Труд в его психическом и воспитательном процессе
классный час по биологии на тему

Бондаренко Зинаида Федоровна

педчтения посвящены трудам Ушинского К.Д. Материал  раскрывает влияние труда на психическое влияние труда и показывает рольтруда в   воспитании человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushinskiy.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Александровская cредняя общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области

Труд в его психическом и воспитательном процессе

З.Ф. Бондаренко учитель биологии;   Н.Ж.Юсупова Учитель русского языка и литературы

К. Д. Ушинский — известный выдающийся деятель русской педагогической науки.

    Тема труда, впервые  была заявлена Ушинским в 1860 г. в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Кто бы мог подумать, что проблема труда, поднятая Ушинским в 18 веке, станет столь же актуальной в 21 веке. Все учителя столкнулись с новой системой образования, в которой существуют нормированные учебные нагрузки; обязательный отдых на уроке, запрет практически на весь физический труд - на мытье полов и работу на пришкольном участке. Школьник сам имеет право определить, что он хочет, как он будет учить уроки и вести себя.  Интернет и мобильная связь заменили ребенку воспитателя и родителя .  

   В своих трудах Ушинский, опираясь на изучение влияния труда в разных странах и в различные исторические эпохи, считал  необходимым условием полноценного воспитания  , формирование у детей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека.  В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» столько  замечательных, правильных  мыслей о роли труда в жизни человека : например,  «… воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни...» Нравственно-воспитательная  роль  труда заключается  в  соединении физического и умственного труда, в  правильной организации учения и отдыха , что   являются очень  ценным  в наше время.

     Одним из важных видов труда ребенка Ушинский считал учебу, дав глубокое научное обоснование обучению и связав его с закономерностями психофизического развития человека. Учеба для ребенка – это интересная и ответственная работа, развивающая умственную деятельность, сознательную память, закрепление в памяти учебного материала путем повторения, развивающая волю, целеустремленность. Ушинский выступал против тех педагогов, которые считали задачей педагогики облегчить процесс обучения, создавали представление о его легкости и занимательности. Для разнообразия обучения мы проводим интегрированные уроки, уроки с применением различных технологий. Например, урок биологии в 8 классе «Нормы питания», связанный с олимпийской тематикой; интегрированный урок (Русский язык + Математика) по теме «Имя числительное».

 Школьное воспитание  должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; «оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

Целью воспитания  должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества.  Оно  занимает главное место в педагогике Ушинского,  и по  его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

Очень важно, чем ребенок будет заниматься во внеурочное время. Он не должен надеяться только на интересное изложение учителем учебного материала на уроках. Учитель должен приучать ученика испытывать удовольствие от обучения. И если ребенку это нравится, если это в системе, то он научится трудиться дополнительно и  самостоятельно.

 Занимаясь поисково-исследовательской работой, которая требует немало усердия и усидчивости, ребята по существу продолжают работать умственным трудом. Готовя доклады, работая с дополнительными источниками, ребенок с пользой для себя трудится. Также в своей педагогической практике мы организовываем предметные кружки, куда ребята приходят с удовольствием, ищут материалы по той или иной теме. Так, например, работа в «Литературном кружке» обязывает ребят средних и старших классов  готовить  декорации к театральным постановкам, шить костюмы, учить роли, а ведь это тоже умственный труд. Или кружок «Юный эколог», в котором  ребята занимаются проектной деятельностью, свои работы представляют на различных научно-практических конференциях. Еще хотелось бы отметить Акции, в которых ребята с удовольствием участвуют. Например, Акция «Мир без нацизма».

К. Д. Ушинский придавал важное значение смене умственного труда физическим, который является  полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время, особенно в закрытых учебных заведениях, где воспитанники могут заниматься обработкой сада, огорода, столярным, и токарным ремеслом, переплетением книг, самообслуживанием и т. д. Мы полностью согласны с тем, что труд дисциплинирует человека, делает его более собранным, ответственным. Поэтому, исходя из принципа, что «школа является вторым домом» необходимо проводить трудовые десанты по уборке школьной территории, создавать эстетический вид , соблюдать чистоту в школьных кабинетах. В этом году при проведении Акции «Покормите птиц зимой» ребята совместно с родителями и учителями изготовили скворечники, кормушки. Для озеленения школьного участка учащиеся 5 класса выращивают рассаду цветов, учащиеся средних и старших классов посадили аллею вишневых деревьев.

Немалую роль в формировании нравственно-положительных качеств личности гражданина  таких как жизненная активность и самостоятельность, любовь к земле, чувство  взаимопомощи товарищам  , уважение к опыту старших, развитие  понятливости  и смекалки, практического ум и трудовой сноровки играют родители. По мнению К.Д.Ушинского   правильно организованное воспитание, должно закреплять  и углублять ценные нравственные качества, организуя умственный и физический труд своих детей.

        Самые активные родители принимают участие в совместных мероприятиях с детьми, показывая  свою заинтересованность в процессе обучения своего ребенка, посещают родительские собрания, принимают участие в проектной деятельности.

По словам Ушинского : «…труд – это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития – физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка».

В заключении хотим обратить внимание на то, как Ушинский К.Д.  на многочисленных примерах из жизни, литературы, истории показывает, что только свободный общественный труд может развить и поддерживать в человеке его высшие нравственные качества, чувство человеческого достоинства. «…Человек, лишенный, в силу разных жизненных обстоятельств, необходимости трудиться либо не воспитавший в себе потребности и удовольствия трудиться и живущий в условиях праздности, обречен на нравственную гибель, разрушение личности еще при жизни. Нельзя жить наслаждениями, они приедаются, ведут к разврату, извращению мыслей и поступков, к формированию дурных, антиобщественных наклонностей. Поэтому одна из главных целей школьного и семейного воспитания состоит в том, чтобы готовить дитя к труду». И мы, педагоги, должны всячески стремиться воспитать достойного гражданина своей страны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Коррекционная деятельность по развитию психических функций в процессе развития мелкой моторики у незрячих детей с глубоким нарушением интеллекта

Рабочая программа по развитию мелкой моторики( VIII вид)1 класс (34 часа)1 час в неделю.Ориентировка в собственном теле. Голова, туловище, руки, ноги (на себе, на товарище, стоящем перед собой). Части...

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

Как вы думаете, кто лучше сдаст ответственный экзамен: та девушка, которая дрожит от страха как осиновый лист, или - уверенная в себе, в собственных силах и безусловной победе? Безусловно, чем больше ...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АннотацияВ статье рассматриваются вопросы по организации коррекционной работы по развитию зрительной памяти у младших школьников в процессе проектной деятельности. Рассмотрены преимущества применения ...