Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учебно-методический материал по биологии по теме

Алуева Любовь Григорьевна

С 2007 года  работаю над проблемой:  «Исследовательский метод  как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках биологии»     Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные)формы организации урока. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.
Теоретическая база опыта основана на идеях и разработках известных отечественных ученых, психологов и методистов:В.В.Пасечника,А.А.Каменского,В.В.Латюшина,Д.В. Колесова,Б.М.Медникова,Д.Б.Богоявленской, В.Н.Дружинина,А.В.Леонтовича, которые внесли значительный вклад в изучение, разработку  деятельностного характера исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_-aluevoi.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Публичное  представление  собственного инновационного педагогического опыта.

Личный сайт:

Информационный раздел обобщения опыта

Тема педагогической проблемы  «Исследовательский метод как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Актуальность и перспективность опыта

«Страшная эта опасность – безделье за партой  месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли». В.А.Сухомлинский.   Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала – например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты. Исследовательские работы отличаются от практических и лабораторных работ логической последовательностью (этапами), где учащиеся -наблюдают предметы и явления; - находят проблему, которую надо решить, - высказывают предположения, гипотезу; - применяют известные приёмы мыслительной деятельности, ставят цели и задачи; - вырабатывают новые понятия, т.е. выводы, которые сверяют с гипотезой; - проверяют, применяют на практике.  Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников. В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы. Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

   Концептуальность

В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу исследований отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, будет воспитывать у детей  такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Этот  метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости и  целеустремленности. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.  Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.  Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Теоретическая база опыта

С 2007 года  работаю над проблемой:  «Исследовательский метод  как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках биологии»     Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные)формы организации урока. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.

Теоретическая база опыта основана на идеях и разработках известных отечественных ученых, психологов и методистов:В.В.Пасечника,А.А.Каменского,В.В.Латюшина,Д.В. Колесова,Б.М.Медникова,Д.Б.Богоявленской, В.Н.Дружинина,А.В.Леонтовича, которые внесли значительный вклад в изучение, разработку  деятельностного характера исследования.

В работе используется:

1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

2. Каменский А.А., Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009.

3.Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.:

4.Колесов Д.В. Тематическое и  поурочное планирование: методическое пособие к учебнику Д.В.Колесова.- М.: Дрофа,2008.

5.Чередникова Г.В. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова.- Волгоград. Учитель , 2005.

6. Латюшин В.В., Шапкин В. А.. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.

7. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина 8.В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.

9. Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2001.

10.   Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник М.: «Дрофа», 2007.

11.Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам/ авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. -97с.

12. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

13. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

14. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

15. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 200

16. Технология проектного обучения.// Биология в школе, № 3, 2003

17.Проектная деятельность на уроках биологии. Газ. «Биология» № 32, 1998.

18.Использование компьютерных технологий в обучении биологии. «Биология», № 27-28, 2003

19.Богомолова, А. А. Организация проектной  исследовательской деятельности учащихся / Богомолова, А. А.  // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.

20.Бухвалов, В. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории   решения изобретательских задач (ТРИЗ): лекции. Лекция  

21.Воробьев, В. К. Примеры тем  учебно-исследовательских  работ  старшеклассников, носящих  междисциплинарный   характер / О. Н. Овсейчик, Е. К.  Иванова  // Практика          административной работы в школе. - 2007. - N 6. - C.  73-77.                                

22.Ефремова, А. П. Микроорганизмы как объекты исследовательской работы школьников / А. П. Ефремова, Я. С. Шапиро // Биология в школе. - 2008. - N 7. - С. 33-38.                                                

23.Харитонов, Н. П. Учебные  исследования  школьников  в курсе биологии / Н. П. Харитонов. // Школьные  технологии. - 2007. - N 3. - С. 116-129.                            

24.Леонтьева, А. В. О критериях оценивания  проектно-исследовательских работ учащихся / А. В. Леонтьева, Ю.   О.  Шевяхова // Биология в школе. - 2009. - N 4.  -  С.   47-50. - ISSN 0320-9660.                                      

Ведущая педагогическая идея

    В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы, средства и технологии  учебно-воспитательной работы. Для учащихся с низким и средним уровнем мотивации вовлечение в процесс творчества реализуется через организацию исследования на уроке как традиционной формы обучения. Формирование исследовательской компетенции в системе урочного учебного процесса эффективно при проведении  учебного эксперимента, выполнении домашнего задания исследовательского характера и др. В своей практике  успешно использую следующую технологию осуществления исследовательской деятельности на уроках биологии, представленную М.А.Шаталовым: актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент);  создание проблемной ситуации с помощью проблемно  –  поисковой беседы, демонстрационного эксперимента;  постановка учебной проблемы;  решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного решения проблемы);  доказательство и  применение найденного решения (путём выполнения  лабораторного опыта).  По объему осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки - исследования. На  уроке с элементами исследования  учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.  На таких уроках использую технологию проектного и проблемного обучения.

