Методическая разработка ролевой игры «Человеческая бестактность»
методическая разработка (7 класс)

Алексеева Оксана Валерьевна

Углубить представления учащихся о тактичности, бестактности, познакомить с принципами тактичного поведения в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка ролевой игры «Человеческая бестактность»

Образовательная цель: углубить представления учащихся о тактичности, бестактности, познакомить с принципами тактичного поведения в обществе.

 

Воспитательная цель: способствовать воспитанию у учащихся добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим людям и друг к другу, формированию у учащихся представление о человеческой красоте – человечности, непримиримости бестактности, неуважительного отношения к другим; содействовать в ходе занятия реализации мировоззренческих идей: тактичное отношение друг к другу. Содействовать повышению уровня коммуникативной культуры учащихся.

 

Развивающая цель: развивать у учащихся способность тактично относиться к окружающим людям, умения видеть положительное в сложных ситуациях, находить разумный выход из сложных, конфликтных ситуаций.

 

Задачи:

  1. 1.Развить навыки тактичного поведения, путем обсуждения различных ситуаций;
  2. 2.Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  3. 3.Выработать правила тактичного поведения в обществе.

Формы работы: диалоговые, групповые.

 

План:

  1. 1.Организационный момент – 1 мин.
  2. 2.Введение темы – 5-7 мин.
  3. 3.Постановка и обсуждение проблемы. Промежуточная рефлексия – 5-7 мин.
  4. 4.Деление класса на группы для выполнения заданий – 1 мин.
  5. 5.Работа в группах. Промежуточная рефлексия – 15-17 мин.
  6. 6.Подведение итогов – 5 мин.
  7. 7.Рефлексия – 7 мин.
  8. 8.Основной вывод занятия – 2 мин.

 

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами постараемся сформировать представление о человеческой красоте – человечности, непримиримости к бестактности, ко злу, грубости, неуважительному отношению к другим людям; раскрыть на примерах из жизненных ситуаций глубину человеческих чувств и дать возможность проявить их в поступках, речи; научиться чувствовать меру во взаимоотношениях с окружающими людьми, выражать свое отношение к происходящему, сочувствовать тем, кто попадает трудную ситуацию. И конечно, постараемся развить в себе чувство такта.

Но прежде, чем начать разговор, давайте с вами ответим на вопросы:

  1. 1.Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? (Ответ: надо поздороваться кивком головы или жестом, но ни в коем случае не кричать через весь автобус)
  2. 2.В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Вера Ивановна!” Какую ошибку допустил мальчик? (Ответ: ““Здравствуйте” должно быть адресованным всем учителям, а не только классному руководителю.)
  3. 3.Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Ответ: надо)
  4. 4.Кто должен первый закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Ответ: тот, кто позвонил)
  5. 5.С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, на автобусной остановке, по пути в школу, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Ответ: да)
  6. 6.Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо другу. Оно написано, вложено в конверт. Спрашивается, надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан? (Ответ: нет, не надо, иначе ваш знакомый может обидеться за недоверие к нему.)
  7. 7.Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил?

Ребята, чем вы руководствовались при выборе ответов на данные вопросы? (ребята отвечают).

Умеем ли мы правильно вести себя в общественных местах, в гостях, школе, дома, тактично относиться друг к другу? Увы! Не все и всегда! Кому из нас не приходилось сталкиваться с проявлениями бестактности, равнодушия, хамства? Многие знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам не до шуток.

В связи с этим, ребята, какова тема нашего сегодняшнего занятия?

Верно, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о человеческой бестактности и выясним принципы тактичного поведения в обществе.

А сейчас, ребята, попробуем разобраться, что же означает слово «бестактность». Начнем с того, от какого слова оно было образовано?(Ребята отвечают). (такт).

