Современные формы и приемы учебной деятельности
методическая разработка по биологии

Семёнова Анжела Николаевна

Нестандартные уроки, проектная деятельность, внеклассная работа по предмету – все эти формы и виды совместной деятельности учителя и ученика зарекомендовали себя как эффективный ресурс повышения качества обучения, способствующий росту мотивации учащихся к учёбе.

Приведу примеры некоторых современных форм и приёмов учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-sovr.formy_.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И ПРИЁМЫ УЧЕБНОЙ  

                         

                                 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                                Доклад

                                                                                            Семёновой А.Н.

Нестандартные уроки, проектная деятельность, внеклассная работа по предмету – все эти формы и виды совместной деятельности учителя и ученика зарекомендовали себя как эффективный ресурс повышения качества обучения, способствующий росту мотивации учащихся к учёбе.

Приведу примеры некоторых современных форм и приёмов учебной деятельности:

  1. Нестандартные уроки обобщения учебного материала.

Рассмотрим этапы проведения уроков обобщения.

За три недели до урока ученики узнают его тему, разбиваются на группы, выбирают капитана команды и готовят разнообразные творческие задания (например, кроссворды и головоломки). Учитель готовит задания для урока и продумывает ход занятия. За неделю до проведения обобщающего урока учитель собирает творческие задания и отбирает некоторые из них для занятия; ученики (по одному человеку из команды), чьи работы выбраны, переводятся в жюри. Учителю отводится роль наблюдателя.

Во время урока команды отвечают на творческие задания. Если какие-нибудь команды выполнили задания быстрее, можно дать дополнительные на премиальные баллы. В конце урока ученикам были предложены три вопроса:

- Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке?

- Чувствовали ли вы взаимовыручку и поддержку одноклассников?

- Хотите ли вы ещё участвовать в таких уроках?

  1. Интерактивные уроки, повышающие учебную мотивацию.

В режиме интерактивного обучения происходит постоянное взаимодействие (прежде всего диалоговое) между учащимися. При подготовке и проведении подобных уроков учитель выступает в роли организатора и помощника в самостоятельной работе учащихся, но основная часть работы проводится ими самостоятельно.

Ученики самостоятельно или под руководством учителя подбирают научную литературу по предложенной теме, изучают и конспектируют её, обмениваются полученной информацией, дополняют и поправляют друг друга в процессе изучения темы. Поскольку интерактивный метод- это метод обучения в сотрудничестве, ученики делятся на группы, которые должны быть равноценными по составу и возможностям участников. Задания даются не только всему классу, но и каждой группе в отдельности. Каждый ученик, работающий в группе, хорошо знает не только свою роль в группе, но и всех своих партнёров, и готов придти на помощь в случае необходимости. Слабые ученики органично вписываются в работу группы, вносят посильный вклад в коллективный творческий процесс и вскоре забывают о своих неудачах. Учащиеся, работающие в группе, ознакомлены с правилами ведения дискуссии, стремятся правильно построить диалог с оппонентами.

Правила ведения дискуссии:

  1. внимательно выслушать того, кто говорит;
  2. одновременно говорит только один человек;
  3. тот, кто хочет взять слово, - поднимает руку;
  4. нельзя прерывать выступающего;
  5. критикуй идею, а не человека;
  6. в обсуждении принимают участие все.

Урок может проходить по следующему плану:

  1. вводное слово учителя;
  2. выяснение, насколько учащиеся усвоили основные положения темы;
  3. выступление лидера первой группы;
  4. дискуссия по итогам выступления (вопросы и ответы);
  5. выступление лидера второй группы и т. д.
  6. подведение итогов, определение победителей.
  7. заключительное слово учителя.

Выявить и оценить победителя можно по следующим критериям:

  1. знание и свободное изложение материала;
  2. умение критически относиться к фактам и теориям;
  3. умение оценивать документы и теории не только с современных позиций, но и реалий того времени;
  4. умение работать в группе, вырабатывать общую точку зрения;
  5. умение вести дискуссию, отстаивать свою позицию по обсуждаемому вопросу;
  6. убедительность и доказательность при изложении материала;
  7. корректное отношение к оппонентам.

Можно перечислить умения и навыки, полученные учащимися при работе в группе и во время дискуссии. Среди них – практически все общеучебные навыки информационной и коммуникативных групп. Мыслительные навыки используются в такой работе с высокой степенью требований к логическому мышлению, к умению обобщать полученные знания и делать выводы. Организационные навыки (такие, как навыки планирования собственной работы, оформления готовых материалов) также формируются в процессе подготовки и участия в интерактивном уроке.

