Программа эколого-краеведческого кружка «Отчий дом» для учащихся СПО
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему

Петрухненко Галина Владимировна

Программа эколого-краеведческого  кружка «Отчий дом» разработана для реализации в профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologo-kraevedcheskogo_kruzhka_petrukhnenko.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение (КГБ ПОУ 11)

         

          Программа эколого-краеведческого  

кружка «Отчий дом»

для учащихся  СПО

Автор: Петрухненко Галина Владимировна,

        преподаватель  географии, биологии, экологии

                             

г. Комсомольск-на–Амуре, 2014 г.

Программа эколого-краеведческого  кружка «Отчий дом» разработана для реализации в профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Автор разработчик: преподаватель  географии, биологии, экологии КГБ ПОУ 11 -

Петрухненко Галина Владимировна

Рецензент: заместитель директора по учебно-воспитательной работе КГБ ПОУ 11 – Косарева Елена Игоревна

Пояснительная записка

           Важное значение для формирования экологической культуры каждого человека имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-краеведческие знания и овладевают эколого-туристическими навыками и умениями.

Занятия кружка направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач:

 - привитие первичных эколого-туристских навыков и умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных;

-  углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;

- привитие навыков исследовательской работы;

- формирование чувства бережного отношения к природе родного края;

- развитие познавательной, творческой и общественной активности учащихся в процессе кружковой работы.

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся старшего школьного возраста, имеющих опорные краеведческие знания курсов природоведения, географии, биологии. Программа рассчитана на 210 часов, 9 часов в неделю.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, устных журналов. Практические занятия  проводятся   в помещении при организации конкурсов, бесед и викторин, сообщений, рефератов, электронных презентаций учащихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и минералов, растений и т. д. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений, деловых игр, выходов в музеи, посещений предприятий и прочих активных видов деятельности.

Тема «Туристическая подготовка» внесена для обучения и привития навыков грамотной организации своего пребывания в природе. В тему «Земля как планета» включены вопросы о метеорологических наблюдениях. В теме «Водные биогеоценозы» расширены знания о гидрологии рек с учетом их дальнейшего комплексного изучения. Тема «Почвы» дополнена знаниями о горных породах и их изменениях. Также расширены некоторые вопросы тем с учетом дальнейшего перехода группы обучающихся на комплексное изучение местности.  В ходе изучения программы кружка возможны незначительные перестановки последовательности изучения тем в практической части с учетом сезона года.

Члены кружка «Отчий дом» могут быть помощниками и участниками  в организации мероприятий  эколого-краеведческой работы, в экологическом образовании и воспитании учащихся первого курса, проводить беседы, викторины, классные часы, 15- минутки нравственности.

Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей  (опорных, сопутствующих, перспективных) с географией и биологией, физикой, химией, а также формирование эколого-краеведческих знаний и умений по изучению края, таких как картографо-топографических, геолого-геоморфологических, гидроклиматических, по изучению взаимосвязей компонентов природы, природных зон края.

В результате изучения тем кружка

учащиеся должны знать:

- основные экологические понятия,

- роль человека в биосфере и его влияние на окружающую среду,

- основной состав и структуру почвы,

- разнообразие и экологические особенности растений и животных разных природных

   сообществ,

- способы и меры по охране окружающей среды,

- приемы организации  деятельности и быта в природе.

Учащиеся должны уметь:

- проводить фенологические и метеорологические наблюдения состояния природной

   среды,

- проводить описание биоценозов своей местности,

- определять тип почв, типичных растений и животных своей местности,

-  проводить гидрологические наблюдения за состоянием водоемов,

- безопасно организовать свое пребывание на местности.

  Формами подведения итогов в конце учебного года могут быть: учебно-исследовательская конференция и конкурс знатоков природы «Интеллектуальный марафон».

Содержание программы

Тема 1. Введение. Экология и природа (4 часа).

Знакомство с целями кружка и планом работы. Права и обязанности членов кружка. Зачем нужно изучать природу?  Экология – наука, изучающая взаимосвязи в природе. Разумное вмешательство человека в природное единство.

Обзор книг об интересном в жизни растений, лес — природное единство. Интересные явления в природе.

