НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии (6 класс) на тему

Ниценко Валентина Григорьевна

В статье рассматриваются аспеты экологического восспитания учащихся разных возросных групп, которые можно использовать на уроках биологии. Обращаю внимание на анализирование собственного поведения учащихся в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Учитель биологии НИЦЕНКО Валентина Григорьевна

Санкт-Петербург

        Основной путь выхода из экологического кризиса — перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменение социальной и экономической политики.

        Современному специалисту в области естественнонаучного образования необходимо знать основные физико-химические процессы, определяющие состав и свойства окружающей среды, особенности поведения различных химический соединений при попадании их в окружающую среду, оценивать их воздействие на биосферные процессы, уметь предвидеть последствия внедрения новых технологий.

        Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе. Перед учителями биологии, химии стоят следующие задачи:

  • понимание современных проблем окружающей среды;
  • развитие критического отношения учащихся к результатам деятельности человека;
  • умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды;
  • воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.

        Многие из этих задач нельзя полностью реализовать в рамках урока, это осуществимо при взаимосвязи обучения и воспитания с различными видами внеклассной работы.

        Проблемы экологии, окружающей среды в целом, по всеобщему признаию, стали самыми грозными.

        Детям предлагаю зарисовать схему в своих тетрадях:

ЭКОЛОГИЯ

наука

О СВЯЗИ

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

СРЕДА ОБИТАНИЯ

человек

растения

животные

воздух

вода

почва

        Объясняю учащимся, что все, что нас окружает — окружающая среда — неразрывно связано и зависит одно от другого: вода и человек, растения, животные; воздух и человек, растения, животные; почва и человек, растения, животные. Значит, ЭКОЛОГИЯ наука о связи животных существ со средой обитания.

        Итак, при изучении темы: «Земля планета солнечной системы», реальной экологической угрозой становится истощение озонового экрана в стратосфере.

        Говорю учащимся:

«Знаете, почему на солнце люди загорают?»

, потому что солнечный свет содержит ультрафиолетовые лучи. Если ультрафиолета мало — он полезен, так как убивает болезнетворные бактерии. Более того, ультрафиолетовые лучи необходимы организму для выработки витамина Д. Для этого на солнце достаточно проводить время 10-15 минут. Но если ультрафиолета много, то он убьет не только бактерии, но и все живое.

        Но почему на Земле сохраняется жизнь? Потому что в стратосфере есть своеобразный щит — озоновый слой, здесь много озона, который сильно поглащает ультрафиолетовые лучи, потому до Земли ультрафиолета доходит мало, таким образом, озоновый слой сохраняет жизнь на Земле.

        Здесь, говорю о знаменитой «озоновой дыре» над Антарктидой, площадь этой дыры велика — 22 миллиона квадратных километров. Это больше, чем площадь России. В этих дырах озона очень мало. Сокращение озона на 1% ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5-7%. Это означает, что 6-9 тысяч человек на европейской территории нашей страны ежегодно смертельно заболевает раком кожи только по этой причине.

        Кожа очень чутко реагирует на излишки ультрафиолета, стоит лишь один раз получить ожог, и человек как бы стареет минимум на четверть года.

        Увеличение ультрафиолета плохо влияет на зрение: уменьшение толщины озонового слоя на 1% приведет к слепоте дополнительно еще 100 тысяч человек.

        Перед учеными стоит проблема, всегда ли существовали эти «дыры» или они появились в последние годы в результате деятельности человека? Ачеловек  - то тут при чем?

        Причина самая неожиданная обыкновенные аэрозоли, где они только не используются, и в:

  • косметике;
  • быту;
  • борьбе с комарами;

они содержат особые вещества, которые разрушают озон, поднимаются с атмосферными потоками и постепенно «поедают» озоновый щит Земли, без которого мы можем погибнуть.

        При изучении темы: «Вода», говорю учащимся о том, что чистой воды у нас хватает.

        Причины:

  • неконтролируемый рост различных загрязнений (сельскохозяйственных, промышленных, бытовых,транспортных). Причина заключается в бесхозном, варварском отношении к воде, как к бесплатному, ничейному природному ресурсу;
  • ее можно забрать в каком угодно количестве;
  • ее можно без особого наказания загрязнить.

        Например, мелиораторы решили, что Аральское море - «ошибка природы» и воду в него Амударья и Сырдарья несут совершенно напрасно. В избытке пустили воду этих рек на хлопковые поля, что привело к заболеванию огромных территорий в Средней Азии, в результате урожайность хлопка стала ниже экономически выгодного предела.

        Что присходит если человек загрязняет воду? Недавно ученные обнаружили, что в самом поверхностном слое океанов, морей, озер, водохранилищ жизнь буквально бьет ключом. Здесь и зоопланктон, икринки рыб, личинки, простейшие организмы, бактерии и мальки. Все они себя прекрасно чувствуют.

Кто угрожает, этой райской жизни?

Нефть!

        При морской добычи нефти до 1% попадает в воду.

100 тонн добыли — 1 тонна в воду.

