Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
консультация по теме

Реизова Елена Николаевна

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,  установку на диалог, на открытое общение. Использование опыта  педагогической науки поможет в решении данных задач. Педсовет направлен на закрепление идеи об интеграции и применении педагогических усилий и умений для успешного формирования социально адаптированной личности школьника.  

Задачи:

  • познакомиться с существующими современными воспитательными концепциями и технологиями;
  • изучить практический опыт учителей-предметников и классных руководителей, использующих в своей работе современные воспитательные технологии;
  • способствовать активизации учителей в освоении и внедрении в учебный процесс современных педагогических (воспитательных) технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvp_kak_sistema_vzaim.novye_vospit.tehnologii.rar2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

                                                                                                                    Конакова Елена Николаевна,

                                                                            заместитель директора по воспитательной работе
Дата проведения: 27 марта 2012 г.
План.
I. Теоретическая часть.                                                                                                                                              1. Актуальность проблемы.                                                                                                                                        2. Типы педагогического взаимодействия.                                                                                                               3. Современные концепции воспитания.                                                                                                                                    4. Новые воспитательные технологии.                                                                                                                                            II. Практическая часть.                                                                                                                                        1. Использование новых воспитательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.                                                       2. Проблема выбора воспитательных технологий: попытки решения вопроса.                                           III. Принятие решений педагогического совета

1.Вступление, обоснование темы, порядок работы педсовета
«Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании», -  говорил Антон Дистервег.                                                      Воспитывающее обучение: тесная связь обучения и воспитания.
Основной целью работы любой современной школы является
развитие творческой компетентности личности как средства формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни в социуме.
Для того чтобы личность учащегося развивалась должно быть одно важное условие – мотивация. В зависимости от нее и будет определяться направление развития. На сегодняшний момент при всех изменениях в системе образования, введении различных новшеств у нас присутствует стандартно-знаниевый подход (в том числе и в профильном обучении), декларирование личностно ориентированного образования и полным отсутствием ресурсов для его реализации, отсутствием времени, сил, мотивов для осуществления воспитания в процессе обучения. 
        Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. В настоящее время государство упорно пытается бороться с культурно-нравственным кризисом в стране. Но чем объяснить, что при высокой степени доступности информации упало качество разговоров и мыслей, литературы, поэзии, музыки, творчества, качество науки и медицины?
Чем объяснить, что грязь, пошлость, ложь возведены в ранг общественно приемлемых если не норм, то вполне терпимых ценностей? К сожалению, школа вынуждена жить по навязанным извне правилам, она не обеспечена необходимыми ресурсами, не вольна, не демократична, не разнообразна. Она подчинена внешней системе, тогда как спрос со школы растет неадекватно ее возможностям. Нам с вами приходится искать инструменты для решения этой проблемы,  и сегодняшний педсовет, мне кажется, может подсказать, как найти эти инструменты, как выровнять ситуацию, чтобы процесс обучения был един с процессом воспитания, и чтобы воспитание было бы нашей ведущей задачей наравне с обучением.

Цель:
интеграция и применение педагогических усилий и умений для успешного формирования социально адаптированной личности школьника.

Задачи:

  • познакомиться с существующими современными воспитательными концепциями и технологиями;
  • изучить практический опыт учителей-предметников и классных руководителей, использующих в своей работе современные воспитательные технологии;
  • способствовать активизации учителей в освоении и внедрении в учебный процесс современных педагогических (воспитательных) технологий.

2. Типы педагогического взаимодействия.                                                                                                              

Гуманистическое образование - это всегда партнерство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон. Учебно-воспитательный процесс следует представлять себе как сложную систему педагогического взаимодействия.

Педагогическое общение- это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.

Типы взаимодействия:

1.УЧИТЕЛЬ- «Я»

2.УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ

3.УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК

4.УЧИТЕЛЬ- ГРУППА УЧАЩИХСЯ

5.УЧИТЕЛЬ -УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

6.УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ

Слайд 5.

Если представить систему взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса схематично, то будет видно, что модель воспитательной системы школы охватывает разные уровни воспитывающей деятельности. Не случайно мы с вами выбрали концепцию системного построения процесса воспитания, т.е. от ВСШ к ВСК со всеми компонентами воспитательного взаимодействия от микросоциума к макросоциуму. Мне бы не хотелось останавливаться на принципах взаимодействия, мы об этом говорили не раз. Думаю, вы сможете их сформулировать сами в практической части нашего педсовета.