Появляется умение давать собственную оценку событиям, деятелям; иметь и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, у учащихся появляется потребность в дальнейшем самостоятельном изучении заинтересовавшей их темы, желание изложить свои мысли в виде доклада или реферата. Таким образом, очень часто происходит дополнение интерактивной формы урока следующей за ней проектной деятельностью. Написание эссе и рефератов становится у учащихся обычной формой учебной работы не только по темам, предложенным учителем, но и по самостоятельно сформулированным темам.

  1. Информационно – исследовательские проекты.

Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению предмета можно использовать работу в малых группах при создании различных проектов в учебной и внеурочной деятельности. Информационно – исследовательский проект является одним из самых сложных, но, несмотря на сложность (а для некоторых учащихся именно вследствие этой сложности), его потенциал как мотивирующей формы работы может стать одним из самых высоких. Результатом работы является конференция, которая позволяет глубже изучить интересный и актуальный материал, вовлечь в самостоятельную работу с различными источниками знаний большое количество учащихся, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания по другим школьным курсам.

Проектная деятельность очень привлекательна для детей. Выбор информации, проблем, ресурсов для формирования интереса  к изучаемой теме выстраивается учителем, конечно, с учётом имеющегося у детей учебного  и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. В процессе выполнения проекта дети вполне самостоятельно актуализируют свои знания, применяя их практически в незнакомой ситуации, используют и закрепляют уже сформированные умения, приобретают не предусмотренный ни в каком учебном процессе опыт проектного подхода к решению жизненно важных проблем.

В журнале «Сельская школа» №6-2007 г. приводятся разработки урока обобщения по теме «Признаки равенства треугольников», интерактивного урока истории «Общественное движение 30-50-х годов 19 века в России», представлены информационно-исследовательский проект по географии «Загадка Атлантиды», проект по физике «Познай самого себя», бинарный урок-шутка по математике и ОБЖ «Битва за «Логарифм» и оказание первой помощи пострадавшим».

Остановлюсь на некоторых приёмах, применяемых мною в преподавании биологии, географии, химии.

Меня заинтересовало использование логико-смысловых моделей в преподавании химии, биологии, так как их применение позволяет реализовать принципы развивающего обучения.

ЛСМ делятся на три вида: «Сущность», «Особенность», «Единичность». ЛСМ «Сущность» характеризует общие закономерности, например, типы химических реакций. ЛСМ «Особенность» конкретизирует данный тип реакции, например, реакции с изменением числа, состава. ЛСМ «Единичность» описывает особенности конкретной реакции, например, реакции замещения.

Приведу пример ЛСМ «Особенность» - «Простое вещество-металл», применяемой в 9 классе при характеристике металлов. А ЛСМ типа «Единичность» будет описывать особенности конкретного металла - например, алюминия или железа.

                                  ЛСМ типа «Особенность»

      Реакционная        Физические

            способность            свойства

                         2                                                                                 3

                                                                                                            Особые свойства

                                                                                                           

                                                                                                        Металлический блеск

        В периоде                                                                    Пластичность

                                                                                                   Тепло - электропроводность

              В группе                                                      

                                                                                                 Т плавления

                                                                                         Плотность

Состав и  1                              Химические

строение     __._________.____    Простое вещество _.____.____.______      4      свойства

                     тип              вид                  металл        не-   во-  кис- соли

            кристалли-        связи        ме-   да    ло-

            ческой        тал-          ты

            решётки        лы

        быт

                  лабо-                                                          оксиды

                        ратор-                   пром-ть

                      ные                                 гидроксиды

                                                             с /х

                                                 

                                                   медицина

                                                                         соли

     про-                    особые

   мыш-                                       области

 лен-

ные

     7                                 6                                                            5

Способы                                                 Области                                              Соединения

получения                                          применения                                              металла

        

Использование принципов развивающего обучения

на уроках биологии

                                                   Если путь твой к познанию мира ведёт,-

                                                       Как бы ни был он долог и труден - вперёд!

                                                                                                             Фирдоуси

  1. Приём группировки.

Цель: систематизация знаний, освоение структуры изучаемого содержания.

1. Обучающимся предлагается ряд понятий.

Задание – сгруппировать их, объединив по общим признакам (не называя их) по следующему алгоритму:

а) сравнить понятия;

б) выделить общие признаки;

в) сгруппировать.