Оптимальность и эффективность средств

Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по предметам. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как  правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.  Как показывает опыт учителей, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.  Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

  1. При изучении нового материала.Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами

 2. При проведении устных упражнений.Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;

  3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;

4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ;

  5. При решении задач обучающего характера.

Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.   Заметил, что качество знаний прямо пропорционально уверенности детей в свои силы, их познавательным интересам, их умению и желанию преодолевать трудности. Стараюсь их приободрить, нацелить на успешное выполнение работы. При таком подходе у любого обучающегося будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить и даже ее избежать.Своей задачей считаю создать для любого ребенка ситуацию успеха, не оставляя места скуке и страху ошибиться – того, что тормозит развитие.

Результативность опыта

-Повышается познавательная активность на уроках (из пассивного слушателя в активного участника);

- Высокое усвоение УУД на уроке;

- Формируются личностные компетенции.

Опыт показывает, что реализация технологии исследования дает положительные результаты, стимулирует самостоятельность  и саморазвитиев рамках оптимизации учебного процесса.

Уровень успеваемости, благодаря использованию данной инновационной технологии, составляет по биологии 100%, качество знаний колеблется  от  58% до 82%. Результаты представлены в таблице

в форме ГИА 9 классов:

  - в 2009-2010 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, качество знаний - 100 %, средний балл – 4,0.

  - в 2010-2011 учебном году уровень обученности учащихся составил 67%, качество знаний - 67%, средний балл – 3,6.

  - в 2011-2012 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, качество знаний - 100 %, средний балл – 4,0.

  - в 2012-2013 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, качество знаний - 100 %, средний балл – 4,6.

в форме ЕГЭ 11 классов:

     -  в 2009-2010 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, средний балл – 55.

     -  в 2010-2011 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, средний балл – 53.

     -  в 2011-2012 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, средний балл – 68.

     -  в 2012-2013 учебном году уровень обученности учащихся составил 100%, средний балл – 66.

Результаты внеурочной деятельности представлены в таблице:

Название

мероприятия

Год

Ф. И. ученика

Класс

Результат

Муниципальный уровень

Муниципальный этап предметных олимпиад

(биология)

2009

Кривозубова Марина

10

победитель

Муниципальный этап предметных олимпиад

(экология)

2010

Глазков Василий

11

победитель

Муниципальный этап предметных олимпиад (экология)

2011

Дедина Мария

Глазков Андрей

10

11

победитель призер

Муниципальный этап предметных олимпиад (биология)

2012

Еремкина Татьяна КафлинаАлефтина

10               7

призеры

Муниципальный этап предметных олимпиад (биология)

2013

Апашкина Яна   Рачкова Ольга Еремкина Татьяна

9       10      11

призеры

Республиканский уровень

1

Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края» г.Краснослободск

2010

Нестеренко Валерия

8

участник

2

 Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению пос. Примокшанский.

2011

Рачкова Ольга

7

победитель

     3

Республиканский конкурс плакатов «Берегите Землю»

2009

Еремкина Татьяна

9

призер

4

Республиканский конкурс исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу»

2010

Нестеренко Валерия

8

участник

5

Республиканский этап IX Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

2012

Босоногова Марина

9

призер

6

Форум «Одаренные дети» номинация «Союз юных экологов»

2011

Рачкова Ольга   Колдина Ирина

8

участники

7

Республиканский конкурс исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу»

2009

Нестеренко Валерия Белова Надежда

6

участники

8

Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края» г.Краснослободск

2012

Староверов Николай

Добренькова Кристина

8

призеры

9

 Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению пос. Примокшанский

2012

Рачкова Ольга

9

призер

Межрегиональный уровень

1

Научно-практическая конференция по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу»

2009

Нестеренко Валерия

9

участница

Российский уровень

1

Форум «Одаренные дети»

номинация «Союз юных экологов»

2010

Алямкина Елена

11

Призер, обладатель Гран-при

2

Форум «Одаренные дети»

номинация «Союз юных экологов»

2009

Баранов Алексей

9

участник

3

Всероссийская сверхпрограммная предметная олимпиада «Олимпус»

2013

Рачкова Ольга

Зайцева Марина

Подгорной Дмитрий

9

участники

Возможность  тиражирования

Накопленный опыт работы  по технологии  исследования на уроках биологии пропагандируется  на республиканских, районных семинарах и конференциях, открытых уроках, сайте и на личном сайте в социальной сети работников образования:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...