Слайд 6.

Слайд 7.

3. Современные концепции воспитания.                                                                                                                                    

Что же такое наша концепция? Концепция воспитания - это система взглядов педагога, группы педагогов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, а также показатели его эффективности. Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности школы является системное видение процесса  воспитания  и выделение целостного комплекса необходимых факторов, обеспечивающих эффективность этой работы. Концепция содержит характеристику системы воспитательной работы, организационной структуры управления воспитательной работой, методов воспитательного воздействия и технологии воспитания.                                                      

Слайд 8.

1. Системное построение процесса воспитания

Разработана в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР и далее продолжена и развита учеными  Владимиром Абрамовичем Караковским, Людмилой Ивановной Новиковой, Натальей Леонидовной Селивановой.  Цель  создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности.

2. Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук (1991 год), г.Казань.

Цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой полноценно выполнять систему социальных ролей. Воспитание - это процесс человековедения (не только от слова «ведать», т.е. «знать», «изучать», но и от слова «вести» к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.

О применении педагогической технологии, которая называется так же, как и концепция воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности ребенка», расскажет нам учитель технологии О.Г.Будреева.                              (выступление О.Г.Будреевой)

Повторение. Воспитательные концепции. Слайд 17.

  1. Системного построения  процесса воспитания В.А.Караковского.
  2.  Системно-ролевая теория формирования личности Н.М.Таланчука.
  3. Концепция воспитания как компонента социализации М.И.Рожкова.
  4. Концепция формирования образа жизни, достойной Человека Н.Е.Щурковой.
  5. Концепция воспитания ребёнка как человека культуры Е.В.Бондаревской.
  6. Концепция воспитания на основе потребностей человека В.П.Созонова.  
  7. Концепция самовоспитания школьника Г.К.Селевко.

4. Новые воспитательные технологии.  

Естественно, что любая воспитательная технология должна опираться на концептуальную основу.  

Слайд  18.

Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения  в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или  правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат  отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог. Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о те6хнологизации воспитания – утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно оно уступает место «коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит время и затраты.

             Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

               Рассмотрим пример самой распространенной по применению  воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых  отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

            Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов) 
  • Психологический настрой (приветствие, вступительное слово) 
  • Содержательная (предметная) деятельность
  • Завершение
  • Проекция на будущее

 Рассмотрим отдельные педагогические технологии.

 Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений
  • Гуманно-личностный подход к ребёнку
  •  Единство обучения и воспитания

            Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

  • превращение школы Знания в школу Воспитания;
  •  постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
  •  гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих
  • ценностей;
  • развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
  •  возрождение национальных культурных традиций;
  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  • постановка трудной цели;

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

  • идея включения детей в улучшение окружающего мира;
  • идея соучастия детей в воспитательном процессе;
  • коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
  • комплексный подход к воспитанию;
  • личностный подход, одобрение социального роста детей.

II. Практическая часть.    

1. Использование технологии критического мышления в урочной и внеурочной деятельности.    (Выступление учителя математики и классного руководителя 9 а класса Чубуковой Т.А.)                    

2. Выбор концептуальных идей определяется  тем или иным подходом к воспитанию: системный подход дополняется личностно ориентированным,  деятельностным, компетентностным. Важно проанализировать  приемлемость того или иного подхода, той или иной воспитательной концепции в конкретном образовательном пространстве.

Разумеется, не все  педагоги будут  реализовывать  ту или иную педагогическую концепцию в чистом виде. Педагогическая мудрость и творчество находят оптимальное сочетание элементов различных подходов и концепций, которые в ходе  педагогической практики  адаптируются друг к другу, создавая  ту  уникальную педагогическую систему,  которая  определяет образ  школы, обеспечивает  осуществление её миссии.

Механизмом, с помощью которого педагогический коллектив реализует свои концептуальные воспитательные подходы и установки, является программа воспитания учреждения.

Таких программ у нас несколько. Программа ДНВ «Как слово наше отзовётся», программа гражданско-патриотического воспитания «Патриот», программа сотрудничества школы и родителей «Семья и школа как партнёры» (утверждены в 2009 году), программа развития ученического самоуправления «Высота» (защищена в 2007 году), программа сохранения и укрепления психофизического здоровья школьников «Здоровье», срок реализации которой закончился, и она находится в стадии усовершенствования, и программа профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних «Подросток».

