Повторительно-обобщающий урок по биологии в 8 классе "Кожа - зеркало здоровья"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Трибунская Наталья Андреевна

Посредством данного урока рекомендуется завершить изучение темы "Кожа " в 8 классе. Данный урок позволит усвоить теоретическую базу по изученой теме, установить логические связи между компонентами кожи и выполняемыми функциями, на практике отработать меры ПМП при поражении кожи, разработать гигиенические правила по уходу за кожей. Практический блок урока поможет наглядно продемонстрировать личные умения учащихся. Игровые моменты в уроке помогут активизировать всех учащихся, а презентация, сопровождающая урок позволяет визуализировать исторические сведения в уроке. Рефлексивный этап урока отражен в блоке самооценки результативности. Личностно-ориентированный подход реализован на каждом этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: учитель биологии Трибунская Наталья Андреевна

Форма проведения: урок-путешествие

Цели: 1.  Обобщить и систематизировать знания по теме.

2. Научиться устанавливать логические связи между компонентами  кожи и выполняемыми функциями.

3. Выяснить причины и последствия нарушений кожи, разработать гигиенические правила по уходу за кожей.

4. Отработать на практике способы ПМП при поражениях кожи.

Ход урока:

Ребята, посмотрите друг на друга. Сегодня вы пришли на урок в красивой, новой одежде, которую вам купили родители. Со временем эта одежда будет изнашиваться, рваться или просто станет вам мала. Те, кто следит за своей одеждой, стирают ее, аккуратно штопают, берегут, будут носить ее дольше, но все равно когда-нубудь придется купить новую, т. к. старая одежда перестанет вас защищать от холода и жары, пыли и грязи…

И только одна одежда, которую вы получили при рождении, останется с вами на всю жизнь. Она никогда не станет вам мала, но она, так же как и обычная одежда нуждается в уходе и ухаживать за ней необходимо особенно тщательно, ведь ее нельзя снять и почистить или купить новую. Как вы думаете, как называется эта одежда?

Верно – кожа! (слайд 1)

Давайте дадим определение.

Кожа – верхний, защитный, эластичный покров тела человека, защищающий его от механических повреждений, грязи, пыли, потери воды.

А что вы еще знаете о коже? Для того чтобы ответить на этот вопрос вам придется пройти лабиринт. Каждая комната лабиринта таит в себе загадку о коже.

ЛАБИРИНТ (Слайд2)

А в конце пути всех ожидает заветный клад. Но каждый отправляющийся в путешествие ставит перед собой цели. (слайд 3)

Задание:1. комната «Шифровальная» На доске три столбика: термины, функции, компоненты кожи. Зашифруйте ответ, составив верные логические цепочки. Время выполнения задания – 5 минут. (Слайд 4)

1. Потовые железы                 7. Жир на коже                         13. Терморегуляция

2. Нервные окончания           8. Слущивание, обновление    14. Теплоизоляция, запас жира и энергии,

3. Сальные железы                 9. Жировые клетки                         смягчение ударов

4. Клетчатка                           10. Расширение и сужение       15. Смягчение кожи, эластичность

5. Эпидермис                         11. Восприятие и передача       16. Органы чувств

6. Кровеносные сосуды              импульсов                             17. Выделение, теплоотдача

                                                12. Пот                                         18. Защита, красивый внешний вид

Проверка: выборочные ответы  и комментарий.

1 – 12 – 17             3 – 7 – 15                   5 – 8 – 18  

2 – 11 – 16             4 – 9 – 14                   6 – 10 – 13

Задание: 2. комната «Садовая» (Слайд 5)

На доске два цветка, на лепестках – цифры. Мы с вами должны будем поухаживать за цветами. Выращивая цветы в этом саду, мы узнаем, какие правила ухода за кожей необходимо соблюдать. Учащийся выбирает лепесток с цифрой, учитель читает вопрос, учащийся отвечает на вопрос и получает за ответ жетон. Красный – 5 баллов (ответ полный, развернутый),