Просмотр видеоофильмов ВВС «Планета Земля», выявление закономерностей в природной среде.

Выставка литературы.

Тема 2. Земля как планета (12 часов)

Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнечной системы: Птолемей (II в. н. э.) — геоцентрическая система мира. Н. Коперник (1473—1543 гг.) — гелиоцентрическая система. Теория Канта Лапласа (XVIII в.), О. Ю. Шмидта (1891 —1956гг.).

Строение Солнечной системы. Первые «дни» Земли, этапы развития оболочек Земли. Земля как целое.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе». Начало фенологических наблюдений. Метеорологические наблюдения. Метеоприборы. Школьная метеостанция. Правила проведения наблюдений.

Экскурсия — практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Индивидуальные задания учащимся по проведению наблюдений над природными объектами.

Тема 3. Туристическая подготовка (56 часов)

Туристское снаряжение. Групповое и личное снаряжение.  Самодельное снаряжение, способствующее охране природы. Виды рюкзаков и палаток. Правила установки палаток.

 Состав ремонтного набора. Правильный выбор места бивака с учетом особенностей природного окружения. Снятие бивака. Уборка места, противопожарные меры. Различные типы костров, устройство кострища.

Набор продуктов, меню, хранение продуктов. Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила их сбора.

Режим дня в походе. Правила поведения туриста в походе.

Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь. Санитарно-гигиенические умения.

Практическая работа № 1.Составление списка группового и личного снаряжения. Установка палатки. Укладка рюкзака. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения.

Практическая работа № 2. Составление меню одно- и двухдневного похода (деловая игра). Разжигание костра, приготовление пищи на костре, вязка узлов. Пользование инструментами.

Практическая работа № 3 Комплектование походной аптечки. Отработка навыков оказания медицинской помощи. Определение лекарственных растений, ядовитых растений и грибов. Обеззараживание питьевой воды.

Поход. Организация группы в пути и на привале. Составление «Памятки эколога-туриста». Деловая игра «Экологически чистый привал».

Тема 4. Понятие о биосфере (8 часов)

Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организмами.

И. В. Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте веществ и потоке энергии.

Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий.

Роль различных экологических групп организмов и биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология — наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.

Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка.

Рекреационная нагрузка на окружающую среду.

Практическая работа. Распределение тем докладов среди учащихся

Сообщения.

Просмотр видеофильмов ВВС «Планета Земля» о развитии биосферы Земли

Тема 5. Понятие о почве и горных породах (22часа)

Зачем изучают почву. Как раньше думали о почве. В. В. Докучаев — великий ученый-почвовед (его определение почвы).

Состав и структура почвы. Почва — среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных  животных   в   формировании   почвы.     Плодородие  почвы.

Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв и их использование и древности. Древние методы обработки почв, не нарушающие плодородия почв. Почему истощается почва? Меры улучшения ее плодородия. Причины водной эрозии почв.

Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение удобрений (органических — навоза, помета), севооборот, правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль полезащитных полос. Правила хождения в природном окружении (склон).

Горные породы, их типы. Обломочные горные породы своей местности. Изменение горных пород во времени.

Опыт, демонстрирующий наличие воздуха и почве (структурной, бесструктурной).

Экскурсия в зимний лес. Беседа о периодах зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Проталины.

Экскурсия. Определение высоты Солнца над горизонтом  Измерение высоты снежного покрова в различных участках холма, поля; описание поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.

Практическая работа № 1. Работа с коллекцией образцов горных пород.

Практическая работа № 2. Геологическое обнажение. Изучение и описание характера залегания горных пород в своей местности.

Индивидуальные задания.  Подготовка сообщения о правильном и неправильном использовании почв человеком.  Подготовка к викторине (или КВН ) «Очевидное- невероятное?».

Тема 6. Луг и пастбище (16 часов)

Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища. Чем отличается луг от пастбища? Взаимоотношения животных и растений на лугу. Рекреационная нагрузка.

Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия.

Значение лугов и пастбищ в народном хозяйстве.

Методы геоботанического описания луга.

Практическая работа № 1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Фенологические наблюдения. Охрана птиц (наблюдение за птицами и их подкормка).