В рамках программы ДНВ «Как слово наше отзовётся» работает учитель русского языка и литературы и кл.руководитель 7 б класса Бусыгина А.В.                                 (Выступление Бусыгиной А.В.)

3. Технология социального проектирования используется в нашей школе недавно. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых и сверстников. Под социальным проектированием понимается деятельность:

•  социально значимая, имеющая социальный эффект;

•  результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

•  задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

•  в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром природы, людей;

•  через которую формируются социальные навыки подростка.

Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для школы.

Виды социальных проектов:

•  Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

•  Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

•  Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

•  Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

•  Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования

- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

О работе в этом направлении расскажет старшая вожатая Тимофеева Д.О.

(Выступление старшей вожатой Тимофеевой Д.О.)

2. Проблема выбора воспитательных технологий: попытки решения вопроса.                                          

Коллектив делится на 4 группы:

1 группа – учителя начальных классов

2 группа – учителя-предметники

3 группа – классные руководители 5-7 классов

4 группа – классные руководители 8-11 классов_____________________________________

1 группа – учителя начальных классов – выбирают воспит.технологии для работы с педагогически запущенными детьми;

2 группа – учителя-предметники – формулируют принципы взаимодействия участников УВП (от 5 до 10); они могут быть сформулированы в виде заповедей и должны содержать обоснование.

3 группа – классные руководители 5-7 классов – выбирают воспит.технологии для работы с детьми «группы риска»;

4 группа – классные руководители 8-11 классов – выбирают воспит.технологии для формирования у старших подростков интереса к школьной общественной жизни, формирования активной гражданской позиции.

Руководство к действию:

1. Диагностический этап. Диагностика классного коллектива, группы детей в классе, отдельного ребёнка.

2. Определение проблемы.

3. Выбор технологии по классификации.

Классификация педагогических технологий:

1.        По уровню применения а) общепедагогические (к классному коллективу)

б)        частнопедагогические (к конкретному ребёнку)

в)        локальные (к конкретной педагогической ситуации)

2.        По концепции воздействия а) ассоциативно-рефлекторные

      б) развивающие

3.        По ориентации на личностные структуры а) информационные                                                                                                б)        операционные                                                                                                                                                                                               в) саморазвития                                                                                                                                      г)формирования
д)эвристические

4.        По характеру содержания и структуры а) обучающие воспитательные

б)        светские религиозные

в)        общеобразовательные профессиональные
д) гуманистические

5.        По организационным формам а) классно-урочные альтернативные

б)        академические-клубные

в)        индивидуальные-групповые

г)        коллективные

д)        дифференцированные

6. По источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

7. По целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

8. По возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты).

9. По функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями).

10. По подходу к ребёнку

          а) авторитетные

          б) личностно ориентировочные    

        в) гуманитарно-личностные

        г) технологии сотрудничества

        д) свободного воспитания

    11. По преобладающему методу

           а) убеждения         

           б) поощрения

          в) требование

          г) требование-совет

          д) наказание

          е) внушение

           ж) развивающее воспитание

           з) информационные

            и) проблемные 
         
к) игровые

         л) творческие и др.

       12.. По категории обучающихся

           а) массовая технология

           б) компенсирующая (с пед.запущенными детьми)

          в) технологии работы с трудными

          г) технологии работы с одаренными                                                                                                            

         

                                                                         

                                                                                                                                                                 

Заключение. Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,  установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции, развить эмпатию, педагогический такт, деликатность.  Необходимо  ориентироваться в первую очередь на развитие  ребёнка,  научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой и индивидуальной,    работы   в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей  работы,  вовремя перестраивать её,   брать  на себя ответственность.  

Использование опыта  педагогической науки поможет в решении данных задач. А в следующий раз мы поговорим с вами о здоровьесберегающих технологиях. 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.

В данной статье представлены особенноти работы образовательного  учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»...

Рекомендации по организации взаимодействия всех участников образовательного процесса

Возможные варианты работы по налаживанию взаимодействия...

Постановка мюзикла как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса

Во время работы над мюзиклом, педагог создает условия для развития творческой активности детей, в которых ребёнок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует своё творческое начало...

Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель) в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»

Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель)в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»...