Экологический проект "Наш школьный дом"
проект по биологии по теме

Халько Зинаида Александровна

экологическое образование будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера, а с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной и социоприродной средой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Наш школьный дом»

Руководитель проекта :

 

Халько ЗА. – учитель

 биологии и экологии

СОСШ№2

с. Сосново – Озерское

2007 год

        Актуальность

Научить наших учеников действовать – самая важная задача, которую необходимо решить.  

        Организуя экологически ориентированную деятельность школьников, следует рассматривать обучение и воспитание в качестве модели реальной деятельности, позволяющей обеспечить возможность познания и усвоения детьми системы знаний, ценностей, нравственно – этических и правовых норм поведения в окружающей среде. Следовательно, экологическое образование будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера, а с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной и социоприродной средой.

        Данная модель позволяет создать такие условия, в которых ученик успешно овладевает видами деятельности, дающими широкую ориентацию в системе субъектно – объектных и субъектно – субъектных отношений  , где он – активный творец этих отношений, а не только их созерцатель. Конкретные знания, их система, выступают при этом как средство познания и преобразования действительности, а не как конечная цель.

        В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты .

        В основе метода проектов – развитие познавательных интересов учащихся ; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления. Метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени.

        Цель проекта – развитие у школьников чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в районе, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам средствами информационно – коммуникативных технологий.

        Задачи проекта :

  • Развитие личности школьника через участие в разнообразных видах экологически ориентированной проектной деятельности.
  • Развитие умений экологически целесообразного поведения (решать проблемы и принимать решения, быть настойчивым  в достижении целей, планировать результаты своих действий) на основе личного опыта, приобретенного в результате выполнения разнообразных видов деятельности.
  • Развитие коммуникативных умений школьников, поддерживаемый в своих начинаниях и получающий в ходе работы над проектом помощь консультантов, других ребят, родителей и знакомых, чувствует себя успешным.
  • Создание компьютерных презентаций по ландшафтному дизайну и Интернет – сайтов.

Проект «наш школьный дом» имеет несколько особенностей:

  • В ходе проекта дети знакомятся с практической реализацией концепции устойчивого развития;
  • На основе проектов способ планирования своей деятельности;
  • Организация проекта осуществляется самими детьми под руководством школьного экологического общества «Созидание»;
  • В качестве информационной поддержки каждый участник проекта получает материалы Интернет – ресурса;
  • С каждым участником проекта поддерживается связь через участие его в семинарах, обсуждение отчетов.

 Информационная справка

«Экологическое образование и воспитание в СОСШ № 2».

        Экологическое образование и воспитание  в нашей школе осуществляется по трем направлениям:

  1. Теоретическое
  2. Практическое
  3. Системно – демонстрационное.

I . Теоретическое направление– одно-предметная модель экологического образования;

                                                                     

                                                                         

                                                                 

II.Практико- экспериментальное напрвление 

        Практическая экспериментальная работа проводится членами экологического общества «Созидание» и на уроках экологии и биологии.

Основные направления практической деятельности.

Направление работы

Виды работ

I . Экологический мониторинг

  1. Мониторинг экологического состояния пришкольной территории;
  2. Биологической индикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны и лишайников;
  3. Биологическая индикация воды «озера Сосновское»

II. Природоохранная работа

  1. Озеленение школы и пришкольной территории.
  2. Изучение биологического разнообразия оргнанизмов окрестности лагеря «Индолы».

III. Работа на пришкольном участке.

Агротехнические работы:

  1. Весенняя обрезка деревьев и кустарников.
  2. Подготовка почвы и выращивание рассады овощных и цветочных культур.
  3. Посев семян различных овощных культур.
  4. Высадка рассады.
  5. Уход за пришкольным участком.

Работа в экологическом лагере «Индола»

  1. Изучение растительного и животного мира окрестности лагеря.
  2. Составление коллекций и гербарий распространенных видов.

Работа в социуме.

  1. Организация экологических десантов в квартал 1 раз и раппортов в год 2 раза.
  2. Публикация статей в районную газету о проделанной работе.
  3. Работа экологического лектория для учеников и учителей школы.

III.Системно – демонстрационное направление

Данное направление является актуальным в развитии экологического образования и реализуется в разнообразных формах.

  • Экологический лекторий 1-9 классы.
  • Конкурс плакатов, сочинений, стихов -  «Мой край родной».
  • Выставка поделок из природного материала.
  • Интеллектуальные игры 8-11 классы.
  • Конкурс исследовательских работ.
  • Экологическая конференция.

Таким образом, преподавание предмета «Экология» позволяет расширить экологические знания, формирует умение самостоятельно и творчески решать экологические проблемы, применять знания при выполнении научно – исследовательских работ.

В 2007 году было создано школьное научное общество, основной целью, которой стало изучение биологического разнообразия нашего края, пропаганда бережного отношения к природе, создание культурного экологического пространства, а также         изучение экологической ситуации с. Сосново – Озерское. Основа научного сообщества – секции. В настоящее время работают следующие секции:

  1. Секция зоологии.
  2. Секция ботаники.
  3. Секция охраны природы и экологии человека.
  4. Секция социологических исследований.

В течение 5 лет проводились практические работы в экологическом лагере. Проводимая работа по экологическому образованию и воспитанию, позволила получить определенные результаты.

  1. Победители районных, республиканских, российских олимпиад по экологии и биологии – 10 человек.
  2. Научно – практическая конференция «Шаг в будущее» - 8 человек.
  3. «Созвездие» - 8 человек.
  4. Районная научно – практическая конференция – 18 человек.
  5. Всероссийский конкурс «Моя малая Родина» - 2 человека.
  6. Школа приняла участие по экологическому образованию и воспитанию на миллион.

