Рабочая программа элективных курсов по биологии на 2013-2014 год (9-11 классы)
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Валиева Ралифа Маснавиевна

Рабочая программа элективных курсов  по биологии  расчитана на 1 час занятий  в неделю. Целью курса является систематизация знаний об общих закономерностях развития живой природы, о ее сущности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_fakultativnogo_kursa_na_2013-2014.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.В.Татышлы МР Татышлинский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено                          Согласовано:                                      Утверждено:

на заседании ШМО               Зам. директора по УВР:                    Директор школы:    

Протокол №_____                 ________________                           ________________

«___» _______2013 г.             Магзумова З.Р.                                 Махмутови Ф.В.

Руководитель:                        «__ » _______2013 г.                          Приказ №___

 ________                                                                                            «___»______2013 г.

 Валиева  Р.М.                                                                                          

Рабочая программа элективных курсов   по биологии для

 9-11  классов  

Разработана

учителем биологии высшей

квалификационной категории

Валиевой Ралифой Маснавиевной

2013

Рабочая программа элективных курсов  для учащихся 9-11 классов

на 2013-2014 учебный год.

Объяснительная записка

Вот уже несколько десятилетий человечество является свидетелем бурного прогресса биологии. Эта наука привлекает внимание людей самых разных специальностей. Именно от биологии ждут решения многих важнейших проблем, связанных с сохранением окружающей среды, здоровья людей, с обеспечением их продовольствием. Открытие в последние десятилетия принципиально новых явлений вызвало огромный интерес к биологии, причём этот интерес сосредоточился главным образом на таких её аспектах, которые прежде были достоянием только специалистов. Знания в области молекулярной биологии, генетики, экологии стали показателем общей культуры человека. Современная биология представляет собой комплекс естественных наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи, законы её существования и развития. Акцентировать внимание обучающихся на современных биологических вопросах позволяют темы, предусмотренные программой элективного курса.

Цель курса: систематизировать знания учащихся об общих закономерностях развития живой природы, о сущности жизни, её формах; совершенствовать общеобразовательные знания обучающихся по вопросам биологической науки для подготовки к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.

Задачи: 1. вырабатывать у учащихся научные, осознанные, систематические знания основ биологии;

2. развивать и совершенствовать практические навыки работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепаратами, гербариями, коллекциями);

3. сформировать умения практического применения знаний предмета в жизни.

Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:

  • знание основных критериев живых организмов;
  • знание уровней организации живой природы;
  • знание особенностей строения и функционирования клеток прокариот, эукариот и неклеточных форм жизни;
  • умение на основе генетических законов решать генетические задачи.

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2. Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 6-10 классов (профильный уровень). Автор В.В.Пасечник. Москва. Дрофа, 2010.

В результате реализации программы, обучающиеся должны: знать/понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов и хромосом; женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов и явлений: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование – приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

• описывать особей видов по морфологическому критерию;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

• сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; мейоз и митоз; половое и бесполое размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного и искусственного отбора; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции ) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности и окружающей среде;

• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и применять её в собственных исследованиях.

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде.

Актуальность программы

Курс биологии на ступени основного и  среднего (полного) общего образования направлен на формирование у обучающихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции. Поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Элективный курс «Многообразие живой природы»

9 класс                  35 часов

п/п

Колич.

часов

Дата

Тема

По плану

Факти-чески

1

1

Биология – наука о жизни. Царства живой природы.

2

1

Клеточное строение живого. Микроскоп. Ткани.

3

1

Бактерии.

4

1

Грибы. Лишайники.

5

1

Водоросли. Мхи.

6

1

Папоротники. Голосеменные.

7

1

Цветковые растения. Классификация растений.

8

1

Эволюция растений. Охрана растений.

9

1

Многообразие животных. Простейшие. Черви.

10

1

Тип Членистоногие.

11

1

Тип Хордовые.

12

1

Анатомия животных.

13

1

Эволюция животных. Орана животных.

14

1

Классификация животного мира.

15

1

Ткани, органы, системы органов человека.

16

1

Внутренняя среда организма. Иммунитет.

17

1

Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии.

18

1

Нервная система человека.

19

1

Анализаторы. Профилактика болезней. СПИД.

20

1

Железы внутренней секреции.

21

1

Молекулярный уровень живого.

22

1

Клеточный уровень живого.