Ребята, как вы считаете, что означает слово «такт, тактичность»? Подберите синонимы этим понятиям. (Ребята отвечают)

В переводе с латинского слово «такт» означает прикосновение. Говоря о тактичности, чувстве такта, имеют в виду некоторое, от природы данное или приобретенное в процессе воспитания, чувство меры, умение в любой ситуации «поставить себя» на место другого человека. Благодаря этим умениям человек чувствует, как себя вести в каждой конкретной ситуации, чтобы быть правильно понятым и не обидеть окружающих.

Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу в возрасте, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. В то же самое время тактичный человек никогда не станет вмешиваться в чужие дела, особенно, если его об этом не просят. Такой человек всегда и во всем стремится найти так называемую «золотую середину». Уважение к другим – обязательное условие тактичности.

 На основании вышесказанного давайте попробуем определить, что же такое бестактность? (Ребята отвечают)

Бестактность — отсутствие чувства такта и меры, неумение человека контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями, вести себя в соответствии с этическими нормами (3).

Как, на ваш взгляд, проявляется человеческая бестактность? (Ребята отвечают).

В общении с окружающими она выражается в нарушении предусмотренной дистанции, пределы которой определяются между людьми, возрастом, общественным положением и конкретными обстоятельствами (окружением, обстановкой и временем). Бестактный человек не понимает и не чувствует своих собеседников, их состояние, настроение, а потому и допускает неприятные для других ситуации, он не умеет щадить чужое самолюбие или раны. Он вмешивается в чужие дела, у него отсутствует самоконтроль за поведением или эмоциями, он фамильярен и чрезмерно любопытен.

А вам в жизни приходилось сталкиваться с бестактностью? В чем она выражалась? (Ребята отвечают).

Я думаю, многие из вас сталкивались и с ситуацией, когда во время обсуждения той или иной проблемы, некто небрежно бросает «чушь», «ерунда». Это на ваш взгляд, тактично? (Ребята отвечают). Как выйти из такой ситуации? А вам приходилось в жизни самим произносить такие слова? (Ребята отвечают).

Согласитесь, ребята, что такое поведение нередко становится причиной того, что когда этот человек сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаются аудиторией с холодом. Поэтому лучше никогда не произносить этих слов.

Д. Карнеги пишет: «Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словом, но если вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли вы его согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного дастоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение».

На бестактность можно натолкнуться на каждом шагу. «Ну наконец-то ты стал хорошо одеваться – зарплату прибавили или женился?», «Когда собираешься худеть?», «Какую машину покупаешь? А что, на хорошую денег не хватило?» и т. д. Неуместные вопросы, замечания, высказывания. От людей чужих, незнакомых и от самых близких и родных. Да что там говорить, от самих себя в адрес окружающих. Вроде не собирались говорить, да само как-то вырвалось…

А сейчас давайте обсудим ситуацию «Случай на железнодорожном вокзале», описанную в тексте. На ваших столах представлен раздаточный материал, в котором текст разделен на части, сначала прочитайте первую часть, аналогичный текст отражен на слайде.

«В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно, душно. Какая то старушка, прося снисхождения к усталым, больным своим ногам, стала объяснять очереди, что ей тяжело стоять и что если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И, чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке во время сборов уложила удостоверение на дно огромной сумки. (Чтение прерывается)

Как вы думаете, какова будет реакция людей, стоящих в очереди на просьбу старушки? (ребята отвечают) (Возмущение, несогласие или, наоборот, без разговора пропустили бы, без очереди).

Как бы вы поступили, услышав подобную просьбу? (ребята отвечают)

Теперь на следующей странице прочитайте вторую часть предложенного текста, тот же текст представлен на слайде.

(Чтение дальше).

«…В очереди поднялся недовольный ропот: «Сидела бы ты бабуся, дома!», «Подумаешь, война – да когда это было, пора и забыть?». Голоса были молоды, раздраженно-дерзки». «Есть удостоверение – вынь и покажи!» – крикнул дюжий парень в джинсах с ног до головы. Вдруг из очереди послышался голос: «Пропустите меня, я с удостоверением». И к окошку кассы двинулся высокий молодой человек. В руке он держал красную книжечку. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась, и стоящие рядом люди увидели звезду  Героя Советского Союза. «До какой станции тебе,                 мать?» – участливо спросил он женщину. И через минуту протянул ей билет».