Например, на уроке биологии в 7 классе при повторении темы «Класс Земноводные» учащимся предлагается из указанных понятий выделить группы по общим признакам:

суша, легкие, лягушка, саламандра, кожа, вода, червяга, жаба, тритон, ящерица, квакша, крокодил, рыбозмей, сирена, черепаха.

Многие школьники назвали три группы:

Среда обитания            Органы дыхания             Животные    

суша        кожа                                 червяга , саламандра,  рыбозмей,

вода        лёгкие        лягушка, сирена, жаба,

        ящерица, черепаха, крокодил

          Другие выделили 4 группы:

Среда             Органы             Земноводные              Другие

обитания       дыхания                                               животные

суша        кожа        червяги        саламандра

вода        лёгкие        рыбозмей        тритон, сирена

 Некоторые учащиеся  разделили понятия на 6 групп:

Среда        Органы     Безногие           Хвостатые       Бесхвостые           Другие

обитания   дыхания    земноводные   земноводные   земноводные     животные

суша        кожа        червяга            саламандра        жаба        ящерица

вода        лёгкие        рыбозмей        тритон                лягушка        крокодил

                                                               сирена        черепаха

Совместно с учащимися делается вывод, что шестая группа животных не относится к земноводным, это представители класса Пресмыкающихся, который будет рассмотрен на сегодняшнем уроке.

Результативность:

- использование приёма группировки способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся;

- возникает удовлетворённость каждого школьника успешной деятельностью (все по-своему праву);

- происходит повышение качества обученности.

        2.Логические таблицы.

Цель: развитие логического мышления, интеллектуальных способностей.

        

1.Логические таблицы.

1.1. На уроках биологии  использую логические таблицы, которые учат мыслить логически, видеть не только само явление природы, но и его причину, последствия. Логические таблицы используются при изучении различных явлений, при нахождении черт сходства и отличия между объектами природы.

        

          Логическая таблица причинно-следственного характера:

Причина        

Факт

Следствие

Например, в 6 классах при изучении темы «Папоротникообразные» ребята выясняют причины образования каменного угля, показывают его значение в жизни человека. Некоторые школьники указывают одну общую причину образования угля.

     

Вымирание, спрессовывание

древовидных папоротников

Причина

Образование каменного угля

Факт
                                                           

топливо

смола

пласт-

массы

смазоч.

масла

парфю-

мерия

Следствие

        

      Другие ребята, используя дополнительную литературу, усложняют таблицу, указывают несколько причин образования каменного угля.

        

Заболоченность лесов в каменно-угольный период

Занос погибших деревьев илом, песком

Спрессованность деревьев без доступа кислорода

Причина

      Образование каменного угля

Факт
        

     Использование каменного угля

Следствие
        

топливо

смола

пластмассы

Смазоч.масла

парфюмерия


 

5. Примените (как можно использовать)

1. Опишите (как выглядит)

2. Сравните (на что похож)

3. Ассоциируйте

(на какую мысль наводит)

4. Анализируйте (как образовался)

6. Выскажите своё мнение (+, -)

1.2.Другой пример. Логическая таблица «Куб»

  Куб имеет 6 граней, учащиеся мысленно подбрасывают его и отвечают на вопросы таблицы.

        Например, в 8 классе при изучении темы «Нервная ткань» учащиеся характеризовали с помощью таблицы нейрон.

        1. Описывая нейрон, отмечали, что он имеет тело и отростки: дендриты и аксон.

        2. Сравнивали его с пауком, кляксой, морской звездой.

        3. У ребят возникла ассоциация, связанная с электрическим сигналом, передающимся по мембранам нервных клеток.

        4. Анализируя образование нейрона, учащиеся отмечали, что он является главной частью нервной ткани, возникшей в процессе длительной эволюции органического мира.

         5. Говоря о применении, ребята указывали большое значение нейронов, так как они получают сигналы из внешней и внутренней среды организма, проводят и перерабатывают их, что необходимо для управления работой органов; сделали вывод, что наша жизнь без нейронов, нервной ткани невозможна.

6. Ребята высказали мнение о значимости нейронов как составной части нервных тканей.

Результативность:

- использование логических таблиц даёт возможность понять суть предмета, явления в целом, установить причинно-следственные связи и взаимосвязи в изучаемом материале;

- развивает мышление учащихся, умение сконцентрироваться при решении учебной задачи;

- развивает личностные качества обучающихся: целеустремлённость, организованность, самостоятельность.

