Программа эколого - краеведческого кружка "Воробей"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Трифонова Вера Васильевна

Девиз кружка "Воробей" -"Думаем глобально, действуем локально!" Целью кружка является привить любовь детей к природе, научить детей проводить исследовательские работы, участвовать в  проектной  деятельности. Планирование включает работы совместные с Национальным Парком "Мещёра". Такая работа воспитывает в детях уважение и интерес к "малой" родине, её истории, природе, людям и их традициям.Именно эти качества необходимы для воспитания экологически культурного человека. Программа разработана для детей 12 - 14 лет. Срок реализации 3 года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekologo-kraevedcheskogo_kruzhka_vorobey.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ №13»

г.Гусь – Хрустальный

2014-2015 уч. год

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=031b10434faac0feaf78397fab145f50-131-144&n=21

Программа

эколого – краеведческого кружка «Воробей»

Подготовлена учителем биологии: В.В.Трифоновой


    

 

Содержание 

1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Ожидаемый результат
4. Общие сведения о кружке.
5. Календарно – тематический план.

Пояснительная записка

Работа экологического кружка «Воробей» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.     Эколого-краеведческая работа активизирует мыслительные процессы учащихся, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.

    Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть природные памятники города, района и области, оценить экологическое состояние природных  обьектов.

 Программа кружка направлена на допрофессиональную подготовку детей и выбор профессий, связанных с экологией, зоологией, ботаникой, географией, профессией туриста-краеведа, исследователя природы. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков.

Большое внимание уделено изучению родного города и района, населения, традиции, достопримечательности, хозяйство.

Общие сведения о кружке

Программа рассчитана на 3 года.

Еженедельно 2 часа.

Всего 204 часа.

 В год 68 часов.

Возраст учащихся 12 -15 лет.

Методы работы: беседы, лекции, экскурсии, проектная деятельность, выставки, выступления, исследования.


Цель программы:

  • Формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.

Задачи программы:

1. Обучающие:

  • Изучить методы краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности
  • Расширить  знания о природе родного края, о взаимоотношениях  человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях.
  • Обогащать представления об окружающем мире.

2.Развивающие:

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение),  навыков самостоятельной работы учащихся.
  • Развивать творческое мышление и  положительные качества характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, природосообразное поведение).

3.Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Ожидаемый результат:

  1. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоения навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.
  2. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области  экологии.
  3. Умение оценивать уровень здоровья и физического развития как самого себя, так и  местного населения;   исследовать      состояние макро- и микросреды и влияние их на здоровье человека.
  4. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитие креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
  5. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
  6. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды своей местности.
  7. Участие в районных и областных конкурсах.

Направления работы

Тема 1. Географические особенности Владимирской области и Гусь – Хрустального района.

Географическое положение. Рельеф. Климат. Воды. Почвы.

Тема 2. Растительный мир Владимирской области.

Растительные сообщества. Деревья. Кустарники. Травы. Редкие, исчезающие, охраняемые растения. Декоративные растения.

Тема 3.  Животный мир Владимирской области.

Беспозвоночный. Позвоночные. Редкие, исчезающие и охраняемые виды. Домашние животные.

Тема 4.  Охраняемые территории области.

Тема 5.  Исторические памятники Владимирской области и Гусь-Хрустального района.

Тема 6.  Население области.

История заселения. Численность. Состав населения. Быт. Традиции. Народные промыслы.

Тема 7.  Хозяйство области и района.

Промышленность. Сельское хозяйство.

Тема 8.  Экологические проблемы.

Календарно тематическое планирование

               2014 – 2015 учебный год

Дата

Тема занятия

Часы

Форма работы

1

4.09

Введение. Задачи курса.

2

Урок

2

11.09

Подготовка в фотовыставке «Осень»

2

Экскурсия

3

18.09

Приспособление растений к зиме

2

Экскурсия

4

25.09

Экологические проблемы биосферы

2

Лекция НП «Мещёра»

5

2.10

Проектная деятельность

2

Урок

6

9.10

Животный мир области. Беспозвоночные.

2

Лекция

7

16.10

Рыбы. Земноводные.

Пресмыкающиеся.

2

Урок

8

23.10

Птицы.

2

Урок

9

6.11

Млекопитающие.

2

Урок

10

13.11

Мониторинг состояния воздушной среды методом Лихеноиндикации.

2

Экскурсия

11

20.11

Лес и его обитатели.

2

Игра- викторина

НП «Мещёра»

12

27.11

Охраняемые территории Владимирской области.

2

Урок

13

4.12

Изучение спилов разных пород

2

НП «Мещёра»

14

11.12

Наши деревья и кустарники зимой

2

Экскурсия

15

18.12

Покормите птиц

2

Развешивание кормушек

16

25.12

Город мастеров

2

Экскурсия на производство

17

15.01

Биоиндикация атмосферного воздуха по состоянию хвои сосны.

2

НП «Мещёра»

18

22.01

Исторические памятники Владимирской области ЮНЕСКО

2

Исследовательская работа

19

29.01

Исторические памятники Владимирской области ЮНЕСКО

2

Отчет

20

5.02

Экологические проблемы Гусь-Хрустального района

2

НП «Мещёра»

21

12.02

Изучение снежного покрова

2

Исследовательская работа

22

19.02

Город мастеров

2

Экскурсия на производство

23

26.02

Помогите птицам!

2

Отчет в НП «Мещёра»

24

5.03

Крупные реки и озёра области

2

Урок

25

12.03

Краеведческий музей г. Гусь- Хрустальный

2

Экскурсия

26

19.03

Пернатые друзья.

2

Брейнринг

27

2

Готовимся к озеленению школы.

2

Практическая работа

28

9

Пожары. Методы борьбы сними. Пожароопасная ситуация в НП «Мещёра»

2

Лекция

НП «Мещёра»

29

16

Весенние явления

2

Фенологические наблюдения

30

23

Уборка школьной территории

2

Трудовой

десант

31-32

май

Озеленение школы

4

33 - 34

май

Поход

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля"

Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля" рассчитана на детей 11-15 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе Авторской образовательной прогр...

Программа эколого-краеведческого отряда

Программа выполнена для профильного эколого-краеведческого отряда в рамках летнего школьного оздоровительного  лагеря с дневным пребыванием....

Программа эколого-краеведческого кружка «Отчий дом» для учащихся СПО

Программа эколого-краеведческого  кружка «Отчий дом» разработана для реализации в профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования....

Программа эколого-краеведческого лагеря актива "Новая волна" в формате 3D

По своей направленности данная программа является комплексной  и включает следующие направления: естественнонаучное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное, ...

Программа эколого-краеведческого кружка "Чистая вода"

Цель программы: ознакомление учащихся с проблемой обеспечения населения чистой водой, приобщение учащихся к всестороннему изучению окружающей среды в ходе туристско-краеведческих экскурсий и экспедици...

Программа Эколого-Краеведческого клуба "Меридиан"

Цель программы - создание  оптимальных условий  для развития и самореализации школьников, формирование позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой работы и экологическо...

Программа эколого-краеведческого кружка

Особенности данной программы.Планирование рассчитано на несколько  лет (5-6 ) обученияРабота эколого-краеведческого кружка строится  в соответствии со структурой экологического образования в...