Как вы оцените поведение людей в очереди? (Ребята отвечают)(растерянность);

Чем подиктован поступок молодого человека, предложившего помочь старушке взять билет? (Ребята отвечают) (сострадание, чуткость, уважение к пожилым, доброта).

Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета? (Ребята отвечают) (неудобства перед людьми старше себя, по возрасту, мужество, самоотверженность).

Как будут вести себя люди в очереди после случившегося? (Ребята отвечают) (Они изменятся,  станут более чуткими, отзывчивыми).     

Теперь на следующей странице прочитайте продолжение предложенного текста, тот же текст представлен на слайде.

(Читается окончание).

«Когда старая женщина ушла, этот человек вернулся на свое место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза…»

Какой урок преподнес молодой человек людям? (Ребята отвечают)(им стало стыдно).

В чем красота его поступка? (Ребята отвечают) (В благородстве, чуткости, добросердечности).

Рефлексия: Какой вывод из прочитанного вы сделали для себя?(Ребята отвечают).

А сейчас, ребята, вы объединитесь в группы.

Итак, каждая группа получает карточку с описанием жизненных ситуаций. Ваша задача – найти выход из предложенной ситуации. У вас есть 5 мин.на обсуждение, поэтому поторопитесь. При обсуждении не забывайте о тех правилах, о которых мы сегодня говорили.

Содержание карточек:

Карточка 1. Вы спешите на важную встречу, опаздываете, вдруг к вам обращается старушка с просьбой помочь ей пройти дорогу. Ваши действия?

Карточка 2. Вы решили устроить дискотеку, пользуясь отсутствием родителей дома. Включили на полную катушку музыку. Но вдруг в дверь постучали. Это была бабушка – соседка. Она просит вас прекратить это безобразие. Ваши действия?

Карточка 3. Тебя раздражает некто из твоего класса ну просто до невозможности! Ваша реакция.

Рефлексия. Как вы думаете, чему научило вас это упражнение? Легко ли вам было находить выход из ситуаций? (Ребята отвечают).

Резюме тренинга: В данных ситуациях важно вести себя тактично, а тактичный человек благожелательно относится к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение, уважает окружающих, с готовностью помогает им и словом, и делом, соблюдает общепринятые нормы поведения.

Теперь давайте выполним упражнение, которое называется «Метод парадоксального согласия» или «Пинг-понг». Пинг – понг – это игра, где мяч отскакивает от ракетки противника и снова направляется к нему. Это основной смысл приема. Когда кто-то пытается вас уколоть вас, заставить вас чувствовать себя неуверенно, чтобы вы, например, изменили принятое решение, или просто обидеть вас, или разозлить, вы можете вместо ожидаемого возмущения или смущения ответить парадоксальным согласием. То есть вы не возражаете, но делаете это так, что и не соглашаетесь. Тогда злые намерения противника не достигают своей цели, и ему просто нечего возразить.

Например:

- отлично! Ты, как всегда, сделал все отвратительно!

- Ты так считаешь? Я подумаю об этом.

- с вашими способностями вам лучше всего сидеть дома.

- Да, можно и дома, можно и использовать их в деле.

- Ты вечно устраиваешь бардак на столе!

- Да, я часто делаю это.

Теперь давайте потренируемся в группах. Сейчас вы получите по два выпода (1 группа: « - Нельзя быть такой (таким ) занудой; Ты помешан(а) на опасностях у тебя просто паранойя. 2 группа - У тебя замечательные духи. Уже из коридора чувствуешь запах; - вечно тебе больше всех надо!» Ваша задача – ответить на высказывания приемом парадоксального согласия.

