Внеурочное мероприятие «ПО СЛЕДАМ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
классный час по биологии (7 класс) на тему

Авдеева Виктория Николаевна

 

углубление экологических знаний учащихся, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

         Урок по биологии по теме: «Основные экологические факторы и их влияние на растения»

                                 6 класс

Цель: сформировать у учащихся знания о факторах среды и их влиянии на растения, об основных технологических группах растений

 Задачи:

    Образовательные:

  • Ввести понятия среда обитания и факторы среды, о взаимодействии растений с факторами неживой природы
  • Выделить экологические группы растений
  • Определить влияние деятельности человека на растения

 Развивающие:

  • Развивать умения выявлять признаки приспособления растений к среде обитания
  • Развивать умения анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения
  • Развивать познавательный интерес к предмету

      Воспитательные:

  • Воспитывать позитивное ценностное отношение к растениям

Планируемые результаты урока:

    Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • Выделение существенных признаков растений и процессов их жизнедеятельности
  • Приведение доказательств необходимости охраны растений
  • Объяснение роли человека в природе, роли растений в жизни человека
  • Выявление приспособления растений к среде обитания
  • Факторы живой природы
  • Факторы неживой природы
  • Составляющие среды жизни
  • О связи условий жизни и экологических факторов
  • О влиянии света на растения
  • Светолюбивые и теневыносливые растения
  • Роль температуры в жизнедеятельности растения
  • Теплолюбивые и холодостойкие растения
  • Влаголюбивые растения
  • Засухоустойчивые растения
  • О влиянии минеральных веществ на растения
  • О влиянии живых организмов на растения
  • Значение деятельности человека для жизни растений
  • Понимать значение терминов

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Знание основных правил поведения в природе
  • Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе

В эстетической сфере:

  • Выявления эстетических достоинств растений

В сфере трудовой деятельности:

  • Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Личностные:

  • Формирование основ экологического сознания
  • Формирования познавательного интереса и мотивов, направленных на изучения растительного мира и бережного отношения
  • Умение соблюдать дисциплину на уроке
  • Формирования умения анализировать результаты своей деятельности и делать выводы

Метапредметные:

  • Умение работать с различными источниками биологической информации; находить информацию об экологических группах растений
  • Умение создавать, применять и преобразовывать схемы и таблицы для решения учебных и познавательных задач
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и учащимися
  • Применять знания по экологии растений при их выращивание и для обоснования мер об охране природы и соблюдение правил проведения в природе 

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы и приёмы:

Проблемные - постановка проблемных вопросов;
Словесные - беседа с элементами рассказа, объяснение, сообщение учащихся;

Наглядные - демонстрация презентации  «Роль растений в природе»; «Влияние деятельности человека на растительный мир».

Практические - самостоятельная работа (составление и заполнение схем)

 Оборудование: ПК, проектор, экран, электронная презентация, иллюстрации с изображениями растений, относящихся к родным экологическим группам, комнатные растения: папоротник, кактус, монстера, фиалка

                            Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие. Подготовка  аудитории к работе. Проверка отсутствующих.

  1. Актуализация знаний
  • Что изучает экология?
  • Почему слово «экология» очень часто употребляется средствами массовой информации,  и имеет ли оно отношение к науке?
  1. Постановка познавательной задачи

Определить взаимодействие компонентов живой природы и их влияние на растения.

Ответить на вопрос:

  • Какие задачи стоят перед экологическим воспитанием и образованием?
  •  Можно ли по внешнему виду растения предположить, в каких условиях оно обитает? (На примере комнатных растений)
  1. Изучение новой темы.

Решение познавательной задачи

(Объяснительный рассказ с элементами беседы, работа с учебником и живыми объектами)

1.Учитель. Определение понятий «среда обитания» и «экологический фактор»

Среда обитания – все условия живой и не живой природы, при которых существует организм и с которыми он непосредственно взаимодействует

На Земле выделяют четыре основные среды обитания:

Какие бывают среды обитания?

Учащиеся отвечают:

  • Водная
  • Наземно-воздушная
  • Почвенная
  • Среда, образуемая самими живыми организмами

Учитель. Какую среду занимают растения?

Учащиеся отвечают:

  • Водная
  • Почвенная
  • Наземно-воздушная

Учитель. Совершенно верно. Средой обитания растений могут быть почва, воздух, вода. Растения могут находиться одновременно в нескольких средах. Так корни растений развиваются в почве (воде), а побег - в воздушной среде.

Ребята, как вы думаете, какие факторы среды могут оказывать влияние на растения?