зеленый – 4 балла (ответ, требующий дополнения), желтый – 3 балла (ответ, требующий исправления)

  1. От курения, алкоголя и наркотиков кожа становиться  румяной и здоровой. Вено ли это? Обоснуйте ответ.
  2. Если человек ест много жирной и острой пищи на ночь, то кожа становится сальной и угреватой. Верно ли это? Обоснуйте ответ.
  3. Ели обожжешь руку нужно посыпать ее содой. Правильно? Докажите.
  4. Кожа становится дряблой, синей, морщинистой, если заниматься спортом и физически работать. Объясните.
  5. При постоянном употреблении овощей и фруктов кожа становится упругой и эластичной, верно ли это? Почему?
  6. Наше настроение не влияет на состояние кожи и волос. Докажите.
  7. Общение с животными не влияет на состояние кожи. Верно ли это?
  8. Сижу спокойно у телевизора, ем хорошо, сплю много, а кожа покрывается угрями и блестит. Почему?
  9. Можно пользоваться маминой косметикой (пудрой, кремом), красить ресницы и не смывать несколько дней. Правда?
  10. При цветении тополя, лебеды, амброзии, при употреблении в пищу некоторых ягод и цитрусовых на коже у некоторых людей появляется сыпь. Почему?
  11.  Употребление витаминов, особенно зимой, улучшает состояние кожи. Так ли это?
  12.  Если ходить зимой без шапки, то волосы будут закаливаться и выглядеть красиво, а летом в синтетической одежде будет красиво и не жарко. Правда?
  13.  Неважно сколько спишь. Чем в комнате жарче, тем лучше для кожи. Верно?
  14.  Отвар петрушки выводит веснушки, а отвар ромашки и крапивы укрепляет волосы. Так ли это?
  15.  Обливание холодной водой и  контрастный душ являются способами закаливания, это полезно для кожи. Объясните.
  16.  Умываться по утрам совсем не обязательно, тереть кожу мочалкой вредно. Правда?

А теперь посмотрите, какие цветы выросли у нас в оранжерее. Как они вам, нравятся? Только правильный уход за кожей поможет вам выглядеть привлекательно долгие годы.

Задание:3 комната «Историческая»   (Слайд 6)

Для того чтобы пройти эту комнату нам необходимо заглянуть в исторический справочник. Да вот здесь кто-то и закладку оставил.

1. В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший собой Золотой век. Тело мальчика  было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных господ была для мальчика роковой. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу замка. После этого он заболел и умер. Объясните почему?

         Ответ: Потеря тепла через расширенные сосуды. Нарушена терморегуляционная функция.  

2. В одной из газет сообщалось, что ленинградский шофер Василий Ш. потерял сознание и упал на улице поздно вечером. Только утром ему оказали первую медицинскую помощь. Он пролежал в снегу

5 час. в тридцатиградусный мороз. Кисти рук, ноги и лицо были покрыты корочкой льда, язык примерз к нижней губе. Пульс не прощупывался, дыхание – 5-6 раз в минуту (обычно – 16-20). Полная картина смертельного замерзания. Но Василия Ш. спасли, как вы думаете, какой метод при этом применили врачи?

Ответ: Быстрое размораживание, т.к. восстанавливаются все жизненные процессы в клетках.

Действительно, сначала его поместили в теплую ванну, затем ввели сердечно-стимулирующие средства и уложили на кровать с включенными над  ней электролампами.

Мы закрываем исторический справочник и отправляемся дальше.

Задание:4 комната «Загадочная» таит настоящие загадки. Поодиночке здесь не справиться. (Слайд 7)

Для выполнения этого задания вам необходимо объединиться в группы. Каждая группа получает карточки с ребусами. Необходимо не только отгадать ребусы, но и объяснить значение зашифрованных слов. На выполнение этого задания у вас 3 минуты.