Практическая работа № 2. Изучение особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов  (весной).

Практическая работа № 3. Изучение территорий с эрозированными почвами. Определение видов эрозии и причины, ее вызывающие. Противоэрозионные мероприятия (весной).

Практическая работа № 4. Геоботаническое описание участка луга.

Тема 7. Лес (16 часов)

Лес — природное единство. Рекреационные зоны.

Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу.

Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае. Приспособленность животных к сообществу леса.

Типы лесов Хабаровского края. Методы геоботанического описания леса.

Практическая работа № 1 (индивидуальные задания). Определение темы реферата, сообщение (по видовому разнообразию древесной и кустарниковой растительности лесов края: сосна, кедр, ель, пихта, береза, липа, осина, ольха, черемуха, калина, рябина; кустарники — смородина, малина и т. д.)  

Практическая работа № 2. Выявление и учет количества вредителей в саду (парке, лесу, лесополосе).

Практическая работа № 3. Определение видового состава лесов, пород деревьев и кустарников по семенам, коре, по внешнему виду.

Практическая работа № 4. Геоботаническое описание участка леса (весной).

Практическая работа № 5. Работа с картами Атласа Хабаровского края по выявлению типичных лесных сообществ своей местности.

Экскурсия (практическая работа) «Биологическая тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биогеоценоза и их экологической приспособленности.

Демонстрация движения питательных веществ по стволу (ветке), поперечное и продольное строение ствола дерева.

Просмотр видеофильма ВВС «Планета Земля»  - «Сезонные леса планеты»

Тема 8. Водные биогеоценозы (36 часов)

Аквариум — модель водного биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.

Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды — мир микроскопических организмов.

Гидрологические параметры реки, правила их замера. Органолептические наблюдения за состоянием реки и качеством воды. Реки Хабаровского края. Губительное влияние неправильной эксплуатации и загрязнения на живые организмы в водоеме, на биологические факторы.

Меры по охране водоемов, малых рек. Операции «Малым рекам — чистоту и полноводность».  Нормы   пользования водоисточниками.

Практическая работа № 1. Изучение особенностей водных организмов и признаков приспособленности их к жизни в воде. Наблюдение за жизнью обитателей аквариума.

Практическая работа № 2. Составление гидрологической карты Хабаровского края.

Экскурсия на водоем. Определение степени  загрязненности воды.

Опыт и наблюдение: рассмотрение под микроскопом капли дождя, воды из лужи.

Работа с определителями водных растений и животных.

Тема 9. Охрана природы и заповедное дело (18 часов)

Международное сотрудничество по охране природы. Охрана природы в России - важная государственная задача. Постановления правительства об охране природы.

Значение заповедников в охране природы. Заповедники в России, в своем крае. Заказники, их роль, виды. Туризм и охрана природы. Туристская природоохранная деятельность.

Изучение ранневесенних цветущих растений в рекреационной зоне города. Нормы и правила поведения туриста в природном окружении.

Экскурсия. Изучение мест произрастания ранневесенних цветущих растений в долине реки Силинка.

Устный журнал «По страницам «Красной книги».

Поход выходного дня 1—2-дневный (закрепление эколого-туристских  умений: поведенческих, опознавательных,  преобразовательных).

Тема 10. Индивидуальная работа по написанию рефератов, созданию электронных презентаций, участие в научно-практической конференции  (14 часов)

Внутрикружковая работа (8 часов)

                                 

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Всего

Теоретическое

Практическое

1.

2.

Тема 1. Введение. Экология и природа.

Знакомство с целями кружка и планом работы на год. Права и обязанности членов кружка. Зачем нужно изучать природу?  Экология – наука, изучающая взаимосвязи в природе.

Обзор книг. Интересные явления в природе.

Просмотр видеофильмов ВВС «Планета Земля», выявление закономерностей в природной среде.

4

2

2

2

2

3.

4.

5.

6.

Тема 2. Земля как планета

Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнечной системы. Работа с моделью Солнечной системы.

Этапы развития оболочки Земли. Земля как целое.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе». Начало фенологических наблюдений.

Метеорологические наблюдения. Метеоприборы. Школьная метеостанция. Правила проведения наблюдений.