        Нефть легче воды,  она всплывает и растекается по поверхности воды — часть ее испаряется, другая часть разлетается бактериями на воду и углекислый газ. Серьезную опасность таят, аварийные разливы нефти, при получении пробоин в танкере.

        В 1988 году в районе полуострова Аляска огромный танкер сел на мель и получил пробоину. 36 тысяч тонн нефти вылилось в Тихий океан. Погибло много рыбы, птиц, мидий, устриц, водорослей. Это не восполняемый урон живой природы.

        Отчего погибли киты? Очень часто для природы бывает опасно и то, что кажется безвредным. Полиэтиленовые пакеты брошенные в воду привели к гибели китов. Киты задохнулись потому что их дыхательные отверстия были забиты полиэтиленовыми пакетами.

        При изучении темы: «Почва».

        Одной из серьезных проблем в ближайшие годы у нас станет загрязнение подземных вод. Эта проблема заявила о себе в США, в странах Западной Европы: из многих артезианских скважин сейчас уже нельзя брать воду для питья. Неумеренное применение пестицидов и минеральных удобрений привело к тому, что они в большем количестве оказались в грунтовых водах. У нас эта беда начинает просматриваться, не потому что у нас все хорошо, а по той причине, что мы не исследуем как следует наши подземные воды. Привыкли считать: что идет снизу — чистое. А это не так.

        В США пестициды стараются использовать на технических культурах, мы же — на злаках, овощах и других пищевых культурах. Проверка продуктов питания санэпидемстанциями Минздрава в 1998 году показала более 30% всех пищевых продуктов в Санкт-Петербурге содержали пестициды выше допустимого уровня. Обнаружены в консервах для детского питания, в овощных культурах, в колбасных изделиях, в яблоках, в садовой землянике. Нарастание применения пестицидов совпадает с учащением легочных, кишечных, нервных заболеваний и у детей и у взрослых. У подростков преобладают заболевания дыхательных путей, а у взрослых на первое место выступают нервно-психологические расстройства.

        Оказывается в повседневной борьбе с вредителями, пожирающими растения, можно использовать сами же растения:

  • обыкновенный лук (настойка из шелухи) губительно действует на паутинного клеща;
  • махорка — на капустную муху, которую отпугивает запах сельдерея;
  • фитофтору — настойка чеснока.

        Экологи выводят новые сорта растений, которые сами будут противостоять вредителям без помощи человека.

        В 1992 году в Перу выведен сорт картофеля «волосатый» - выделяет из стеблей вязкое вещество смертельное для насекомых-вредителей, мелкие гибнут моментально, а колорадский жук умирает медленной смертью.

        Огромный экологической проблемой для нашей страны стали кислотные осадки — увеличение кислотности дождей, снега, тумана в результате выброса в атмосферу оксидов серы и азота от горения топлива. Кислотные осадки снижают урожай, губят естественную растительность, разрушают здания, уничтожают жизнь в пресных водах. Сейчас мировой океан ежегодно сваливается несколько миллиардов тонн жидких и твердых отходов.

        В результате явления биоконцентрации (многократного накопления в животных организмах химических соединений) балтийская треска, например, может содержать 800 миллиграмм ртути на килограмм массы. Это означает, что съев 5-6 таких рыб, человек получит количество, равное содержанию в медицинском термометре. Все большие участки океана становятся безжизненными.

        Где же выход?

        Как заставить промышленность уменьшить опасные выбросы?

  • строить очистные сооружения и заводы по переработке вредных отходов.
  • Развивать экологически чистые производства.

Украинская девочка писала сочинение об «образе природы», она пишет:

«Как хорошо, что природные законы неделимы едины для всего сущего».

И заканчивает сочинение собственными стихами:

Моя рiдна природо,

Як вiрно тебе я люблю,

За чарiвну твою тиху воду

За вiчную правду твою.

        Заметьте, девочка любит природу не ха воздух, воду и хлеб, без которых нельзя жить, а за «вечную правду», без которой жизнь не нужна. Правда детям необходима как воздух без радиации и хлеб без нитратов, и они должны видеть, что эта правда как река, проистекает из законов природы, единых для всего сущего.

Литература:

  1. Роговая О.Г., Алексеева Л.В., Бойцова Т.В., Горбунова В.В. Практикум по химии окружающей среды: Учебно-методическое пособие. - Спб: издательство РПУ им. А.И. Герцена, 2007 г.;

  1. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологичечкое воспитание школьников. 2005 г.;

  1. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) — М.: Журнал «Россия Молодая», 1994 — 367 с.

  1. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы окружающей среды. - Сонат, 1998. - 224с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время

Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...

Валеологическое воспитание школьников на уроках биологии и химии

Данные института возрастной физиологии РАО свидетельствуют о том, что около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами. Исследования, проведенные в лабораториях этого инстит...

Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время.

В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальн...

Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности. Основной формой учебных занятий является урок. Современный личностно о...

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...

"Из опыта работы по антиалкогольному воспитанию школьников на уроках биологии в 8 классе"

Статья вкючает в себя перечень заданий и вопросов для самостоятельной работы учащихся по антиалкогольной тематике. Может быть использована как на уроках, так во внеклассной работе....

Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...