Ответы:

Лишай                         Эластичность                    Обморожение

Осязание                     Перхоть                              Чесотка

Клетчатка                    Меланин                             Дерматолог

Задание:5 комната «Гигиеническая» 

В этой комнате находятся письма с вопросами, которые пришли на программу «Здоровье». Мы отобрали наиболее часто встречающиеся. Представьте, что вы врачи-дерматологи. Попробуйте дать несколько советов зрителям.

Вопросы раздаются в конвертах, на каждую группу (ряд). Учащиеся совещаются 2 минуты, и представитель группы дает ответ.

Вопрос №1

Подскажите, пожалуйста, как определить мой тип кожи? Какие косметические средства мне подходят? (Слайд 8)

Ответ: Жирная – блестит, имеются широкие поры, остается след на салфетке. Сухая – остается стянутой после мытья, шелушиться. Чувствительная – реагирует на внешние раздражители появлением покраснения и сыпи. Нормальная – эластичная, выглядит красивой и здоровой. Косметические средства необходимо подобрать, учитывая эти рекомендации. Тип кожи указан на упаковке средств.

Вопрос № 2

Почему нельзя наносить увлажняющий крем в мороз? (Слайд 9)

Ответ: Избыток влаги на поверхности кожи может вызвать обморожение. Необходимо наносить жирный защитный крем.

Вопрос № 3

Стоит ли в жару пить много воды? (Слайд 10)

Ответ: В жару усиливается потоотделение и из организма вместе с потом  выходит соль. Чем больше пьешь, тем больше жидкости требуется, чтобы восстановить солевой баланс и человека мучает жажда. Поэтому в жару следует ограничивать себя в питье, лучше съесть маленький кусочек хлеба с солью.

Я думаю, наши телезрители получили исчерпывающие ответы. И мы с вами можем отправляться дальше. Тем более что дело не терпит отлагательства. В комнате «Спасательная» нашей помощи ждут пострадавшие с различными травмами кожных покровов.

Задание: 6 комната «Спасательная» 

Нам осталось выбрать спасателей, которые окажут квалифицированную помощь пострадавшим. Для этого у них под рукой есть все необходимое. На столе заранее приготовлены все необходимые инструменты и материалы: бинт, стакан со слабокислым раствором лимонной кислоты, стакан с 2% раствором питьевой соды, стакан со слабым раствором марганцовки, ножницы, холодный компресс.

Пострадавший № 1(Слайд 11)

Травма: термический ожег предплечья II степени, покраснение кожи, волдыри.

Первая помощь: промыть место ожога холодной водой, а затем слабым раствором марганцовки. Волдыри ни в коем случае не прокалывать и не срезать. Наложить стерильную повязку и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

Пострадавший № 2  (Слайд 12)

Травма: Химический ожог кислотой. Жжение, покраснение, нарушение эпителия.

Первая помощь: Промыть место ожога холодной водой, а затем  2%-м раствором питьевой соды, а затем снова холодной проточной водой. Наложить стерильную повязку и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

Пострадавший № 3 (Слайд 13)

Травма: Тепловой удар. Слабость, повышенная температура, головокружение, тошнота, обморок, остановка дыхания.

Первая помощь: Перенести пострадавшего в прохладное место, ослабить все сдавливающие элементы одежды (пояс, ремень, галстук, застежка), уложить на ровную поверхность, подложить валик под голову, дать понюхать нашатырный спирт. Если дыхание не восстанавливается приступить к искусственному дыханию и НМС (1 вдох, 5-6 надавливаний в области грудной клетки). После восстановления дыхания положить холодный компресс на лоб и область сердца.

Своими умелыми действиями мы с вами спасли всех пострадавших. И вот теперь стоим у последней двери.

Задание: 7 комната «Математическая» (Слайд 14) Ну вот и настало время оценить, как вы усвоили все правила и требования ухода за кожей, как научились ухаживать за самой дорогой «одеждой» на свете. Для этого проведем простые математические вычисления:

- подсчитайте число красных фигурок, умножьте на «5», запишите результат;

- подсчитайте число зеленых фигурок, умножьте на «4», запишите результат;

- подсчитайте число желтых фигурок, умножьте на «3», запишите результат.

