Внеклассное мероприятие - экспедиция "По следам Цивилизации"
методическая разработка по биологии

Симонова Наталия Вячеславовна

для старших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn.meropriyatie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия.

Экспедиция –

«По следам цивилизации»

        (мероприятие для учащихся 9-11кл)

  Учитель экологии:

Симонова Н.В.

                              п. Лев Толстой

                                  2018 г.

        

Цели:1. Формирование экологической культуры учащихся, экологических знаний и мышления.

2. Воспитание ответственности и бережного отношения к природе.

Оборудование: Карты геоэкологической ситуации, газеты, рисунки, плакаты, муз. сопровождение.

Заповедники.

Участники: ведущие, лес, степь, историк, два представителя Международной ассоциации заповедников, два сотрудника заповедника.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Вы знаете, что сейчас в нашей школе проходит традиционная неделя географии. Это ещё один повод вспомнить об ответственности любого из нас за сохранение природы нашей удивительной планеты.

(стих М. Дудина)

Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю, берегите…

Появляются дети в стилизованных костюмах Леса и Степи.

Лес: Я нужен людям. Я даю людям кислород, очищаю атмосферу от вредных веществ. Я даю древесину, грибы, ягоды. Я даю приют своим многочисленным жителям: медведям, кабанам, лосям, зайцам, белкам. Но в последние годы мне стало трудно. Люди вырубают мои деревья, жгут костры, прокладывают дороги, беспощадно отстреливают лесных животных. Меня сильно вытаптывают городские жители, весной рвут мои первоцветы.

Я болею, а люди лечат меня разными химическими средствами, но от таких лекарств мне становится ещё хуже. Ведь когда меня ими опрыскивают, то гибнут не только вредители, но и мои защитники – муравьи, птицы. А если бы меня не загрязняли, не разрушали муравейники, правильно вырубали деревья, сохраняли семенные деревья, я бы сам восстанавливался и защищался от вредителей.

Степь: Меня вы редко можете видеть, хотя раньше я занимала значительную часть территории Евразии. Многие писатели и поэты воспевали мою красоту. Но сейчас меня почти полностью распахали. В результате утрачено 25 % гумуса в моих плодородных черноземах, большие площади земель страдают от ветровой и водной эрозии, засоления. Почти исчезли многочисленные виды степных растений и животных. Не выдержу я такой жизни, погибну! Помогите мне, люди!

Ведущий: Тяжело оставаться равнодушным к таким словам. Необходим целый комплекс мероприятий по сохранению природных образований нашей страны. И одним из способов бережливого отношения к природе является создание охраняемых территорий, в первую очередь, заповедников. О них и пойдет сейчас речь на нашей пресс – конференции. Первое слово предоставляется известному историку.

Историк: Слова « заповедывание» и « заповедник» известно давно. Их можно найти в Своде законов князя Ярослава Мудрого. В словаре Владимира Даля записано: « Заповедать лес, запретить в нем рубку; это делается торжественно: священник с образами или с хоругвями обходит его при народе и старшинах, поют « Слава в вышних» и запрещают въезд на известное число лет». Уже в старину люди стали задумываться о том, что необходимо защищать природу от самих себя. Именно благодаря мудрости наших предков некоторые земли сохранились в почти нетронутом состоянии. Этим положено начало заповедникам.

  Почему человек в давние времена сохранял природу? Именно этого требовали религиозные обычаи. Ведь у многих народов есть почитаемые земли. Например, монахи православных  монастырей тщательно следили за собственными лесами. И некоторые современные заповедники возникли на месте бывших монастырей и урочищ. Заповедник Лис на реке Ворскле создан в бывших владениях Тихвинского монастыря. Гагачьи гнезда на островах Белого моря находились под надзором Трифоно – Печенежского монастыря. А сейчас это часть Кандалакского заповедника.

   Издавна охранялись большие участки земли для охоты царей и вельмож. Одно из самых древних и знаменитых угодий – Беловежская Пуща. Официально Пуща стала заповедником при польском короле Сигизмунде 1 в 1541 году. Многочисленные охранники оберегали, сторожили эти земли, браконьеры приговаривались к смерти.

  Ведущий: спасибо за ваше интересное сообщение. Слово предоставляется представителям Международной ассоциации заповедников, которые расскажут о самых первых заповедниках и их значении.

  1 – й представитель: Благодаря нашим предкам, к середине 19 столетия удалось сохранить много уголков нетронутой природы.

Именно тогда люди осознали, что  отдельные виды животных и растений, неповторимые участки природы могут Бесследно исчезнуть. И только человек может решить эту проблему.

   В 1832 году в США был создан первый в мире заповедник Горячие Ключи, а в 1872 году появился известный во всем мире Йелоустонский национальный парк в штатах Вайоминг, Монтана, Айдахо. Множество заповедников возникло по инициативе любителей природы и ученых. Например, так  появился заповедник для охраны гнездования морских птиц на небольшом острове Вайка в Эстонии. Инициатором его создания был школьный инспектор А. Хребтов.

  В конце минувшего 19 столетия известный любитель природы Ф. Фальц – Фейн объявил заповедным небольшой участок степи – Чапли, который сегодня известен нам как Аскания – Нова. В его состав входит около 10 тысяч га никогда не паханой земли. В этом заповеднике занимаются не только охраной, но и акклиматизацией разных животных.

   2 – й представитель:  Следует отметить, что значение заповедников очень велико. Например, многие виды животных и растений сохранились только благодаря заповедникам. Это и зубры, и бухарские олени, и фламинго, и лотосы, фисташки, самшиты.

