Организация познавательного конфликта на уроках биологии.
статья по биологии на тему

Мельникова Оксана Валентиновна

Выступление на метод. обьединении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация познавательного конфликта на уроках биологии.

В процессе обучения возникают различного рода конфликты: внутренние, межличностные, познавательные…Конфликт- это всегда несоответствие собственных представлений и окружающей действительности.

Познавательный конфликт на уроке можно рассматривать, как создание ситуации неуспеха и её влияние на уровень познавательной активности. Рассмотрим пример такой ситуации на уроке биологии.

При определении простейших животных ученик допускает серьёзную ошибку считая, что Эвглена зелёная относится к растениям. При ответе не учитывались особенности строения организма , а только его цвет.

В данной ситуации учителю необходимо придерживаться следующего алгоритма для разрешения возникшего противоречия.

  1. Оценивание деталей деятельности.                                                
  2.  Акцентирование трудностей.                                                        
  3.  Временное ограничение деятельности.                                          
  4.  Мотивационное усиление.

            Оценивание деталей деятельности.

Учитель

   «На фоне твоих предыдущих успехов такая оплошность меня по настоящему расстраивает…»

Исключить сравнение с другими учениками!

Ученик

   Оценивает правильность своего ответа, анализирует ситуацию.

             Акцентирование трудностей.

Учитель

   «В данной ситуации важно учесть признаки строения , а не цвет объекта…»

   Не отвечать за ученика!

   Ограничить время раздумий! 

Ученик

    Активизирует мыслительную деятельность.

Временное ограничение деятельности.

Учитель

   «Попросим помощи у класса! Назовите признаки строения животных.»

    Не исправлять ошибку, а помочь осознать её!

Ученик

    Внутренний протест.

Мотивационное усиление.

Учитель

   «Мне бы не хотелось разочаровываться в твоих способностях. Срочно исправляйся!»

   Вселить уверенность в свои силы!

Ученик

    Желание восстановить свою репутацию.

Познавательный конфликт так же можно рассматривать, как нежелание учиться и быть успешным. Педагогическое стимулирование всегда способствует повышению мотивации к познавательной деятельности.

Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:

-словесное поощрение;

-оценка;

-запись благодарности в дневник;

-назначение консультантом;

-групповая работа;

-конкурс лучших работ.

Возможна постановка следующих целей:

-сбор и изучение стимульного материала;

-выяснение характера взаимоотношений стимулов и мотивов;

-выработка своего отношения к понятию «Стимулирование учебной деятельности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование ЭОР при организации познавательной деятельности на уроках информатики".

Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ  В настоящее время современное образование носит, как правило, репродуктив...

Проект "Организация познавательной деятельности на уроках биологии".

Проект раскрывает значение познавательного интереса для качественного усвоения знаний....

Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся...

Организация учебно-познавательной деятельности на уроке биологии в 6 классе

В статье рассматривается организация учебно-познавательной деятельности, в основе которой лежит индивидуально-групповая методика, позволяющая успешно реализовать основные требования усовершенствованны...

Методы исследования в биологии. Дидактическая информационно-познавательная пятиминутка на уроке биологии в 5 классе

Цель: расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы.Задачи Образовательные: закрепить полученные знаний на практи...