Общие приемы учебной деятельности по усвоению математических понятий
консультация (6 класс) по теме

Бамбылова Валентина Гаряевна

1.наблюдение

2.анализ 

3. сравнение

4.заключение по аналогии

5. абстрагирование

6.синтез

7.обобщение

8. индуктивное умозаключение

9.основные приемы организации учебной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_priemy_uchebnoy_deyatelnosti.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Общие приемы учебной деятельности

по усвоению математических понятий

НАБЛЮДЕНИЕ:

  1. Определить( принять) цель наблюдения;
  2. Выделить объект наблюдения и организовать удобные условия наблюдения( расположение, освещение, и т.п.);
  3. Определить наиболее целесообразные для данного случая способы фиксирования получаемой в процессе наблюдения информации( описание, зарисовка, запись данных в таблицу, фотографирование и т.п.)
  4. Выполнить наблюдение, сопровождая избранным способом фиксирования результатов;
  5. Произвести анализ результатов наблюдения;
  6. Сформулировать выводы.

АНАЛИЗ:

  1. Расчленить изучаемый объект на составные элементы признаки, свойства, отношения);
  2. Исследовать отдельно каждый элемент;
  3. Если нужно, включить изучаемый объект в связи и отношении с другими;
  4. Составить план изучения объекта в целом.

СРАВНЕНИЕ:

1.используя наблюдение и анализ, выделить свойства объектов изучения или их частей;

2.установить  общие и существенные свойства( признаки);

3. установить  различные и несущественные свойства объектов;

4.сформулировать основание для сравнения( заданное или выделенное среди существенных признаков);

5. сопоставить объекты или их части по данному основанию;

6. Сформулировать выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ:

  1. Сравнить изучаемые объекты с какими- либо известными ранее;
  2. Сформулировать об известных объектах одно или несколько известных суждений( свойств);
  3. Выделить свойства, отличающие изучаемые объекты от известных;
  4. Сформулировать сходное суждение об изучаемых объектах с учетом их различий с известными.

АБСТРАГИРОВАНИЕ:

  1. Разделить существенные и несущественные свойства объектов;
  2. Выделить общие и различные свойства объектов;
  3. Отделить существенные и общие свойства;
  4. Отбросить несущественные и различные свойства;
  5. Сформулировать полученное суждение.

СИНТЕЗ:

1.объединить свойства, полученные при анализе( сравнении, абстрагировании), в единое целое.

ОБОБЩЕНИЕ:

1.на основе анализа и сравнения сформулировать общие и существенные свойства объектов;

2. объединить объекты с общими существенными свойствами в одно множество;

3. дать название полученному множеству( термин, символ);

4. сформулировать суждение- характеристическое свойство полученного множества объектов.

ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1.рассмотреть изучаемые объекты;

2. выделить примеры наличия некоторого свойства у этих объектов;

3. сформулировать для каждого примера частное суждение- свойство, присущее данным объектам;

4.на основе сравнения и обобщения  сформулировать общее суждение- свойство, вероятно, присущее всем рассматриваемым  объектам.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ МАТЕМАТИКИ:

  1. Найти задание по оглавлению
  2. Обдумать заголовок( т.е. ответить на вопросы: о чем пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?);
  3. Прочитать содержание пункта( параграфа);
  4. Выделить все непонятные слова и выражения и выяснить их значение( в учебнике, у учителя, родителей, в справочнике, в интернете,..);
  5. Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них( о чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?);
  6. Выделить( выписать, подчеркнуть) основные понятия;
  7. Выделить основные теоремы и правила;
  8. Изучить определения понятий;
  9. Изучить теоремы( правила);
  10. Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои;
  11. Провести самостоятельно доказательство теоремы;
  12. Составить схемы, рисунки, таблицы, чертежи;
  13. Запомнить материал, используя приемы запоминания( пересказ по плану, чертежу, схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест);
  14. Ответить на конкретные вопросы в тексте;
  15. Придумать и задать себе такие вопросы.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ОТВЕТА ПО МАТЕМАТИКЕ:

  1. Выделить  понятия, которым нужно дать определение;
  2. Выделить теоремы или правила, которые нужно сформулировать и доказать;
  3. Выделить определения, теоремы, правила, на которые нужно сослаться при доказательстве;
  4. Составить доказательство  теоремы или правила;
  5. Продумать записи на доске во время ответа;
  6. Показать, где и как применяется теорема( правило);
  7. Сделать вывод.