Экскурсия — практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Индивидуальные задания учащимся по проведению наблюдений над природными объектами и метеонаблюдения.

12

5

1

2

2

7

1

2

2

2

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Тема 3. Туристическая подготовка

Туристское снаряжение. Групповое и личное снаряжение.  Самодельное снаряжение, способствующее охране природы.

Виды рюкзаков и палаток. Правила установки палаток.

Практическая работа № 1.Составление списка группового и личного снаряжения. Установка палатки. Укладка рюкзака.

Состав ремонтного набора. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения.

Правильный выбор места бивака с учетом особенностей природного окружения.

Снятие бивака. Уборка места, противопожарные меры.

Различные типы костров, устройство кострища.

Набор продуктов, меню, хранение продуктов.

Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила их сбора.

Практическая работа № 2. Разжигание костра, приготовление пищи на костре. Пользование инструментами.

Вязка узлов.

Практическая работа № 3. Изготовление макетов, моделей различных типов костров, узлов и пр.

Режим дня в походе. Правила поведения туриста в походе.

Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная помощь.

 Санитарно-гигиенические умения.

Комплектование походной аптечки. Отработка навыков оказания медицинской помощи.

Определение лекарственных растений, ядовитых растений и грибов. Обеззараживание питьевой воды.

Практическая работа № 4. Составление меню одно- и двухдневного похода (деловая игра).

Составление «Памятки эколога-туриста». Деловая игра «Экологически чистый привал».

Поход. Организация группы в пути и на привале.

56

25

2

2

1

2

2

2

2

4

1

4

2

1

31

4

3

4

1

2

2

2

1

2

2

8

25.

26.

27.

28.

29.

Тема 4. Понятие о биосфере

Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организмами.

И. В. Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте веществ и потоке энергии. Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий.

Роль различных экологических групп организмов и биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология — наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.

Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка. Рекреационная нагрузка на окружающую среду.

Практическая работа. Распределение тем докладов среди учащихся

 Заслушивание сообщений.

Просмотр видеофильма ВВС «Планета Земля» о развитии биосферы Земли.

8

5

2

2

1

3

2

1

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

Тема 5. Понятие о почве и горных породах

Зачем изучают почву. В. В. Докучаев — великий ученый-почвовед Состав и структура почвы.

Почва — среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в формировании   почвы.     Плодородие  почвы.

Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв. Причины водной эрозии почв. Правила хождения в природном окружении (склон).

Горные породы, их типы. Обломочные горные породы своей местности. Изменение горных пород во времени.

Практическая работа № 1. Работа с коллекцией образцов горных пород

Практическая работа № 2. Геологическое обнажение. Изучение и описание характера залегания горных пород в своей местности.

Экскурсия в зимний лес. Беседа о периодах зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Проталины.

Экскурсия. Измерение высоты снежного покрова в различных участках. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.

Индивидуальные задания.  Подготовка сообщения о правильном и неправильном использовании почв человеком.  

Подготовка и проведение викторины (или КВН ) «Очевидное- невероятное?».

22

7

1

2

2

2

15

1

2

4

2

2

2

       2

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

Тема 6. Луг и пастбище

Практическая работа № 1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Фенологические наблюдения. Охрана птиц (наблюдение за птицами и их подкормка).

Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища. Взаимоотношения животных и растений на лугу. Рекреационная нагрузка.

Практическая работа № 2. Изучение особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов  (весной).

Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия. Значение лугов и пастбищ в хозяйстве.

Практическая работа № 3. Изучение территорий с эрозированными почвами. Определение видов эрозии и причины, ее вызывающие. Противоэрозионные мероприятия (весной).

Методы геоботанического описания луга.

Практическая работа № 4. Геоботаническое описание участка луга.

16

6

2

2

2

10

      2

2

       2

      4

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

Тема 7. Лес

Лес — природное единство. Рекреационные зоны.

Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу.

Просмотр видеофильма ВВС «Планета Земля»  - «Сезонные леса планеты»

Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к среде обитания. Меры по охране лесов в крае.  Демонстрация движения питательных веществ по стволу, строение ствола дерева.

Практическая работа № 1 (индивидуальные задания). Определение темы реферата, сообщения.

