ПРОЕКТ – ЭТО ОСОБАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Себельдина Наталья Николаевна

В документах по модернизации образования РФ сказано, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Мы считаем, что проектная деятельность является основой формирования ключевых компетенций учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воротникова О.Г., Себельдина Н.Н. «Проект – особая философия образования»

ПРОЕКТ – ЭТО ОСОБАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

C:\Users\Boss\Documents\фото\воротникова.jpg Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель РМО учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7

C:\Users\Boss\Documents\фото\себельдина.jpg Себельдина Н.Н., учитель высшей категории, руководитель РМО учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

Цели образования ХХI века - научиться познавать; научиться жить вместе; научиться делать; научиться жить.

Из доклада члена международной комиссии по образованию

для ХХI века Жака Делора

  В документах по модернизации образования РФ сказано, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Мы считаем, что проектная деятельность является основой формирования ключевых компетенций учащихся.

Вид проектной деятельности – это межпредметные и надпредметные проекты, которые разрабатываются на стыке нескольких учебных дисциплин и требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и  навыков.

Итак, для чего нам нужен проект?

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к учебному процессу.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Несколько лет назад нами была создана авторская программа предпрофильного образования "Человек и природа", которая рассматривает объект и явление, слово "жизнь" и жизнь живых организмов в неповторимости и многообразии их проявлений. Многомерность структуры, в рамках которой и биология, и литература приобретают большую информативную значимость; демонстрация невозможности раздельного преподавания общих тем; создание новых условий взаимодействия между учителем и учениками - все это является новизной интегративного курса и отражается в нашей программе.

Реализуя программу на практике, мы встали перед выбором форм работы. По своей сути метод проектов – метапредметная образовательная среда, поэтому он идеально подходит для работы над интегрированным курсом.

В рамках программы «Человек и природа» нами реализовано уже несколько проектов: «Психологизм Достоевского», « Русская природа в искусстве ХIХ – ХХ веков», «Умному дай голову» (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»).

Последний был реализован в 2010-2011 учебном году с учениками 9-х классов МОУ СОШ № 7 Нижнего Новгорода. Начиная работу над проектом, мы всегда формулируем учащимся основополагающий вопрос. В ходе этой работы он звучал так: «Совпадает ли позиция М.А. Булгакова с выводами профессора Преображенского?». Направляющий вопрос проекта, – «Какие вопросы волновали автора повести в процессе ее создания?». Все ученики – участники проекта делятся на 4 группы («биологи», «историки», «медики», « литераторы»), каждая из которых получает свои учебные вопросы. Например, «медики» должны были ответить, могут ли операции по пересадке превратить животного в человека, и какова история научных опытов по омоложению и по пересадке органов. «Биологи» искали материалы о прототипах Преображенского и раскрывали роль эндокринной системы.  «Историки» давали характеристику эпохи, описанной в повести, и искали ее черты в произведении.  «Литераторы»  получили задание по анализу содержания повести.

На заключительном этапе проекта работа всех групп обсуждалась и оценивалась и учащимися, и учителями, координирующими их работу. В данном случае «соединение» литературы и биологии дало замечательный результат.

Эпиграфом к разговору мы предложили слова М. Волошина о преображении России: «Они хотят создать ей новую душу хирургическим путем».

В ходе работы ученики определили разницу между сатирой и сатирической фантастикой, вспомнили характерные черты жанра «памфлет», т.е. пользовались литературоведческой терминологией. Разговор о повести привел ребят к интересным выводам. Во-первых, Булгаков специально меняет несколько раз повествователя. Во-вторых, в П.П. Шарикове есть черты и Шарика, и Клима Чугункина. В-третьих, и Преображенским, и Швондером  движет одно и то же стремление – переделать мир, один несет в себе культуру, другой – антикультуру. Повесть проводит интересные параллели: когда Пролетарий стал хозяином жизни, в Москве наступила разруха. Когда Шарик стал Шариковым, в доме профессора наступила разруха.

Все группы участников проекта продуктивно проработали свои вопросы и задания. Оказалось, например, что в качестве прототипов профессора Преображенского можно назвать несколько имен. Задумались ребята и над говорящими фамилиями и именами повести.

Работа над проектом привела его участников к следующему выводу: нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!) – может привести человечество к катастрофе.

Продуктом проекта стали письма, которые девятиклассники написали  автору повести, сформулировав свое отношение к его творению.

Мы считаем, что такая работа имеет огромное значение в развитии, обучении и воспитании наших детей. Ребята в ходе выполнения задании учатся определять проблему, ставить перед собой цели, планировать свою деятельность. Они проходят через рефлексию, самоанализ. Работают над презентациями и самопрезентациями, ищут информацию, учатся практически применять академические знания, обучаются исследовательской и творческой деятельности.

Меняется в ходе работы над проектом и деятельность учителя. Он становится одновременно и руководителем, и коллегой по работе, и экспертом, и вдохновителем. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной «принудиловки» в результативную созидательную творческую работу.

Так получилось, что программу «Человек и природа» мы апробировали с одними и теми же классами на протяжении нескольких лет и поэтому имели возможность наблюдать за изменениями самих ребят и сравнивать их с учащимися других классов. Анализ нашей деятельности позволил сделать следующие выводы:

  • использование интегрированных уроков и учебных проектов по программе повышает уровень мотивации изучения предметов «Биология» и «Литература»; 
  • повысилось качество знаний учащихся по этим предметам;
  • учащиеся за время работы приобрели навыки работы с дополнительной литературой, в группах, при выполнении творческих заданий, у них выше уровень самостоятельности в овладении знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по философии образования «Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…»

Лекция по философии образования:«Учитель!   Перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени…»...

Лекция по философии образования

Лекция-размышление о судьбах школы, учителей и учеников......

ПРОЕКТ – ЭТО ОСОБАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассказывается об учебных проектах , созданных в ходе реализации авторской программы "Человек и природа"...

инклюзивное образование: современная философия образования.

в материале отражаются  основные требования стандартов для работы с детьми по легкой умстенной отсталости, особенности физиологии таких детей и перечень наиболее применимых заданий для достижения...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Рассматривается необходимость философии образования как мировоззренческой основы педагогической деятельности преподавателя...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Философия образования  рассматривается в качестве мировоззренческой основы для преподавателя...

МЕТОД ПРОЕКТОВ – ОСОБАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Метод проектов дает наиболее значимые результаты при изучении иностранных языков, позволяя создавать творческую атмосферу на уроке. В работе определены цели создания проектов. Основная идея проектной ...