ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья

Бак Маргарита Львовна

Ключевые слова: ФГОС общего образования, информационная образовательная среда, метапредметные результаты, модель «1ученик: 1 компьютер», проектная деятельность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krupoderova_e.p.kanyanina_t.i._bak_m.l.2.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика

УДК: 373.1

кандидат педагогических наук, доцент Канянина Татьяна Ивановна

Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (г. Нижний Новгород);

заместитель директора, учитель географии Бак Маргарита Львовна

Гимназия № 67 (г. Нижний Новгород)

ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГИМНАЗИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. В статье представлен опыт построения информационной образовательной среды гимназии № 67 г. Нижнего Новгорода. Обосновывается использование различных программных решений, в т.ч. сетевых сервисов, для управления учебным процессом, организации совместной учебной деятельности обучающихся и учителей, проведения учебных и сетевых проектов, создания сетевых портфолио. Акцентируется внимание на актуальности проблемы использования модели «1ученик: 1 компьютер» для достижения метапредметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: ФГОС общего образования, информационная образовательная среда, метапредметные результаты, модель «1ученик: 1 компьютер», проектная деятельность

Annоtation. The article describes the experience of building the information educational environment gymnasium № 67 in Nizhny Novgorod. Substantiates the use of various software solutions, including network services, to manage the educational process, the organization of collaborative learning activities of students and teachers, conducting learning and networking projects, creating network portfolio. The attention is focused on the relevance of the problem using the "one to one" model to achieve metasubject results of students in accordance with the requirements of the GEF.

Keywords: GEF general education, information educational environment, metasubject results, eLearning 1:1, project activity.

Введение. Сегодня важнейшим условием для реализации основной образовательной программы школы является информационно-образовательная среда (ИОС).

На сегодняшний день термин «информационная образовательная среда» утвердился в педагогике, причем, в определениях современных исследователей информационной образовательной среды присутствуют как технологический, так и педагогический подходы. Л.К. Раицкая  [12] напоминает, что  Концепция информатизации образования РФ 1998 года сводила ИОС к совокупности программно-аппаратных средств, информационных сетей связи и т.п. Очевидно, что технологический подход преобладает там, где образовательные задачи не могут быть реализованы без обеспечения учреждения программно-аппаратными средствами и сетями. В исследованиях и законодательных актах конца 1990-х и начала 2000-х гг. преобладали определения именно этого подхода. Педагогический подход стал более распространенным после 2003 года. Многие исследователи, такие как А.Г. Асмолов [1], И.Г. Захарова [5], Е.О. Иванова [4], И.В. Роберт [13] и другие, переработали представления об информационной образовательной среде, сосредоточив свое внимание на педагогических и психологических аспектах ИОС.

В [4] приводится следующее определение ИОС: Информационно-образовательная среда – это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования.

ИОС образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС общего образования должна обеспечивать [15]:

  • информационнометодическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями.

Педагогический коллектив гимназии № 67 г. Нижнего Новгорода под руководством кафедры информационных технологий Нижегородского института развития образования реализует эксперимент по формированию информационной образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС. При этом используются различные программные решения.

Формулировка цели статьи.  Цель статьи – обосновать использование различных программных решений, в т. ч. сетевых сервисов, для управления учебным процессом, организации совместной учебной деятельности обучающихся и учителей, проведения учебных и сетевых проектов, создания сетевых портфолио; продемонстрировать возможности выполнения требований ФГОС при построении информационно-образовательной среды гимназии.

Изложение основного материала статьи.

Основной целью построения информационно-образовательной среды гимназии является создание условий для повышения качества обучения, доступности образования, его открытости, саморазвития обучающихся и учителей, их эффективного взаимодействия.

В настоящий момент разработчики программного обеспечения для реализации ИОС предлагают такие решения как Дневник.ру (https://dnevnik.ru),

программный комплекс «1С:ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ» (http://chronobus.ru), NetSchool    (http://5.141.255.160/), Аверс (http://www.avers-site.ru/). По своим функциям эти информационные системы схожи: сбор, хранение, анализ информации, которая включает сведения о коллективе школы, учениках, их успеваемости. В системах ведутся электронные журналы и электронные дневники, записи в которых информируют родителей об успеваемости детей, самих учащихся о расписании, заменах уроков, домашних заданиях. Предлагаемые информационные ресурсы, в основном, направлены на поддержку учебного процесса. Они облегчают и делают более эффективной деятельность администрации школы и учителей. Меньше внимания уделяется разработке информационных образовательных сред, целенаправленно ориентированных на самостоятельную работу обучающихся, на организацию сотрудничества обучающихся друг с другом и с учителем.