Учащиеся отвечают:

  • Свет
  • Вода
  • Температура
  • Влажность

Учитель. Правильно. Воздействие среды на растения происходит через экологические факторы-элементы среды, оказывающие влияние на растения (даётся определение «экологические факторы»)

Экологические факторы - отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на организм.

Ребята, на какие группы  делятся экологические факторы?

(Учащиеся отвечают и составляют схему «Экологические факторы среды») Приложение 1

Учитель. Факторы неживой природы – что к ним относится?
Учащиеся отвечают:

  • Свет
  • Вода
  • Температура

Учитель. Факторы живой природы – что к ним относится?
Учащиеся отвечают:

  • Растения
  • Животные
  • Бактерии
  • Грибы
  • Человек

Учитель. Поскольку влияние деятельности человека на растения очень значимо, его часто выделяют  в самостоятельный экологический фактор - антропогенный.

2.Значение света, воды, температуры в жизни растений
(Работа в группах по инструктивным  карточкам и дополнительной литературой) Приложение 2.

Отчёт каждой группы о выполненной работе.

3.Учитель. Мы в кратце рассмотрели различные экологические группы растений. А какова роль самих растений на окружающую среду?(один из учащихся выступает с подготовленным дома сообщением о роли растений и их влияния на окружающую среду).Приложение 3
Учитель. Одним из экологических факторов, влияющих на растения - это антропогенный фактор. Так как же человек влияет на растительный мир, всегда ли хозяйственная деятельность человека безвредна для растений? (просмотр презентации с комментариями учащихся и учителя)

Вывод по презентации: Человек не приспосабливается к факторам среды, а приспосабливает среду под себя. В результате преобразований природы меняются условия жизни растений. Будущее растительного мира зависит от деятельности человека, которая определяется его потребностями, знаниями законов природы и отношения к окружающей природной среде.
Формирования знаний, умение действовать рационально и бережного отношения к природе - задача экологического воспитания и образования.

  1. Закрепление изученного материала

Ответить на вопросы:

  • Какие экологические факторы вам известны?
  • Найдите абиотические факторы
  • Как деятельность человека отражается на растениях?
  • Как растения относятся к разным температурам?
  • Какое значение в жизни растений играет свет?
  • Каково отношение растений к влажности?

     

  1. Домашнее задание

П.54,прочитать, в тетради на печатной основе задания № 180,181.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Анализ и оценка успешности деятельности учащихся на уроке.

Учитель.

  • Ребята, что нового вы узнали на уроке?
  • Где в жизни вы можете применить полученные знания?
  • Было ли вам интересно? Выразите своё отношение к уроку (учащимся даётся карточка, в которой нужно выделить фразы, характеризующие работу ученика на уроке) Приложение 4

                                                           

                                                                       Приложение 1

              Схема. Экологические факторы среды

                 


 

                                                                       

 

Приложение 2

Выделение роли света в жизни растений

Инструктивная карточка

1.С помощью учебника (стр.259) и дополнительной  литературы выясните, какие экологические группы  растений различают по их отношению к свету.

Составьте схему «Экологические группы растений по отношению к свету»

        

                                                                                                     

 

2.Ответьте на вопросы:

  • По каким признакам можно определить, что перед вами светолюбивое растение?  
  • Как вы считаете, каково значение света в жизни растений?

   Выявление роли температуры на растения

       Инструктивная карточка

1.С помощью учебника ( стр.260-261 ) и дополнительной литературы выясните влияния температуры на растения.

2.Составьте схему « Экологические группы растений по отношению к температуре            

 

     

   

3.Ответьте на вопрос:

  • Как растения приспособились к перенесению высоких и низких температур

 Выявление роли воды в жизни растений

Инструктивная карточка

1.С помощью учебника и дополнительной литературы выясните значение воды в жизни растений

2.Составьте схему « Экологические группы растений по отношению к влажности»

                                                                                                       

                                                                                                      Приложение 3

Мир растений очень древний и существовал на планете ещё задолго до появления человека. Растения населяют огромные пространства суши. Они населяют степи, тундру, заселяют водоемы. Их можно встретить даже в Арктике. Они приспосабливаются даже к голым, отвесным скалам и сыпучим, сухим пескам.

Сегодня я вам расскажу об их роли в природе, узнаем, каково влияние растений на окружающую среду и почему они важны для существования жизни на земле.

Как растения влияют на природу?

- Зелёные растения, населяющие планету, создают все условия для жизни живых организмов. Растения, как известно, выделяют кислород, без которого невозможно дыхание. Они являются основной пищей для очень многих живых существ. Даже хищники и те зависят от растений, так как их употребляют животные – объекты их охоты.