23

1

Организменный уровень живого.

24

1

Популяционно-видовой и экосистемный уровни организации живого.

25

1

Биосферный уровень организации живого.

26

1

Законы Г. Менделя.

27

1

Решение задач по генетике.

28

1

Тестирование по ботанике.

29

1

Тестирование по зоологии и анатомии человека.

30

1

Тестирование по зоологии и анатомии человека.

31

1

Тестирование по уровням организации живого.

32

1

Демоверсии ГИА.

33

1

Варианты ГИА.

34

1

Варианты ГИА.

35

1

Варианты ГИА. Подведение итогов.

Элективный курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»

10 класс                  35 часов

п/п

Колич.

часов

Дата

Тема

По плану

Факти-чески

1

1

Строение клетки.

2

1

ДНК.

3

1

РНК,

4

1

АТФ.

5

1

Синтез белка.

6

1

Генетический код.

7

1

Решение задач на  молекулярную биологию.

8

1

Решение задач на  молекулярную биологию.

9

1

Решение задач на  молекулярную биологию.

10

1

Решение задач на  молекулярную биологию.

11

1

Решение задач на  молекулярную биологию.

12

1

Решение задач на  молекулярную биологию.

13

1

Генетика-наука о наследственности  и изменчивости.

14

1

Первый и второй законы Г.Менделя.

15

1

Решение задач моногибридное скрещивание.

16

1

Решение задач моногибридное скрещивание.

17

1

Решение задач дигибридное скрещивание.

18

1

Решение задач дигибридное скрещивание.

19

1

Решение задач на неполное доминирование.

20

1

Решение задач на неполное доминирование.

21

1

Комплементарное действие генов. Решение задач.

22

1

Комплементарное действие генов. Решение задач.

23

1

Решение задач на эпистаз.

24

1

Решение задач на эпистаз.

25

1

Решение задач на эпистаз.

26

1

Решение задач на полимерию.

27

1

Задачи на сцепление генов.

28

1

Задачи на сцепление генов.

29

1

Задачи на сцепление генов.

30

1

Задачи на сцепленное с полом наследование.

31

1

Задачи на группы крови.

32

1

Демоверсии ГИА и ЕГЭ.

33

1

Варианты ЕГЭ.

34

1

Варианты ЕГЭ.

35

1

Варианты ЕГЭ. Подведение итогов.

Элективный курс « Экзамены по биологии сдаем на «пять».  Решение задач»

11 класс                  35 часов

п/п

Колич.

часов

Дата

Тема

По плану

Факти-чески

1

1

Эволюционная биология.

2

1

Свидетельства эволюции.

3

1

Закон Харди-Вайнберга.

4

1

Решение задач на закон Харди-Вайнберга.

5

1

Решение задач на закон Харди-Вайнберга.

6

1

Механизмы эволюции.

7

1

Направления эволюции. Прогресс и регресс.

8

1

Возникновение и развитие жизни на Земле.

9

1

Антропогенез.

10

1

Селекция и биотехнология.

11

1

Организмы и окружающая среда.

12

1

Сообщества и экосистемы.

13

1

Биологические основы охраны окружающей среды.

14

1

Экология РБ. Красные книги.

15

1

Особенности заданий ЕГЭ.

16

1

Особенности заданий ЕГЭ.

17

1

Особенности заданий ЕГЭ.

18

1

Особенности заданий ЕГЭ.

19

1

Решение задач на законы Г.Менделя.

20

1

Решение задач на законы Г.Менделя.

21

1

Решение задач на законы Г.Менделя.

22

1

Решение задач на законы Г.Менделя.

23

1

Решение задач на законы Г.Менделя.

24

1

Тесты по ботанике.

25

1

Тесты по зоологии.

26

1

Тесты по анатомии и физиологии человека.

27

1

Тесты по генетике.

28

1

Тесты по общей биологии.

29

1

Тесты по экологии.

30

1

Демоверсии  ГИА и ЕГЭ.

31

1

Варианты ГИА и ЕГЭ.

32

1

Варианты ГИА и ЕГЭ.

33

1

Пробный ЕГЭ.

34

1

Пробный ЕГЭ.

35

1

Варианты ЕГЭ. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Программа разработана  с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы»  Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...

Рабочая программа элективного курса по биологии 6 класс "Юный биолог"

Программа элективного курса по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, п...