Комплексный экологический проект СОСШ № 2

«Наш школьный дом».

Наша школа

Мы в нашей школе

Микрорайон школы и лагеря

1. Экологический паспорт школы.

1. Рациональное питание – основа здоровья школьника.

1. Изучение этно и орнитофауны в окрестностях школы  и экологического лагеря.

2. Озеленение школы.

2. Изучение работы школьной столовой.

2. Методы биологической индикации загрязнения наземных, воздушных и водных экологических систем окрестности лагеря «Индола».

3. Проект «Пришкольный участок».

3. Мониторинг здоровья учащихся СОСШ № 2.

3. Проведение экологических десантов.

4. Проект , Экологический лагерь «Индола».

  1. Аудио экология :

Звуковая среда современного школьника.

4. Экологические проблемы с. Сосново – Озерское: изучаем общественное мнение.

5. Проект «Экологическая лаборатория».

5. Молодежная субкультура, круг интересов современного подростка (влияние субкультуры на психическое и душевное здоровье).

5. Паспортизация сакральных мест «Дархитуй», «Обоо».

6. Экологическая школа: рациональное использование ресурсов (воды, э/энергии, тепла).

6. Проект «Экологический раппорт».

7. Организация районной экологической конференции «Созидание».

8. Участие в межкальной сети экологического мониторинга (разработка сайтов в Интернете).

 

Реализация проекта

        Реализация проекта требует комплексного подхода, который бы охватил все стороны экологического образования и воспитания. Сроки выполнения.

№/П

Формы реализации

Ожидаемый результат

Сроки

Ответственные

начало

окончание

Наша школа.

1

Экологический паспорт

Создание экологического паспорта

2007

2008

Батуева Х.Б.

2

Озеленение школы, кабинета

Музей комнатных растений

2007

2009

Зам. директора АХФ учителя биологии и экологии

3

Проект «Пришкольный участок»

Создание модели устойчивой экологической системы

2007

2010

Халько З.А, ученики и учителя школы

4

Проект «Экологический лагерь «Индола»»

Изучение биологического разнообразия живых организмов, составление карты экологических систем, коллекций, гербарий

2007

2010

Батуева Х.Б., учителя и ученики школы

5

Проект «Экологическая лаборатория»

Создание в школе независимой экологической лаборатории

2007

2008

Администрация школы,

Батуева Х.Б.

6

Экологическая школа: рациональное использование ресурсов (воды, э/энергии, тепла)

Разработка и реализация программ

2007

2008

Зам. директора АХЧ, администрация, учителя школ

Мы в нашей школе

7

Организация и участие в районной экологической конференции «Созидание»

Выпуск лучших исследовательских работ учеников СОСШ №2

2007

2008

Администрация школы,

Батуева Х.Б.

8

Участие в межшкольной сети экологического мониторинга (разработка сайтов в Интернете)

Создание экологического сайта в Интернете «мы в нашей школе»

Цырендоржиев Н.Д.,

Батуева Х.Б.

9

Рациональное питание – основа здоровья школьника

Обеспечить питанием всех учащихся школы

2007

Администрация школы, медицинская сестра школы

10

Изучение работы школьной столовой

Улучшить работу столовой, укрепив материально – техническую базу

2007

2010

Администрация школы

11

Мониторинг здоровья школьников

Пропаганда здорового образа жизни

2007

2009

Учителя физкультуры, медицинская сестра школы

12

Аудио экология – звуковая среда современного школьника

Совершенствование медико – педагогического мониторинга

2007

2008

Медицинская сестра школы, Батуева Х.Б.

13

Молодежная субкультура, круг интересов современного подростка

Анализ и психологическая диагностика психического состояния школьников

2007

2009

Психолог школы

14

Проект «Экологический раппорт»

Манифестация учащихся и учителей

2007

2008

Администрация школы Жалсабон Т.Б.

Микрорайон школы

15

Изучение этно и орнитофауны в окрестностях школы и экологического лагеря

Создание коллекции «Вредители леса, луга, степи, водоемов и их изучение».

2007

2008

Батуева Х.Б.

16

Методы биологической индикации загрязнения экологических систем

Составление экологической карты

2007

2008

Батуева Х.Б., учителя школ

17

Проведение экологических десантов

Привести в порядок прилегающие территории школы

2007

2008

Батуева Х.Б., ученики и учителя школ

18

Экологические проблемы с. Сосново – Озерское. Изучаем общественное мнение

Проведение социологических исследований

2007

2009

Администрация школы, учитель экологии

19

Паспортизация сакральных мест

Составление экологической карты

2007

2008

Администрация школы, учитель экологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений

Название: Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений. Объектом данного исследования стала школьная среда «Средней общеобразовательной школы № 108». Предмет исследования:...

Изучение уровня экологической комфортности школьных помещений

Изучение уровня экологической комфортности школьных помещений...

Социальный проект "Экологический паспорт школьного двора"

Наша планета начинается на школьном дворе! Экология школьного двора  взаимосвязана с экологией микрорайона школы......

Методические рекомендации по исследованию экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка

Методические рекомендации по исследованию экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка для биологов школ города и педагогов, осуществляющих работу по благоустройству школьных территорий....

Экологические исследования школьной среды МБОУ СОШ №92 городского округа город Воронеж

Экспериментальный проект на тему: “Экологические исследования школьной среды МБОУ СОШ №92 городского округа город Воронеж.”...

Экологическое состояние школьного дендрария исследовательская работа

Исследовательская работа Тарабриной Яны, обучающейся 6 класса.Объект исследования - пришкольный участок п. Средний Маныч. Цель :Оценка экологического состояния пришкольного участка.Задачи исследования...