- Листья деревьев, высокие травы создают мягкий влажный микроклимат, так как они защищают землю от палящих  лучей солнца, иссушающих ветров. Их корни удерживают почву от сползания, так как скрепляют её, не дают образовываться оврагам.

- Растения осуществляют фотосинтез. Потребляя углекислый газ и воду, они производят полезные вещества, которые становятся ценнейшим источником питания. Зерно, овощи, фрукты – все без чего не может обойтись человек – всё это растения.

- Кроме того они формируют газовый состав воздуха, которым дышат живые существа. В процессе осуществления фотосинтеза, она выделяю в окружающую атмосферу примерно 510 тонн дополнительного кислорода за год. К примеру, всего 1 гектар полей, где растет кукуруза, выделяет за год около 15 тонн свободного кислорода. Этого достаточно для того, чтобы могли свободно дышать 30 человек.

Растения в жизни человека

Дикорастущие растения оказывают непосредственное влияние на нашу жизнь. Помимо того, что они помогают людям дышать, очищают атмосферу, они являются важнейшей частью  селекционного процесса при создании новых сортов пищевых, сельскохозяйственных культур. Как итог – большая часть растений (злаки, овощи, Фрукты и т.д.), которые являются продуктами питания, были произведены когда – то посредством окультуривания дикорастущих растений.

Неоценима их роль в медицинской  науке. Именно лекарственные травы, кустарники, цветы, плоды и т.д., служат источником для производства многих лекарственных препаратов для лечения людей и животных.

Влияние комнатных растений

Как выяснили ученые, на окружающую среду, самого человека влияют не только дикорастущие, но и комнатные растения. Все они являются природными фильтрами, очищающими воздушную среду. Например, доказано, что наличие даже нескольких комнатных растений в жилой комнате снижает в несколько раз содержание опасных вирусов, бактерий, вредных веществ в воздухе. Поглощая вредные вещества, комнатные растения обогащают атмосферу помещения кислородом.

Помимо этого комнатные растения влияют на психологическое здоровье человека. Например, те домашние любимцы, которые имеют форму пирамидок, наполняют человека творческой энергией, активизируют психику, мышление. Поэтому их советуют располагать в кабинетах, офисах или дома в гостиной. А растения, имеющие крону формы шара, наоборот, действуют успокаивающе. Поэтому их рекомендуется помещать в спальню, комнату для отдыха.

Домашние любимцы воздействуют на человека и своим видом. ПО утверждениям специалистов, холодный цвет, например, такой как у традесканции - умиротворяет успокаивает, Поэтому на этот цветок полезно смотреть перед сном. А вот яркие, красные цветки герани и другие, ярко цветущие растения дарят бодрость, повышают настроение и аппетит. Их ставят в соловую или кухню.

Таким образом, любые растительные организмы являются необходимым звеном в цепи взаимосвязанных явлений природы, из которых и состоит окружающая среда и  оказывают огромное влияние на окружающую среду -  на все элементы биосферы (животный мир, людей и др.)

                                                                                               

                                                                                                       Приложение 4

1.Мне было интересно

2.Мне было скучно

3.Я работал на уроке

4.Я отдыхала во время урока

5.Я понял материал урока

6.Я не понял материал урока

7.Узнал больше, чем знал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного элективного курса «По следам цивилизации».

Программа предпрофильного элективного курса “По следам цивилизации” рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов и является предметноориентированной....

Разработка внеклассного мероприятия "По следам цивилизации" с элементами проектной деятельности

Разработка более эффективна в в совокупности с фильмом и призентацией...

Внеурочное мероприятие «ПО СЛЕДАМ ЦИВИЛИЗАЦИИ» презентация

мы проводим экологическую экспедицию целью которой является формирование экологической культуры, ответственное отношение к окружающей среде, воспитание личности , готовую к практической деятельн...

Внеурочное занятие по биологии по теме «По следам цивилизации» 8 класс.

С 2012 года в стране действуют «Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030г.» Их задача – обеспечение экологической безопасности новой модели экономического...

Внеурочное мероприятие : «Великие женщины России, оставившие след в ее истории…»

Цель: раскрыть образ известных женщин разных эпох; показать роль известных женщин в истории России; воспитывать чувство уважения к русской женщине. Авторы: учитель истории Захарова С.А., учитель лит...

Внеурочное мероприятие " По следам войны"

Форма проведения мероприятия: игра-квест. Цель: формирование гражданско- патриотической позиции, мировоззренческих убеждений воспитанников на основе осмысления исторически сложившихся традиций. Задача...