3. Составление творческих опорных конспектов под руководством учителя и в самостоятельной деятельности обучающихся.

Цель: развивать личностное восприятие учащимися программного материала и умение по-своему представить его в обобщённом, сжатом виде.

Для выделения главного, систематизации учебного материала я предлагаю учащимся самостоятельно составить опорный конспект (ОК), вложить в него понимание содержания учебного материала и методы его изложения.

Творческие ОК составляются учащимися в различных вариантах по своему собственному усмотрению: в виде таблицы, таблицы-рисунка, рисунка, схемы.

Одним из условий организации работы с творческими ОК является анализ их содержания, который проводится с позиции

- полноты содержания отражаемого материала,

- рациональности его структуры,

- логичности изложения, оригинальности.

Результативность:

- развитие самостоятельной творческой мыслительной активности детей, аналитических умений школьников;

- обеспечение самовыражения, личностного подхода обучающихся к выделению, концентрации и предъявлению главного в изучаемом материале.

Составление творческих опорных  конспектов, использование приёма группировки, логических таблиц, активных методов обучения, работа в парах постоянного и сменного состава  помогают осуществить мне основные принципы и идеи развивающего обучения, ведь дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся, они сами сравнивают, классифицируют, группируют, выясняют закономерности, делают выводы.

      ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

                                                                                                  Не мыслям учить,

                                                                                                  А учить мыслить.

Обучение - целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять- осмыслить- запомнить- применить- проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание- запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Причиной низкого качества знаний учащихся является главным образом нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся сводится лишь к восприятию излагаемых учителем готовых знаний и не остаётся времени на осмысление, запоминание, применение и проверку результатов.

Напомню простую, но очень важную истину: все названные выше этапы усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым школьником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя.

Психологи убеждают, что познавательная активность школьника – качество не врождённое и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника (успехи в учёбе и положительные эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на разных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса. Например, работая с опорными сигналами, учащиеся с желанием и старательно сами воспринимают, осмысливают, запоминают, применяют знания и контролируют усвоение.

Следовательно, активными методами обучения следует называть, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно слушают – думая, наблюдают – думая, читают – думая, выполняют практическую работу – думая.

Какие же конкретно методы обучения относятся к активным? В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний на три группы: словесные, наглядные и практические. Каждый из них может быть и более активным, и менее активным, пассивным. Каждый метод обучения по источнику знаний обладает активизирующими потенциалами, реализация которых зависит от творчества учителя, например от его умения создать на уроке проблемную ситуацию.

Вот почему современная педагогика внутри каждой традиционной группы методов выделяет по степени познавательной активности учащихся две подгруппы методов: проблемно – поисковые и репродуктивные (объяснительно – иллюстративные).

Остановлюсь подробнее на проблемно – поисковых словесных, наглядных и практических методах, приёмах используемых мною в преподавании биологии.

Методы,

приёмы

Краткая характеристика

Примеры использования

Метод дискуссии

Метод

проблемного

изложения

Метод

эвристической

(поисковой)

беседы

Метод

самостоятельной

работы с

дидактическими материалами

Метод

самостоятельной работы с

учебником

Метод самостоятель-

ного решения расчётных и логических задач

Приём группировки

Метод

опорных сигналов

Использование логических таблиц

 Поисковый демонстрацион-

ный метод

Поисковый демонстрацион-

ный работы с экранными пособиями

Поисковый лабораторный метод

Исследова-тельский

метод

Метод

проектов

Словесные методы

По вопросам учителя или

учащихся, требующих раз-

мышлений, учащиеся на уроке свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих.

Проблемные вопросы решает учитель при помощи учащихся, размышляя вслух и этим побуждая класс к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию новых знаний.

Учащиеся решают проблем-

ные вопросы и добывают новые знания в процессе дискуссии, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключе-

ний, опираясь на свои знания.

Все учащиеся самостоятель-

но, без непосредственного участия учителя, но по его заданию, выполняют письменно – графическую работу творческого характера, используя тексты, дидактические материалы в нескольких вариантах.

Все учащиеся самостоятель-

но, без непосредственного участия учителя, но по его заданию, читают учебник и преобразовывают текст в план, таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях.

Все учащиеся по заданию учителя самостоятельно решают расчётные или логические (требующие размышлений и умозаклю-

чений) задачи по аналогии или творческого характера.