Практическая работа № 2. Выявление и учет количества вредителей в саду (парке, лесу, лесополосе).

Типы лесов Хабаровского края.

Практическая работа № 3. Определение видового состава лесов, пород деревьев и кустарников по семенам, коре, по внешнему виду.

Практическая работа № 5. Работа с картами Атласа Хабаровского края  по выявлению типичных лесных сообществ своей местности.

Методы геоботанического описания леса.

Практическая работа № 4. Геоботаническое описание участка леса.

16

6

1

2

1

1

1

10

1

1

2

1

1

4

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

Тема 8. Водные биогеоценозы

Аквариум — модель водного биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.

Наблюдение за жизнью обитателей аквариума.

Пресноводный водоем и его обитатели. Временная лужа воды — мир микроскопических организмов. Работа с микроскопом.    Работа с определителями водных растений и животных.

Гидрологические параметры реки, правила их замера. Органолептические наблюдения за состоянием реки Амур и качеством её воды.

 Реки, озёра, болота и другие водоемы Хабаровского края.

Влияние эксплуатации на водоем.   Меры по охране водоемов малых рек. Операции «Малым рекам — чистоту и полноводность».  Нормы   пользования водоисточниками.

Практическая работа № 1. Изучение особенностей водных организмов и признаков приспособленности их к жизни в воде (весной). Практическая работа № 2. Составление гидрологической карты Хабаровского края.

Экскурсия на водоем. Определение гидрологических параметров реки Силинка и степени  загрязненности воды.

30

13

2

1

4

2

2

2

17

1

1

1

2

4

       8

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

Тема 9. Охрана природы и заповедное дело

Международное сотрудничество по охране природы. Охрана природы в России - важная государственная задача. Постановления правительства об охране природы.

Устный журнал «По страницам «Красной книги».

Значение заповедников в охране природы. Заповедники в России, в своем крае. Заказники, их роль, виды. Памятники природы. Туризм и охрана природы. Туристская природоохранная деятельность.

Изучение ранневесенних цветущих растений в рекреационной зоне города.

Нормы и правила поведения туриста в природном окружении.

Экскурсия. Изучение мест произрастания ранневесенних цветущих растений в долине реки Силинка.

Поход выходного дня 1—2-дневный (закрепление эколого-туристских  умений: поведенческих, опознавательных,  преобразовательных).

18

7

2

2

1

2

11

1

2

8

75.

       

76.

Тема 10. Индивидуальная работа по написанию рефератов, созданию электронных презентаций, участие в научно-практической конференции

Написание индивидуальных рефератов, создание электронных презентаций.

Участие в эколого-краеведческой конференции

14

-

14

10

4            

77.

 Внутрикружковая работа

        

Культурно-массовые мероприятия(выходы в краеведческий, художественный музеи, экскурсии на предприятия города, поездка в Ботанический сад, на рыборазводный завод г. Амурска).

14

-

14

14

Итого:

210

76

134

Методическое обеспечение программы

Тема 1. Введение. Экология и природа.

Формы занятий: беседа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: обзор книг, просмотр видеофильма, выставка краеведческой литературы.

Техническое оснащение занятий: мультимедиа, СД-диск ВВС «Планета Земля», часть 5.

Тема 2. Земля как планета.

Формы занятий: лекция, беседа, экскурсия, индивидуальные задания, практикум.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: наблюдение, анализ, индивидуальные задания.

Дидактический материал: натуральные объекты, таблицы.

Техническое оснащение занятий:  модель солнечной системы, метеоприборы, портативная школьная метеостанция, глобусы.

Форма подведения итогов обучения: собеседование.

Тема 3. Туристическая подготовка.

Формы занятий: беседа, поход, практическое занятие, деловая игра.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: наблюдение, анализ, индивидуальные и групповые занятия.

Дидактический материал: карточки.

Техническое оснащение занятий: туристическое оборудование.

Форма подведения итогов обучения: разработка однодневного путешествия.

Тема 4. Понятие о биосфере.

Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: просмотр видеофильма, индивидуальные и групповые занятия.

Дидактический материал: окаменелости.

Техническое оснащение занятий:  мультимедиа, СД- диск ВВС «Планета Земля», часть 2.