ПРИЕМ   УСВОЕНИЯ ТЕОРЕМЫ:

1. прочитать теорему( по учебнику, тетради);

2.усвоить содержание теоремы( используя прием работы над теоремой);

3. выучить формулировку теоремы;

4. рассмотреть( если есть) чертеж, усвоить его;

5. прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу;

6. повторить доказательство;

7. сделать свой чертеж;

8. доказать с его помощью теорему самостоятельно;

9. если нужно, проверить себя, прочитав доказательство еще раз;

10. попробовать найти другой способ доказательтства.

КОНТРОЛЬ ЗА УСВОЕНИЕМ ТЕОРЕМЫ:

  1. Проверить, правильно ли усвоена формулировка теоремы;
  2. доказать  теорему самостоятельно;
  3. проверить, правильно ли использованы при доказательстве известные определения и предложения;
  4. проверить правильность выполнения чертежа;
  5. проверить ход доказательства;
  6. проверить, удалось ли достичь цели.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ:

  1. ознакомиться с заданием;
  2. вспомнить, что изучали на уроке, просмотрев записи в тетради;
  3. прочитать и усвоить материал учебника;
  4. выполнить письменные задания;
  5. составить план ответа.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ:

  1. прочитать задания, изучить их;
  2. продумать, какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач;
  3. если нужно, выполнить задания полностью или частично на черновике;
  4. проверить тем или иным способом решения задач;
  5. записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради .

ОБЩИЙ ПРИЕМ КОНТРОЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

  1. проверить правильность записи условия;
  2. проверить ход решения, правильно ли использован прием решения;
  3. проверить правильность записей и чертежей;
  4. проверить вычисления;
  5. исследовать решение, рассмотрев частные случаи;
  6. рассказать кратко ход решения задачи;
  7. полезно проверить решение у товарища.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ:

  1. найти ошибку ;
  2. найти незнакомые слова в тексте и выяснить их значение;
  3. найти непонятные словосочетания в тексте и выяснить их значение;
  4. выделить в тексте основные мысли;
  5. разделить текст на смысловые части;
  6. собрать текст( его варианты) из отдельных частей;
  7. составить схемы, рисунки, краткий конспект по тексту;
  8. сформулировать вопросы к тексту;
  9. найти в тексте ответы на заданные вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс

Дидактические разработки. Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс...

Современные формы и приемы учебной деятельности

Нестандартные уроки, проектная деятельность, внеклассная работа по предмету – все эти формы и виды совместной деятельности учителя и ученика зарекомендовали себя как эффективный ресурс повышения...

Приемы учебной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

В статье показаны активные приемы работы на уроках истории и обществознания с детьми среднего звена....

Способы организации учебной деятельности по формированию физических понятий по теме "Взаимодействие тел, масса, плотность".

В своей работе, я привела пример организации учебной деятельности при изучении  темы "Взаимодействие  тел, масса и плотность" в 7 классе .Работаю по учебнику Физика, А.В. Пёр...

Формирование приемов учебной деятельности при помощи технологии "Игры на песке"

Формирование приемов учебной деятельностиМетодика изучения мотивации (по Н.Л. Белопольской)Материалы: песочница, песок, вода, от 10 пар одинаковых пуговиц/камешек/маленьких фигурокЭтап 1: Диагностика....

Формирование приемов учебной деятельности при помощи технологии "Игры на песке"

Формирование приемов учебной деятельностиМетодика изучения мотивации (по Н.Л. Белопольской)Материалы: песочница, песок, вода, от 10 пар одинаковых пуговиц/камешек/маленьких фигурокЭтап 1: Диагностика....