  С другой стороны, заповедники создаются в разных природных зонах. Чтобы изучить как можно больше разнообразных экологических систем и одновременно сохранить все богатства видов как бесценных носителей генофонда нашей планеты. На  подконтрольных участках прослеживаются закономерности развития самых сложных экологических систем.

   Неоценима также и морально – этическая ценность заповедников.

Люди должны понимать, что они не могут истреблять другие произведения природы.

  Очень трудно переоценить влияние на окружающий мир. Например, заповедные леса – это « фабрики» кислорода, который необходим всему живому на земле. Леса также увлажняют климат близлежащих территорий. А заповедники, созданные вблизи истоков рек, призваны спасти их от гибели.

   Заповедники играют важную эстетическую роль в жизни людей. Благодаря этим кусочкам  нетронутой природы люди приобщаются к величественной красоте природы, отдыхая от городской суеты, любуются тем, чего не найдешь больше нигде на планете.

  Ведущий: Благодарим за познавательный рассказ. А как работают современные заповедники? Об этом нам расскажут сотрудники одного из них.

  1 – й сотрудник: Вообразите себе научно – исследовательский институт. Мы идем по коридору, и наше внимание обращает на себя табличка на двери: « Внимание! Проводится опыт!» Там, за дверью, в лаборатории. Решается какая – то сложная научная проблема. Заповедник – тоже лаборатория, только живой природы. Исследования там проводятся на разных объектах на протяжении

многих лет. Эти земли, навечно изымаются из хозяйственного использования. Устанавливается  четкая граница заповедной территории, на которой проводится лишь природоохранная деятельность. Здесь запрещается любое строительство, геологоразведочные работы, вырубание лесов, рыбная ловля, собирание грибов и ягод, выпас скота, туризм. Даже экскурсии имеют строгие ограничения.

  Главная задача каждого заповедника – сохранить в естественном состоянии и все богатства. Для этого, прежде всего, составляется подробный список всех видов животных и растений, всех природных объектов на территории заповедника.

 2 – й сотрудник: Во всех заповедниках ведется « Летопись природы», в которую сотрудники записывают все наблюдения за природными объектами. Такие наблюдения проводятся ежедневно, во все сезоны, а в конце года составляется большой отчет по  «Летописи природы». Все научные работы выполняются по специальным программам. Иногда над одной темой работает несколько заповедников.

   Следует отметить, что сохранить природу без международного сотрудничества невозможно. Несколько лет назад была разработана программа ЮНЭСКО « Человек и биосфера», по которой каждая страна обязана выделить часть своей территории для многолетних экологических исследований. Также следует отметить, что очень часто случается так, что леса и озера, реки и горы разделены государственными границами. И тогда особенно нужны совместные усилия для охраны этих территорий. Так, например, сегодня  Карпатский заповедник в Украине представляет собой единое целое с национальными парками Словакии и Польши, а  в 1999 году была создана общая с Румынией заповедная территория – Дельта Дуная. Планируется создание Керченско – Таманского заповедника – Кимерида – совместно с Россией, украинско-польского биосферного резервата – Западное Полесье.

   Ведущий: Знаете ли вы о том, что охраняемые территории имеют очень разные размеры? Чаще всего площадь заповедника составляет 30 – 70 тысяч га. Самой большой территорией является Гренландский национальный парк (более 7 млн. га.) и Национальный приют на Аляске. Гигантским материком – заповедником является Антарктида.

  Но бывают и заповедники – « карлики». Например, Мыс Мартьян, созданный в Крыму. Его площадь немногим более 240 га, но здесь сохранились можжевеловые леса, которые на территории СНГ нигде больше не встречаются.

   Сейчас, посмотрев слайды о некоторых заповедных местах и послушаем рассказ о заповеднике, который находится на нашей малой родине Р. М  « Мордовский государственный заповедник им. Смидовича».

Ведущий: Наша встреча приближается к концу. Конечно, мы понимаем, что роль ученых сыграли наши одноклассники. С их  помощью мы узнали о заповедных территориях мира и нашей страны. Но каждый из вас, даже не став ученым, не работая в заповеднике, может сделать свой вклад в сохранение природы Земли.  

           Ты, человек, любя природу,            И не исчерпывай до дна

           Хоть иногда ее жалей:                     И помни истину простую-

           В увеселительных походах             Нас много, а она одна.

          Не  растопчи ее полей.  

           В вокзальной сутолоке века

          Ты оценить ее спеши:

          Она – твой давний добрый лекарь,

          Она – союзница души.

          Не жги ее напропалую                       В. Н. Андреева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "По следам Колумба"

Мероприятие для  учащихся 7-8 классов.  Конкурс позволяет учащимися осознать важность английского языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации....

Разработка внеклассного мероприятия "По следам цивилизации" с элементами проектной деятельности

Разработка более эффективна в в совокупности с фильмом и призентацией...

Внеурочное мероприятие «ПО СЛЕДАМ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

углубление экологических знаний учащихся, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому....

Внеурочное мероприятие «ПО СЛЕДАМ ЦИВИЛИЗАЦИИ» презентация

мы проводим экологическую экспедицию целью которой является формирование экологической культуры, ответственное отношение к окружающей среде, воспитание личности , готовую к практической деятельн...

Внеклассное мероприятие "По следам великого мужества"

Мероприятие посвящено военной истории России в ХХ веке....

Внеклассное мероприятие "По следам великого мужества"

Мероприятие посвящено военной истории России в ХХ веке....

Внеклассное мероприятие «По следам Робинзона Крузо»

Игра  составлена по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» для 5-6 класса. Позволяют выявить степень прочтения произведения, вызвать читательский интерес. Материал можно использовать ка...