Рефлексия. Как вы думаете, чему научило вас это упражнение? Легко ли вам было найти ответы на бестактные высказывания? (Ребята отвечают).

Резюме тренинга: Как вы видите, метод парадаксального согласия – очень сильное оружие, и пользоваться им нужно правильно, с умом.

Во – первых, при его использовании вы должны говорить и выглядеть совершенно спокойно – иначе их смысл исказится и они перестанут работать. Во – вторых, нужно думать, когда и против кого вы их используете. Например, если директор говорит вам, что нужно выполнить какую – то работу, вы конечно, можете попробовать ответить ему цивилизованным отказом.  

Как вы думаете почему люди произносят грубые, обидные и бестактные слова? (Ребята отвечают).

Психологи считают, что причины этого лежат глубоко, что склонность совершать оплошности нередко связана с глубинным неприятием себя. Зарождается это в раннем детстве, когда родители, излишне критикуя или, наоборот, умиляясь забавным промахам, формируют у ребенка представление о себе как о «злостном» или «наивном» простофиле.

Рефлексия: Итак, ребята, давайте с вами вместе сформулируем правила тактичного поведения в обществе. (Ребята отвечают).

Обозначенные вами правила представлены на слайде.

         1. Уважать старших: здороваться, уступать место, не перебивать, не грубить.

         2. Не обижать, не унижать слабых и беззащитных.

         3. Уважать и почитать старых и пожилых людей.

         4. Быть вежливым с окружающими.

         5. Не смеяться над чужой слабостью и ошибками.

         6. Уметь себя сдерживать: не быть грубым, раздражительным, вспыльчивым, агрессивным.

         7. Не подчёркивать своё превосходство над другими.

         8. Не давать обидных прозвищ и кличек окружающим тебя людям.

         9. Следить за культурой речи: не позволять себе нецензурных выражений, грубых слов.

Зачастую бестактность больно ранит нас, что ведёт даже к ухудшению самочувствия. Поэтому очень важно следить за своей речью, поведением. При этом, помните, ребята, что, по – настоящему тактичный человек не будет избирательно вежлив по отношению лишь к некоторым – к тем людям, от которых он зависит или кто занимает более высокий пост: он в равной мере внимателен и к начальнику и к подчиненному, и к знакомому и просто прохожему, он знает меру во взаимоотношениях со всеми людьми.   Он не позволит себе грубости, пошлости по отношению к любому человеку.

Благодарим всех за активное участие. Думаем, что это занятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что бестактное общество порождается отсутствием чувства такта, меры, деликатности, вежливости, во взаимоотношениях друг с другом.

Сайт: www.uchkopilka.ru


Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/vne-deyat/klassnye-chasy/item/4314-klassnyj-chas-v-7-klasse-po-teme-chelovecheskaya-bestaktnost-20140803


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка"Ролевая игра как средство формирования речевых умений и навыков на начальном этапе обучения иностранному языку»

Введение………………………………………………………………………….Глава І.  Понятие интереса и мотивации к обучению в педагогике………….71.1. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении...71.2. Основные тео...

Методическая разработка "РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТ"

В данной методической разработке представлены методические рекомендации по использованию ролевой игры и практический опыт использования ролевой игры на уроке английского языка по теме «Страницы англий...

Методическая разработка ролевой игры "Суд над сигаретой"

учащиеся смогут научиться видеть различные, противоположные стороны одной и той же проблемы;учащиеся смогут получить дополнительные знания;учащиеся смогут развивать навыки участия в дискуссии, с...

Методическая разработка ролевой игры " Суд над технологиями"

В  рамках обобщения темы " Технологии" по УМК по английскому языку для школ с углубленным изучением английского языка Афанасьевой О.В и Михеевой И.Н. использован прием ролевой игры. Рол...

Методическая разработка ролевой игры

Ход урока  по теме «Собери компьютер»Возрастной диапазон: 14-20 летУрок – ролевая игра «Собери компьютер» проводится на уроке по предмету «Информатика и ИКТ&ra...