Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС
статья по биологии по теме

Семёнова Наталья Геннадьевна

 Материал включает информацию об этапах и преимуществах использования  учебных исследований в работе учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС

Семенова Наталья Геннадьевна

ГБОУ СОШ № 182 viviparus@mail.ru

Современный образовательный процесс требует от педагога применения таких образовательный технологий, которые способствуют формированию у обучающихся  навыков самообразования и саморазвития. Требования, предъявляемые ФГОС к обучению показывают, что образование должно стать личностно-ориентированным и направленным на развитие и становление личностных характеристик обучающихся. Перед школой стоит задача научить учеников самостоятельно добывать новые знания, анализировать нестандартные ситуации, уметь видеть проблему и  выдвигать гипотезу, формулировать цели, задачи, делать собственные выводы и умозаключения. Все эти качества личности формируются в процессе  учебно-исследовательской деятельности.

 В современном мире исследовательские навыки необходимы не только людям занятым научной работой, они являются неотъемлемой частью любой профессии. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда школьники получают большой объем знаний, но затрудняются в их практическом применении. Исследовательская деятельность позволяет применить теоретические знания на практике. Она ставит ученика  в ситуацию, когда он должен продумывать и организовывать свою работу, самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации. Впоследствии он переносит этот опыт на свои поступки в реальной жизни. Поэтому важнейшей задачей современного образования является подготовка обучающихся к исследовательской деятельности.

 В отличие от практикума или лабораторной работы, где иллюстрируются те или иные законы учебно-исследовательская деятельность  связанна с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Хотя учебные исследования отличаются от научных, тем не менее, они предполагают наличие основных этапов, характерных для научных исследований:

  • постановка проблемы;  
  • изучение теоретического материала;
  • подбор методов исследования и практическое овладение ими;
  • сбор и фиксация результатов;
  • анализ и обобщение материала;
  • собственные выводы.

Знания, полученные учеником самостоятельно в результате учебного исследования, не являются новыми для науки, а станут личностно значимыми для конкретного ученика.  Главный смысл учебного исследования заключается в приобретении навыка исследования, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе. В результате  у обучающихся формируется исследовательский стиль мышления и соответствующие умения:

  • давать определение понятиям;
  • задавать вопросы;
  • наблюдать;
  • классифицировать;
  • видеть проблемы;
  • выдвигать гипотезы;
  • проводить несложные эксперименты;
  • структурировать полученный в ходе исследования материал;
  • делать выводы и умозаключения;
  • доказывать и защищать свои идеи.

Преимущество исследовательской деятельности в том, что она предоставляет  большему числу учащихся возможность для самореализации, подготавливает школьников к самостоятельности, способствует развитию творческих и коммуникативных способностей,  критического мышления, информационной культуры. При этом повышается мотивация к изучению предмета, повышается уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.  

Учебно-исследовательская деятельность является эффективным способом достижения ФГОС. Она удовлетворяет требованиям стандарта к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, обеспечивает формирование универсальных учебных действий, способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов – необходимое условие реализации ФГОС.

Данная статья отражает преимущества проектного метода, используемого при изучении различных предметов, а также необходимые условия для успешной реализации данного метода в процессе обучения, представл...

Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся

Выступление на тему: формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся...

Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС

Сценарий педагогического совета с использованием элементов технологии деятельностного метода.Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.Задачи:...

Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС

Выступление на муниципальном семинаредля заместителей директоров по УВР г.о.Кашира«Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС»МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1...

ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Ключевые слова: ФГОС общего образования, информационная образовательная среда, метапредметные результаты, модель «1ученик: 1 компьютер», проектная деятельность...

Доклад "Современные подходы к оценке качества учебных достижений обучающихся как необходимое условие реализации ФГОС"

Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся....

Семинар методического объединения по теме "Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС"

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и о...