- сложите три полученных числа и эту сумму разделите на общее количество, полученных вами фигур.

- ответ запишите до десятых долей числа и скажите мне свои отметки.

Вы сами оценили свою работу на сегодняшнем уроке, по-моему, мнению она была плодотворной. А теперь,  самое главное, ведь мы дошли до мешка с кладом. Но оказывается в этом мешке несметное богатство, которое не купишь за деньги, что же это такое? Предлагаю вам разгадать еще один ребус. (Слайд 15)

Ответ: Здоровье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кожа – зеркало здоровья Обобщающий урок по биологии в 8 классе Учитель биологии МКОУ Поселковой СОШ Трибунская Наталья Андреевна

Слайд 2

ЛАБИРИНТ

Слайд 3

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания по теме. 2. Научиться устанавливать логические связи между компонентами кожи и выполняемыми функциями. 3. Выяснить причины и последствия нарушений кожи, разработать гигиенические правила по уходу за кожей. 4. Отработать на практике способы ПМП при поражениях кожи.

Слайд 4

Шифровальная 1. Потовые железы 7. Жир на коже 13. Терморегуляция 2. Нервные окончания 8. Слущивание, 14. Теплоизоляция, запас обновление жира и энергии, 3. Сальные железы 9. Жировые клетки смягчение ударов 4. Клетчатка 10. Расширение 15. Смягчение кожи, и сужение эластичность 5. Эпидермис 11. Восприятие и 16. Органы чувств передача импульсов 17. Выделение, теплоотдача 6. Кровеносные сосуды 12. Пот 18. Защита, красивый внешний вид Проверка: 1 – 12 – 17 3 – 7 – 15 5 – 8 – 18 2 – 11 – 16 4 – 9 – 14 6 – 10 – 13

Слайд 5

Садовая

Слайд 6

Историческая

Слайд 7

Загадочная

Слайд 8

Гигиеническая Вопрос №1 Подскажите, пожалуйста, как определить мой тип кожи? Какие косметические средства мне подходят?

Слайд 9

Вопрос № 2 Почему нельзя наносить увлажняющий крем в мороз?

Слайд 10

Вопрос № 3 Стоит ли в жару пить много воды?

Слайд 11

Спасательная Пострадавший № 1 Травма: термический ожег предплечья II степени, покраснение кожи, волдыри.

Слайд 12

Пострадавший № 2 Травма: Химический ожог кислотой. Жжение, покраснение, нарушение эпителия.

Слайд 13

Пострадавший № 3 Травма: Тепловой удар. Слабость, повышенная температура, головокружение, тошнота, обморок, остановка дыхания.

Слайд 14

Математическая - подсчитайте число красных фигурок, умножьте на «5» , запишите результат; - подсчитайте число зеленых фигурок, умножьте на «4» , запишите результат; - подсчитайте число желтых фигурок, умножьте на «3» , запишите результат. - сложите три полученных числа и эту сумму разделите на общее количество, полученных вами фигур. - ответ запишите до десятых долей числа и скажите мне свои отметки.

Слайд 15

З Д О Р О В Ь Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Здоровье. Здоровый образ жизни». 6-й класс

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Здоровье. Здоровый образ жизни». (по учебнику для VI класса под.ред. Кузовлева В.П.) Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов по теме. Задачи урока...

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"

Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...

Урок биологии в 8 классе "Кожа-зеркало здоровья"

Урок изучения нового материала . Используются приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

8кл. / Открытый урок по Физике / Повторительно-обобщающий урок для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Электрические явления»

Данный повторительно-обобщающий урок по физике составлен на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями...

Повторительно-обобщающий урок по биологии для 8 класса по теме "Пищеварительная система"

Методическая разработка содержит технологическую карту урока, а также материалы, необходимые для его проведения. Урок проводится в групповой форме, целью является создание модели пищеварительной систе...