Методическая разработка ролевой игры "Суд над сигаретой"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

 

  • учащиеся смогут научиться видеть различные, противоположные стороны одной и той же проблемы;
  • учащиеся смогут получить дополнительные знания;
  • учащиеся смогут развивать навыки участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
  • учащиеся смогут формировать толерантное отношение к другим мнениям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ролевая игра47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка ролевой игры

"Суд над сигаретой"

Цели игры:

  • учащиеся смогут научиться видеть различные, противоположные стороны одной и той же проблемы;
  • учащиеся смогут получить дополнительные знания;
  • учащиеся смогут развивать навыки участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
  • учащиеся смогут формировать толерантное отношение к другим мнениям.

В игре участвуют 4 группы:

1-ая группа - обвинение

2-ая группа - защита

3-я группа - суд присяжных

4-ая группа - общественность

Предварительная подготовка к уроку

Учащимся предлагается следующая проблема. Представьте себе такую ситуацию. В суд поступило следующее заявление: “Просим осудить сигарету и лишить ее свободы, так как она наносит вред здоровью людей, порой приводящий к смерти”.

Нам надо рассмотреть это заявление в суде и принять решение.

Задания группам.

1-ая группа - обвинение

  1. Выбирает прокурора для ведения судебного заседания.
  2. Продумывает направления для обвинения (здоровье курящего, здоровье окружающих, пожары, катастрофы).
  3. Проводит социологический опрос (для подтверждения обвинения).

4.Готовит вопросы для свидетелей обвинения, выбранных из общественности. 

2-ая группа - защита

  1. Выбирает обвиняемую “Сигарету”.
  2. Продумывает направления для защиты (курение - лекарственное средство, “круто” и красиво).
  3. Проводит социологический опрос (для подтверждения защиты).

4.Готовит вопросы для свидетелей защиты, выбранных из общественности. 

3-я группа - суд присяжных

  1. Знакомится с материалами, представленными защитой и обвинением.

2.Готовит заключительную речь. 

4-ая группа - общественность

  1. Готовит свидетелей для защиты и обвинения (каждый свидетель готовит рассказ, связанный с “Сигаретой” и соответственно одевается).

2.Готовит вопросы для всех участников процесса по данной проблеме. 

Всем группам выдаются дополнительные материалы, а так же предлагается найти собственную информацию.

Ход игры.

I. “Встать, суд идет”.

Сегодня слушается дело гражданки “Сигареты”, которую общественность обвиняет в нанесении вреда людям.

II. Участники группы обвинения, обращаясь к “Сигарете” и к суду, приводят аргументы обвинения.

  • что происходит в дыхательных путях человека (картинка легких курящего человека и некурящего);
  • состав табачного дыма и его пагубное влияние на здоровье человека;
  • статистические данные о смертности от различных заболеваний, вызываемых курением (диаграммы);
  • социологический опрос;
  • вызывают свидетелей (“спортсмен”, “больной” человек). Свидетели кратко рассказывают свою историю, связанную с “Сигаретой”. Свидетелям задаются вопросы как со стороны обвинения, так и со стороны защиты.

III. Выступление защиты.

  • из истории “курение - лекарственное средство”;
  • курение уменьшает вес и снижает нервное напряжение;
  • курить - это “круто” и красиво, курят все;
  • СМИ, реклама;
  • социологический опрос;
  • вызывают свидетелей (девушка, которую взяли в компанию только тогда, когда она закурила, деловой человек, бомж и т.д.). Свидетели кратко рассказывают свою историю, связанную с “Сигаретой”. Представители защиты и обвинения задают вопросы свидетелям.

IV. Обвинительная речь прокурора.

V. Заключительная речь защиты.

VI. Последнее слово “Сигареты”.

VII. Суд присяжных удаляется для принятия решения.

В это время участники процесса могут обсудить следующие вопросы:

  • курить или не курить?
  • Должны ли в свободном обществе существовать ограничения для рекламы сигарет?
  • Чему научились и что узнали нового, полезного?

VIII. Присяжные выносят приговор.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Известно, что курение существовало не всегда. Оно стало распространяться в Европе лишь с 16 века, вскоре после открытия Америки. Любопытно, что первое время курение считалось… лекарственным средством. В “Наставлениях к сохранению здоровья”, изданных в Англии в 1613 году, было написано: “Трубка табаку, выкуренная натощак в сырое и дождливое утро, составляет быстрое и единственное лекарство от всех болезней”.

Лечиться табаком перестали довольно скоро, но тем не менее, вплоть до конца прошлого века курение не считалось фактором, наносящим ущерб здоровью. Тревогу забили лишь сравнительно недавно в связи с открытиями, подтвердившими роль курения в распространении многих заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых и онкологических.

2. В передовых, промышленно развитых странах, например, в США и Японии, предприниматели, осознав, что здоровье людей – это важнейшая производительная сила, бросили значительные средства на осуществление физкультурно-спортивной революции в своих державах. Так, благодаря мерам убеждения (и принуждения) в США более 20 миллионов человек в относительно короткие сроки бросили курить.

На своих заводах в Детройте Генри Форд-младший категорически запретил курить всем в течение всего рабочего дня. Каждый рабочий должен был дать расписку в том, что в случае нарушения запрета согласен быть уволенным. 600 человек дать расписку отказались, и им пришлось уйти. Производительность труда на его заводах сразу возросла на 8%.