Форма подведения итогов обучения: собеседование.

Тема 5. Понятие о почве и горных породах.

 Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение, анализ, просмотр видеофильма, индивидуальные и групповые занятия.

Дидактический материал: коллекции горных пород и минералов, образцы почв, таблицы.

Техническое оснащение занятий: мультимедиа, СД-диски.  

Форма подведения итогов обучения: викторина (или КВН).

Тема 6. Луг и пастбище. 

Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение, анализ, индивидуальные и групповые занятия.

Дидактический материал: гербарии, карточки.

Форма подведения итогов обучения: тестирование.

Тема 7. Лес. 

Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение, анализ, работа в парах, просмотр видеофильма.

Дидактический материал: гербарии, карточки.

Техническое оснащение занятий: мультимедиа, СД- диск ВВС «Планета Земля», часть 4.

Форма подведения итогов обучения: «круглый стол».

Тема 8. Водные биогеоценозы. 

Формы занятий: беседа, экскурсия, практическая работа.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: опыт, наблюдение, анализ, индивидуальные и групповые занятия.

Дидактический материал: натуральные объекты, таблицы.

Техническое оснащение занятий: микроскопы, лупы.

Форма подведения итогов обучения: самостоятельная работа.

Тема 9. Охрана природы и заповедное дело.

Формы занятий: лекция, беседа, устный журнал, поход.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: выставка литературы, обзор книг, самостоятельная работа.

Дидактический материал: картины и фотоматериалы.

 Форма подведения итогов обучения: тестирование.

Список литературы:

  1. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. М.: АО МДС, 2004.
  2. Протасов В. Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России. М.: Финансы и статистика, 2005.
  3. Ивченко С.И.  Книга о деревьях. М.: Лесная. промышленность, 2002.
  4. Мацюцкий С.А. Туристу о растениях. М.: Профиздат, 2003.
  5. Самодельное туристское снаряжение /Авт.-сост. П.И. Лукоянов. М.: Просвещение, 2003.
  6. Атлас Хабаровского края. Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2010.
  7. Атлас «Люби и знай свой край». Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва, 2009.
  8. Об экологическом состоянии природной среды Хабаровского края. Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2009.
  9. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг, 2009.
  10. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. М.:ФАИР- Пресс, 2008.
  11. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. М.: Недра, 2008.
  12. Шиманюк А.П.  Что и как наблюдать в природе.  М.: Просвещение, 2009.
  13. Методы геоботанических исследований. М.: Ассоциация «Экосистема», 2010.

      13. Красная книга Хабаровского края. Хабаровск: Издательский дом  

           «Приамурские  ведомости», 2010.

      14. Миркин Б. М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. М.:      Устойчивый     мир, 2008.

      15. Зверев И.Д. Проблемы социальной экологии. М.: Дрофа, 2010. и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля"

Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля" рассчитана на детей 11-15 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе Авторской образовательной прогр...

Программа эколого - краеведческого кружка "Воробей"

Девиз кружка "Воробей" -"Думаем глобально, действуем локально!" Целью кружка является привить любовь детей к природе, научить детей проводить исследовательские работы, участвовать в  проектной ...

Программа эколого-краеведческого отряда

Программа выполнена для профильного эколого-краеведческого отряда в рамках летнего школьного оздоровительного  лагеря с дневным пребыванием....

Программа эколого-краеведческого лагеря актива "Новая волна" в формате 3D

По своей направленности данная программа является комплексной  и включает следующие направления: естественнонаучное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное, ...

Программа эколого-краеведческого кружка "Чистая вода"

Цель программы: ознакомление учащихся с проблемой обеспечения населения чистой водой, приобщение учащихся к всестороннему изучению окружающей среды в ходе туристско-краеведческих экскурсий и экспедици...

Программа Эколого-Краеведческого клуба "Меридиан"

Цель программы - создание  оптимальных условий  для развития и самореализации школьников, формирование позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой работы и экологическо...

Программа эколого-краеведческого кружка

Особенности данной программы.Планирование рассчитано на несколько  лет (5-6 ) обученияРабота эколого-краеведческого кружка строится  в соответствии со структурой экологического образования в...