Обучающимся предлагается ряд понятий.

Задание – сгруппировать их, объединив по общим признакам  по следующему алгоритму:

а) сравнить понятия;

б) выделить общие признаки;

в) сгруппировать.

Наглядные методы

Учитель демонстрирует плакат с опорными сигнала-

ми и объясняет их содержа-

ние; учащиеся копируют, прорабатывают и воспроизводят сигналы.

Учащиеся решают проблем-

ный вопрос путём самостоя-

тельного составления логических таблиц различных типов.

Учащиеся решают проблем-

ный вопрос и добывают часть новых знаний путём наблюдения и обсуждения демонстрируемых учителем опытов, натуральных объектов, микропрепаратов, моделей, таблиц и других пособий.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём просмотра и обсуждения кинодиафиль-

мов, дисков, телефильмов, демонстрируемых учителем с помощью ТСО, компьютера.

Практические методы

Учащиеся решают проблем-

ный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполне-

ния и обсуждения ученичес-

кого эксперимента, самонаб-

людения или работая с натуральным раздаточным материалом. До лаборатор-

ной работы учащимся известна лишь её цель, но не ожидаемые результаты.

Учащиеся добывают новые знания путём проведения ученического эксперимента без готовой инструкции.

Учащиеся добывают новые знания и применяют их на практике путём разработки и осуществления самостояте-льного изготовления различ-ных моделей, пособий.

Вопросы на размышление: Почему вредно находиться в накуренной комнате?

Почему при появлении насморка меняется голос?

У альпинистов на высоте наступает «горная болезнь». Почему? и т.д.

Сердце – удивительный и надёжный мотор, насос, который работает в тече-

ние всей жизни (до 100 и более лет), без остановки и «ремонта». В чём причины неутомимости и работос-

пособности сердца, его мышц?

Придумайте и кратко опишите эксперимент, который доказал бы зави-

симость утомления мышц пальца руки от ритма работы и от величины нагрузки (при сгибании и разгибании пальца руки). Свои соображения обсудите в группах.

Из перечня (1-10) выберите ответы на вопросы (I-XIV) и зашифруйте их. Ответы обсудите в группах или с соседом по парте.

Выполнение тестовых заданий различных типов.

Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите мысленно и изобразите в виде схемы, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких. Прави-

льность проверьте по учебнику.

Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека, определите сколько лет из 80 у него:

1)отдыхали мышцы желудочков сердца;

2)отдыхали мышцы предсердий;

3)были закрыты створчатые клапаны.

Из указанных понятий выделить группы по общим признакам:

суша, легкие, лягушка, саламандра, кожа, вода, червяга, жаба, тритон, ящерица, квакша, крокодил, рыбозмей, сирена, черепаха.

Опорные конспекты, составленные учителем и творческие ОК, составлен-

ные учащимися.

Логические таблицы: «Причинно-следственного характера», «Куб», «Синтезатор сравнения и противопоставления».

Покажите результаты своих опытов по выработ-

ке и торможению условных рефлексов у аквариумных рыб или других животных и объясните методику свих опытов.

Просмотрите видеоинфор-

мацию и ответьте на вопрос: какова взаимосвязь строения и функций сердца?

Какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны? Для проверки предположений выполните лабораторную работу «Действие слюны на крах-мал, обсудите результаты и сделайте выводы.

Выяснить влияние фитонцидов комнатных растений на микрофлору воздуха в классных комнатах.

Предложить способы утилизации пластиковой тары и изготовить пособия по их рациональному использованию в быту, технике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и приемы организации деятельности учащихся при подготовке к ГИА на уроках русского языка"

В докладе представлены небольшие находки, которые помогают при подготовке к экзамену....

Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс

Дидактические разработки. Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс...

Общие приемы учебной деятельности по усвоению математических понятий

1.наблюдение2.анализ 3. сравнение4.заключение по аналогии5. абстрагирование6.синтез7.обобщение8. индуктивное умозаключение9.основные приемы организации учебной деятельности учащихся...

Методическое сообщение "Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано"

        Данная работа посвящена современным формам и приемам работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскол...

Выступление на семинаре «Формы и приемы активизации деятельности обучающихся на занятиях по физической культуре»

С точки зрения педагогики, физическое воспитание выступает как деятельная сторона физической культуры. Воспитанием называют целеустремленный процесс воздействия на человека, направленный на развитие у...