3. Если говорить о курении, поучителен в этом отношении пример русского шахматиста А.А. Алёхина. Он был заядлым курильщиком. Однако во время двух своих самых ответственных матчей – матча с Касабланкой в 1927г. и матча-реванша с Айве в 1937г. – он бросал курить. Шахматист шёл на этот дискомфорт, понимая, что работоспособность его мозга будет гораздо выше. Оба матча закончились блестящими победами Алёхина, и это лишний раз доказало, что отсутствие воздействия никотина гораздо важнее, чем вызываемый отказом от курения дискомфорт.

4. В области дыхательных путей у человека развивается кашель и активизируется выделение мокроты. Дыхательные пути воспаляются. После каждой выкуренной сигареты увеличивается число ударов сердца. Наряду с этим, курение способствует развитию состояний, приводящих к образованию тромбов. Содержащаяся в табачном дыму окись углерода сокращает объём гемоглобина, доставляющего кислород к сердцу, это приводит к болезням сердечно-сосудистой системы.

Курение усиливает риск наступления внезапной смерти и развития атеросклеротического заболевания сосудов, что, в свою очередь, повышает риск омертвения ткани и ампутации конечностей у пациентов.

5. Табачный дым содержит азот, водород, аргон, метан и цианистый водород. Многие не осознают пагубное воздействие окиси углерода. Представляется угрожающим нижеследующий перечень возможных веществ, придающих сигаретному дыму опасный характер: ацетальдегид, ацетон, аммиак, бензол, бутиламин, диметиламин, ДТ, этиламин, формальдегид, сероводород, гидрохинон, метиловый спирт, метиламин, соединения никеля и пиридон.

Вот некоторые характеристики этих веществ:

Метанол – очень ядовитое вещество (тяжёлое отравление – слепота – смерть).

Сероводород – токсическое вещество (острая кислородная недостаточность – поражение центральной нервной системы).

Формальдегид – ядовитое вещество (боль в груди, кашель, конъюнктивит, бронхит, сильные отёки кожи…).

Ацетальдегид - ядовитый пар (раздражает глаза, дыхательные пути – удушье – головная боль).

Бензол – токсическое вещество (изменения в центральной нервной системе, нарушения сердечно-сосудистой системы).

Аммиак – ядовитое вещество (слезотечение, удушье, головокружение, боли в желудке).

6. На примере нескольких стран, в которых курение массовое, было доказано, что табак является причиной смертности от рака лёгкого в 90% всех случаев, от бронхита в 75% и от болезни сердца примерно 25% всех случаев.

Примерно 25% регулярных курильщиков сигарет умрёт преждевременно по причине курения. Многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 20 и 30 лет дольше, то есть в данном случае, средняя потеря лет жизни является существенной.

В одной европейской стране (с населением примерно в 50 млн. человек) число умерших вследствие курения эквивалентно числу погибших в результате авиакатастроф реактивных лайнеров большой вместимости, если предположить, что такие катастрофы – с гибелью всех людей на борту – будут происходить ежедневно.

7. Табак был причиной несметного количества пожаров; автомобильных катастроф и многих других несчастных случаев, когда человек на секунду отвлекался, чтобы закурить. Курение вызывало взрывы на военных заводах и в шахтах, на нефтеперерабатывающих предприятиях. Кроме того, табачные плантации занимают во всём мире огромные площади, столь необходимые для выращивания продуктов питания.

8. На покупку сигарет курящая молодёжь еженедельно, в расчёте на одного курящего, тратит в среднем 64 рубля, или же 3 330 рублей в год.

В расчёте на число курящей молодёжи получается, что они тратят в год: 6 720 000*3 330 руб.= 22 377 600 000 руб.

Средняя стоимость одной пачки сигарет, которую покупает молодёжь в возрасте 12-22года – 15 рублей. Это дешёвые, а значит, более вредные для здоровья сигареты.

9. Ежегодно в России от причин, связанных с курением, умирают 300 тысяч человек. 52,1% всех раковых заболеваний у мужчин и 5,2% у женщин связаны с курением. Из-за увеличения потребления табачных изделий в России заболеваемость раком лёгких за последние 10 лет выросла на 63%, 20-30% случаев смерти от ишемической болезни сердца и 10-15% от заболеваний головного мозга также непосредственно связаны с курением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка"Ролевая игра как средство формирования речевых умений и навыков на начальном этапе обучения иностранному языку»

Введение………………………………………………………………………….Глава І.  Понятие интереса и мотивации к обучению в педагогике………….71.1. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении...71.2. Основные тео...

Методическая разработка "РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТ"

В данной методической разработке представлены методические рекомендации по использованию ролевой игры и практический опыт использования ролевой игры на уроке английского языка по теме «Страницы англий...

Методическая разработка ролевой игры " Суд над технологиями"

В  рамках обобщения темы " Технологии" по УМК по английскому языку для школ с углубленным изучением английского языка Афанасьевой О.В и Михеевой И.Н. использован прием ролевой игры. Рол...

Методическая разработка ролевой игры

Ход урока  по теме «Собери компьютер»Возрастной диапазон: 14-20 летУрок – ролевая игра «Собери компьютер» проводится на уроке по предмету «Информатика и ИКТ&ra...

Методическая разработка ролевой игры «Человеческая бестактность»

Углубить представления учащихся о тактичности, бестактности, познакомить с принципами тактичного поведения в обществе....