Урок по теме "Изучение состояния памяти, активности внимания и утомляемости"
учебно-методический материал (биология, 8 класс) по теме

Воленко Елена Николаевна

Урок - исследование для учащихся 8-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Изучение состояния памяти, активности внимания и утомляемости».

Урок – исследование для учащихся 8 классов.

Цели урока: с помощью тестов, предоставить ученикам возможность  оценить состояние  своей кратковременной и долговременной памяти, а также активность внимания и степень развития  утомляемости; научить методам постановки несложных экспериментов; продолжить формирование таких умений как обобщение и сравнение; через  интерес к изучению своих психологических особенностей, повысить у учеников интерес к биологии.

Оборудование: для определения кратковременной и образной памяти готовятся на каждую парту соответствующие таблицы с инструкцией, для методики по оценки состояния памяти, утомляемости и активности внимания – протокол  с инструкцией, который выдается каждому учащемуся класса.

На уроке учащиеся работают парами. Сначала один ученик тестирует другого, потом, второй - первого. Учитель перед каждым тестированием объясняет суть эксперимента, обращает внимание учащихся на обязательное следование инструкциям по проведению эксперимента, помогает выполнять его, если ученики испытывают затруднения. В конце урока – ученики обобщают  результаты  и  делают выводы в рабочей тетради.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительные слова учителя.

-Память- способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию) того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и случайно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (то есть накопления информации), а попытки объяснения памяти совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частей, попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память человека можно определить как психофизиологические запоминания, сохранение и воспроизведение информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным результатам, но и по  тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато  неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые,  напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. В них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.  Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Так  выделяют следующие виды памяти:
1.Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2.Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит от цели запоминания и от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

-механическая дословное многократное повторение;

-логический пересказ (работает логическая память);

-образные приемы  запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки).

-мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для  облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.

           «Чистые» виды памяти в смысле  безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще встречаются сочетания зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их изменениями являются зрительно – двигательная, зрительно- слуховая и двигательно - слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Сегодня на уроке каждому из вас предоставляется возможность оценить свою кратковременную и долговременную память, а также состояние внимания и утомляемости.

На каждой парте лежат по три методики изучения памяти. Работать вы будете парами. Перед тем, как выполнять эксперимент, внимательно причитайте инструкцию, а после проведения – интерпретацию результатов, с помощью которой вы сможете сделать выводы о состоянии своей памяти.  Результаты  вы   обязательно должны записать в тетради, согласно тому плану, который вы видите на доске:

1. Номер теста.

2. Название.

3. Результат.

4. Вывод.

При выполнении теста № 3 «Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания», каждый  должен заполнить протокол, после чего составить график «кривая запоминания», и  далее сделать вывод, внимательно прочитав интерпретацию результатов.

     

ТЕСТ № 1

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

ЦЕЛЬ: определение объема кратковременной зрительной памяти.

ОПИСАНИЕ: Испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой им таблицы.

15

39

87

23

94

65

79

46

83

19

94

52

ИНСТРУКЦИЯ: « Сейчас Вам будет предъявлена  таблица  с числами.  Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно большее  количество чисел. Внимание, начали!»

По количеству правильно воспроизведенных  чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, иначе - оперативной памяти  - 10 единиц материала. Средний уровень 6-7 единиц.

ТЕСТ № 2

МЕТОДИКА «ОБРАЗНАЯ  ПАМЯТЬ»

ЦЕЛЬ: Изучение кратковременной памяти

Описание:

В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображения предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное  количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение 1 минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать)

Инструкция: « Сейчас я покажу Вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того, как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы-20 секунд»

2

(

В

¸

СО2

"

Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме - это 6 и более правильных ответов

оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

количество воспроизведенных образов

15-16

13-14

10-12

7-9

6

5

4

3

1-2

    ТЕСТ  № 3

Методика « Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания»

Материал: Протокол с девятью короткими односложными и двухсложными словами, не имеющими между собой никакой связи.  Методика может быть использована для детей с 5 лет, так и для взрослых.

ФИО_________________________________________________________

возраст_____________________

№.

число

хор

камень

гриб

кино

зонт

море

шмель

лампа

рысь

доп.

слова

1

2

3

4

5

через

час

Инструкция состоит из нескольких этапов:

-Сейчас мы проверим свою память, Я назову тебе слова, ты послушаешь их, а потом проверишь, сколько сможешь, в любом порядке.

(Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша).

-Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке.

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: « Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор  говорит испытуемому: «Через час Вы эти слова  назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя  час, испытуемый  по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова. Они фиксируются в протоколе кружочками.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

 По полученному протоколу составляется график, «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы  относительно особенностей запоминания. Так,  у здоровых детей с каждым воспроизведением  количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной     памятью обычно воспроизводит правильно до 9  или 10 слов.  

       Кривая запоминания может  указывать на ослабление  внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том  случае, если  испытуемый,  (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8 –9  слов, а  затем, с каждым разом все меньше и меньше  (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

 3. Заключительные слова учителя:

               -И в заключение урока, я хочу дать вам несколько рекомендаций по улучшению памяти:

1.Облегчить процесс запоминания поможет составление схем различных объектов.

2.При совершенствовании памяти лучше опираться на то, что у человека больше всего развито: зрение, слух, осязание и т.д.

3.Что бы что либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:

-мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легко представляемым в воображении предметом;

-оба предмета в воображении, соединить  каким- либо причудливым образом друг с другом в единый фантастический предмет;

-мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет.

Данных трех условий достаточно для того, чтобы в нужный момент времени вспомнить запоминаемое.

4.Материал рекомендуется  повторять незадолго до нормального времени отхода ко сну, в этом случае запоминаемое лучше обложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями.

4. Подведение итогов урока, домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития памяти и внимания на уроках иностранного языка

Очень часто приходиться слышать от учащихся, что у них плохая память. Однако нередко они просто не умеют запоминать, не знают приёмов успешного запоминания. Данная презентация поможет учителю использо...

Развитие памяти и внимания учащихся на уроках иностраннаго языка

Данная статья раскрывает вопросы развития памяти и внимания на уроках иностранного языка, а также содержит рекомендации и упражнения, которые могут быть использованы учителем на уроках и рекомендованн...

Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.

В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....

Урок "Развитие памяти и внимания"

 У младших школьников больше развита образная память, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события.Кроме того ,обучение в начальных классах так строится, что школьника...

Упражнения, направленные на развитие памяти и внимания на уроках русского языка и литературы

Упражнения, развивающие память и внимание на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах, а также алгоритм работы с ними...