, желудка, легких и др.).

3. Как влияет на здоровье и внешний вид человека употребление алкоголя? (Расширяются сосуды – красный нос, жилки на лице, болезни печени, желудка и др.).

4. Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (Красный цвет лица и глаз, зрачки расширенные, агрессивность, худоба, бледность, зрачки прыгающие).

5. Как часто и зачем нужно мыть голову? (Чтобы волосы были чистыми, не заводились вши, мыть 1 раз в 5-7 дней).

6. Подружка просит вас дать ей свою расческу, чтобы поправить свою прическу. Что вы сделаете?

А) Предложите ей свою расческу – 0 баллов.

Б) Отдадите ей расческу, но потом больше ей пользоваться не будете, пока не помоете – 1 балл.

В) Вежливо откажите, объяснив, что нельзя пользоваться чужими расческами – 3 балла.

7. Объясните, почему нельзя грызть ногти. (Под ногтями находятся возбудители различных болезней, яйца гельминтов).

8. Как избавиться от привычки или желания ковыряться в носу? (Смазывать внутри маслом или вазелином и затем чистить нос 1-2 раза в день ватным жгутиком).

9. К чему может привести привычка брать в рот несъедобные предметы? (Можно проглотить предмет, можно перекрыть вход в трахею, заразиться болезнями).

10. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы? (Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибковыми заболеваниями).

8. Станция «Клуб закаливания».

        Каждая команда выбирает (как билет) перевернутые таблички и рассказывает о правилах проведения процедуры закаливания. Затем учащиеся отвечают на вопросы викторины.

  1. Умывание холодной водой до пояса.
  2. Холодные ванны для ног.
  3. Купание в водоеме.
  4. Обтирание водой до пояса.
  5. Контрастный душ.

Вопросы викторины.

  1. Вы решили закаливать свой организм. С чего вы начнете?
  1. Посоветуетесь  с врачом и родителями.
  2. Начнете обливание холодной водой всего тела.
  3. Будете купаться на реке, пока не замерзнете.
  1. В какое время года лучше всего начинать закаливание?
  1. Зимой.
  2. Летом.
  3. В любое время года.
  1. Расставьте последовательность закаливания в виде ряда цифр:
  1. Умывание холодной водой лица.
  2. Купание в водоеме.
  3. Растирание варежкой с холодной водой до пояса.
  4. Контрастный душ.
  5. Обливание тела водой.

(1,3,4,5,2).

4.   Кто такие «моржи». Можно ли без подготовки купаться зимой в водоеме?

(«Моржами» называют людей, купающихся зимой в проруби. Для того чтобы стать моржом, нужно подготовку начинать летом, за полгода до зимы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя биологии и экологии в школе

План проведения недели биологии и экологии в школе, положения по ряду конкурсов, планы уроков в игровой форме, анализ проведенной недели биологии...

Материалы недели биологии и химии в школе

Данный материал содержит примерный план предметной недели и разработки мероприятий для всех звеньев школы....

Отчет о неделе биологии в школе

Предметные недели - одна из форм активизации учебной деятельности учащихся. Через игровые формы внеклассных и внеурочных мероприятий обучаемые привлекаются к углубленному изучению предмета. Такой вид ...

План проведения недели биологии в специальной (коррекционной) школе.

Разработан план проведения недели биологии по дням....

План к неделе биологии и экологии в школе 2014

подробный план проведения недели биологии и экологии в школе...

Фотоотчет о проведении Недели биологии в школе

Цель: учить применять знания, приобретенные на уроках биологии; прививать навыки самообразования, самосовершенствования; пробуждать в детях желание познавать окружающий мир, формирование экологической...

Неделя биологии в школе

Проведение предметных недель в нашей школе давняя традиция. Они способствуют повышению творческой активности учащихся, развитию чувства коллективизма, помогают учащимся раскрыться: показать свои орган...