ПРОЕКТ – ЭТО ОСОБАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
статья (биология) по теме

Воротникова Ольга Григорьевна

В статье рассказывается об учебных проектах , созданных в ходе реализации авторской программы "Человек и природа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ – ЭТО ОСОБАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

http://oo1e.mail.yandex.net/static/84650b723ed2419ea394a60b2dbec0c5/tmprv2ZKL_html_483b0415.jpgВоротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель РМО учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7

http://oo1e.mail.yandex.net/static/84650b723ed2419ea394a60b2dbec0c5/tmprv2ZKL_html_4a48a78e.jpgСебельдина Н.Н., учитель высшей категории, руководитель РМО учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МБОУ СОШ №7


Цели образования ХХI века - научиться познавать; научиться жить вместе; научиться делать; научиться жить.

Из доклада члена международной комиссии по образованию

для ХХI века Жака Делора

В документах по модернизации образования РФ сказано, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Мы считаем, что проектная деятельность является основой формирования ключевых компетенций учащихся.

Вид проектной деятельности – это межпредметные и надпредметные проекты, которые разрабатываются на стыке нескольких учебных дисциплин и требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков.

Итак, для чего нам нужен проект?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к учебному процессу.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Несколько лет назад нами была создана авторская программа предпрофильного образования "Человек и природа", которая рассматривает объект и явление, слово "жизнь" и жизнь живых организмов в неповторимости и многообразии их проявлений. Многомерность структуры, в рамках которой и биология, и литература приобретают большую информативную значимость; демонстрация невозможности раздельного преподавания общих тем; создание новых условий взаимодействия между учителем и учениками - все это является новизной интегративного курса и отражается в нашей программе.

Реализуя программу на практике, мы встали перед выбором форм работы. По своей сути метод проектов – метапредметная образовательная среда, поэтому он идеально подходит для работы над интегрированным курсом.

В рамках программы «Человек и природа» нами реализовано уже несколько проектов: «Психологизм Достоевского», « Русская природа в искусстве ХIХ – ХХ веков», «Умному дай голову» (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»).

Последний был реализован в 2010-2011 учебном году с учениками 9-х классов МОУ СОШ № 7 Нижнего Новгорода. Начиная работу над проектом, мы всегда формулируем учащимся основополагающий вопрос. В ходе этой работы он звучал так: «Совпадает ли позиция М.А. Булгакова с выводами профессора Преображенского?». Направляющий вопрос проекта, – «Какие вопросы волновали автора повести в процессе ее создания?». Все ученики – участники проекта делятся на 4 группы («биологи», «историки», «медики», « литераторы»), каждая из которых получает свои учебные вопросы. Например, «медики» должны были ответить, могут ли операции по пересадке превратить животного в человека, и какова история научных опытов по омоложению и по пересадке органов. «Биологи» искали материалы о прототипах Преображенского и раскрывали роль эндокринной системы. «Историки» давали характеристику эпохи, описанной в повести, и искали ее черты в произведении. «Литераторы» получили задание по анализу содержания повести.

На заключительном этапе проекта работа всех групп обсуждалась и оценивалась и учащимися, и учителями, координирующими их работу. В данном случае «соединение» литературы и биологии дало замечательный результат.

Эпиграфом к разговору мы предложили слова М. Волошина о преображении России: «Они хотят создать ей новую душу хирургическим путем».

В ходе работы ученики определили разницу между сатирой и сатирической фантастикой, вспомнили характерные черты жанра «памфлет», т.е. пользовались литературоведческой терминологией. Разговор о повести привел ребят к интересным выводам. Во-первых, Булгаков специально меняет несколько раз повествователя. Во-вторых, в П.П. Шарикове есть черты и Шарика, и Клима Чугункина. В-третьих, и Преображенским, и Швондером движет одно и то же стремление – переделать мир, один несет в себе культуру, другой – антикультуру. Повесть проводит интересные параллели: когда Пролетарий стал хозяином жизни, в Москве наступила разруха. Когда Шарик стал Шариковым, в доме профессора наступила разруха.

Все группы участников проекта продуктивно проработали свои вопросы и задания. Оказалось, например, что в качестве прототипов профессора Преображенского можно назвать несколько имен. Задумались ребята и над говорящими фамилиями и именами повести.

Работа над проектом привела его участников к следующему выводу: нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!) – может привести человечество к катастрофе.

Продуктом проекта стали письма, которые девятиклассники написали автору повести, сформулировав свое отношение к его творению.

В рамках элективного курса " Как прекрасен этот мир" нами разработан учебный экологический проект "Перспективы устойчивого развития природы и общества».

Цели проекта:

1. Развитие содержания экологии и литературы, что позволяет поддерживать изучение данных дисциплин на профильном уровне и получать дополнительную подготовку

2. Углубленное изучение экологии в интеграции с литературой

3. Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности

Задачи проекта:

- расширить представления об экологии как науке, с которой человек связан всю жизнь;

- научить школьников грамотно использовать полученные знания в повседневной жизни;

- познакомить учащихся с основными экологическими проблемами и путями выхода из них;

- совершенствовать умения учащихся работать с произведениями литературы, с дополнительной литературой, средствами массовой информации, Интернетом;

- способствовать повышению у школьников экологической культуры и развитию биосферной нравственности;

- формировать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, связно, грамотно и доказательно формулировать свою позицию, эстетически относиться к живым объектам;

- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

- воспитывать ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей сред

Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, мостом, связывающим социум и личность.

Региональный социальный проект «Связующая нить» появился не случайно. Несколько лет подряд учащиеся МБОУ СОШ №7 Нижегородского района г. Нижнего Новгорода и МБОУ СОШ №7 г. Дзержинска Нижегородской области отправляются в экологический лагерь в Пустынский заказник  Арзамасского района. Под руководством учителей биологии Себельдиной Н.Н. и Курьяковой Е.Ю.,  и литературы Воротниковой О.Г. и Смирновой И.Л. они знакомятся с этим удивительным уголком природы, пишут очерки, научные работы, участвуют в экспедициях. Нам захотелось расширить границы этой работы , собрав в единое целое материал нескольких экспедиций, творческие работы учащихся, создать «Атлас Пустыни».

Авторы уверены, что проект «Связующая нить» должен активизировать проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, ориентировать ребят на ценности отечественной культуры, привить детям чувство гордости за свою страну. Кроме того, проект «Связующая нить» как проект познавательного направления направлен на модернизацию образовательного процесса школы, должен способствовать достижению качественных результатов в обучении, формировать ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой.

Много прекрасных поэтических строк сложено о Нижегородском крае. Мы много говорим о том, что надо любить свой край, но нельзя любить, не зная. Как сказал Ю. Ефремов, «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И полней люблю, чем больше знаю». Мы хотим, чтобы знаниями участников проекта руководила любовь, и любовь к Родине и родному краю усилит их стремление больше знать о нем и беречь землю, на которой живем.

Эпиграфом к проекту мы взяли строки Шустова С. Б., который является одним из вдохновителей этой работы:

Есть мир людей. Есть мир природы.

В стремленьи их объединить,

Мы тешим мысль, что вяжем нить –

Меж ними нити должно быть!

Цель проекта – объединение усилий участников проекта по выработке стратегий оптимального отношения молодого поколения к особо охраняемым природным экосистемам России.

Задачи нами определены следующие:

1. Привлечь внимание молодого поколения к проблеме экологических связей в системе человек-природа.

2. Изучить основные биотопы особо охраняемых природных территорий Нижегородской области.

3. Увидеть их глазами историка и художника и рассказать о них.

4. Сохранить накопленные в ходе работы знания в виде эколого-биологических, историко-краеведческих, литературных изысканий.

5.Создать прецедент метапредметного подхода к воспитанию личности.

Руководителями проекта было определено несколько направлений деятельности его участников: описание географии объекта, историко-краеведческий, этимологический, искусствоведческий разделы, основные биотопы Пустынского заказника, Пустынский заказник как база экологического образования.

В течение двух лет наши ученики отправляются с нами во время летних школьных каникул в экологическую экспедицию, которая организуется на территории Пустынского заказника в Арзамасском районе Нижегородской области. Руководят этой экспедицией преподаватели НГПУ  Шустов С.Б. (руководитель Медиалаборатории НГПУ, к.х.н., доц.)  и Киселев А.К.  (ст. преподаватель каф. астрономии и истории естествознания НГПУ, руководитель региональной площадки Intel ). Материалы этих экспедиций стали основой для создания проекта.

 Еще до отъезда каждым ребенком выбирается одна из тем, предложенных учителем биологии, для последующей работы. До отъезда ребята готовят ее теоретическую часть. Во время экспедиции (в походах, на экскурсиях, во время лекций) они набирают практический материал. Имея персональный ноутбук, они могут постоянно корректировать свою работу, вносить изменения, исправления.

Помимо этого с ними проводит занятия учитель литературы, знакомя с особенностями жанра очерка и обучая  его написанию. В ходе работы происходит постоянное редактирование  и исследовательских работ, и очерков как самими учащимися, так и учителем.

 Работая каждый по своему направлению, ребята собирают материал и представляют его в разных формах: презентации, эссе, художественные зарисовки, литературное творчество, научно-исследовательские очерки, сборники фотографий и др.

Для работы учащимся приходится обращаться к знаниям, полученным ими в школе по разным предметам: география, биология, экология, русский язык, литература, история. Также ребята демонстрируют свои умения работать с компьютером и с различными источниками информации.

Во время одного из походов мы с ребятами открыли для себя удивительный уголок родного края – Иверско-Софрониеву Девичью Пустынь. Ребята познакомились с удивительными людьми, которые восстанавливают этот монастырь, с его историей. Теперь ребята бывают там каждый год. Эти встречи тоже нашли свое отражение на страницах проекта.

На сегодняшний день на сайте проекта размещено уже достаточное количество материалов: карта Арзамасского района, маршруты школьной экспедиции в районе д. Пустынь, фотографии, сделанные ребятами и руководителями проекта, работы учащихся о биотопах Пустынского заказника, сборники очерков учащихся, работа по этимологии названий растений Пустыни и т.д.

Мы считаем, что  работа над проектами  имеет огромное значение в развитии, обучении и воспитании наших детей. Ребята в ходе выполнения задании учатся определять проблему, ставить перед собой цели, планировать свою деятельность. Они проходят через рефлексию, самоанализ. Работают над презентациями и самопрезентациями, ищут информацию, учатся практически применять академические знания, обучаются исследовательской и творческой деятельности.

Меняется в ходе работы над проектом и деятельность учителя. Он становится одновременно и руководителем, и коллегой по работе, и экспертом, и вдохновителем. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной «принудиловки» в результативную созидательную творческую работу.

Так получилось, что программу «Человек и природа» мы апробировали с одними и теми же классами на протяжении нескольких лет и поэтому имели возможность наблюдать за изменениями самих ребят и сравнивать их с учащимися других классов. Анализ нашей деятельности позволил сделать следующие выводы:

  • использование интегрированных уроков и учебных проектов по программе повышает уровень мотивации изучения предметов «Биология» и «Литература»;
  • повысилось качество знаний учащихся по этим предметам;
  • учащиеся за время работы приобрели навыки работы с дополнительной литературой, в группах, при выполнении творческих заданий, у них выше уровень самостоятельности в овладении знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по философии образования «Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…»

Лекция по философии образования:«Учитель!   Перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени…»...

Лекция по философии образования

Лекция-размышление о судьбах школы, учителей и учеников......

ПРОЕКТ – ЭТО ОСОБАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В документах по модернизации образования РФ сказано, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных...

инклюзивное образование: современная философия образования.

в материале отражаются  основные требования стандартов для работы с детьми по легкой умстенной отсталости, особенности физиологии таких детей и перечень наиболее применимых заданий для достижения...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Рассматривается необходимость философии образования как мировоззренческой основы педагогической деятельности преподавателя...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Философия образования  рассматривается в качестве мировоззренческой основы для преподавателя...

МЕТОД ПРОЕКТОВ – ОСОБАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Метод проектов дает наиболее значимые результаты при изучении иностранных языков, позволяя создавать творческую атмосферу на уроке. В работе определены цели создания проектов. Основная идея проектной ...