Гимназия № 67 г. Нижнего Новгорода использует информационные системы Дневник.ру и Аверс. Эти системы используются, прежде всего, для управления учебным процессом, для сбора и обработки различной информации, необходимой для мониторинга. Все компьютеры, установленные в кабинетах администрации, в медиацентре гимназии, в библиотеке, в предметных кабинетах соединены в локальную сеть. Разработаны нормативные акты, регламентирующие работу в сети, организацию сбора и хранения внутришкольной документации.

Информационно-методическая поддержка образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС может быть обеспечена за счет использования учителями набора эффективных, безопасных, бесплатных инструментов, размещенных в сети Интернет.

В основе нового федерального образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Установленные стандартом требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся вызывают необходимость в поиске новых моделей использования информационно-коммуникационных технологий, например модели «1 ученик : 1 компьютер». Модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер» (eLearning 1:1) – это образовательная ситуация, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Оптимальным вариантом реализации модели является тот, при котором в распоряжении каждого учащегося и каждого учителя имеется собственный портативный, связанный с компьютерами других учащихся по беспроводной локальной сети ноутбук, имеющий доступ к школьному или классному серверу (роль последнего может выполнять компьютер учителя) и выход в сеть Интернет [16].

Модель «1ученик: 1 компьютер» предоставляет учителю прекрасные возможности для индивидуализации и дифференциации обучения,  отработки навыков, использования различных цифровых образовательных ресурсов, постоянного доступа к различным Интернет-ресурсам, организации взаимодействия между учащимися. Создаются информационно-коммуникационные предметные среды.   Возможности формирования информационно-коммуникационных предметных сред обсуждаются в [3,7].

Гимназия № 67 имеет два мобильных класса, которые используются для проведения уроков по разным предметам. При этом обучающиеся используют различные электронные образовательные ресурсы, заполняют интерактивные рабочие листы, используют социальные сервисы Веб 2.0, занимаются учебно-исследовательской и проектной деятельностью.

Учителя иностранного языка, литературы, информатики и математики проводят с учениками учебные проекты, используя модель «1 : 1». При работе учеников «один на один» с компьютером появляются дополнительные возможности для реализации метода проектов: проведение on-line опросов для выявления первоначального опыта и интересов обучающихся;  организация индивидуальной и групповой рефлексии, проведение самооценивания и взаимооценивания; организация сотрудничества и общения учеников в ходе исследовательской деятельности; создание коллективного продукта проектной деятельности с использованием различных современных сетевых сервисов [8]. Учителя активно используют систему управления классом, облачные технологии, on-line сервисы построения ментальных карт, создания лент времени, облаков слов, различных схем.

Гимназия имеет тесные дружественные связи с Изинаньской школой иностранных языков (КНР), с лицеями г. Шакка и г. Тренто (Италия), с многопрофильной гимназией № 5 «Тандау» г. Кокшетау (Казахстан), гимназией № 122 г. Казани, школой № 133 г. Самары. Стали традиционными skype-конференции, создание совместных Google-презентаций с рассказами о своих образовательных организаций, совместные on-line газеты.

Ежегодно ученики школы принимают активное участие в таких всероссийских онлайн-уроках как: «Час кода 2016», «Безопасность на дорогах», «Вода России», «Безопасность в сети Интернет» и др.

К инновационным формам воспитательной работы в школе относят сетевую проектную деятельность. Сетевым считается проект, все этапы которого реализуются в сети Интернет. Преимущества сетевых проектов заключаются в том, что его участники могут общаться и сотрудничать, в т. ч. создавать совместные продукты проектной деятельности, с обучающимися и коллегами из других городов и стран;  возможно участие в самых разнообразных видах деятельности с использованием современных Интернет-технологий.

Роль сетевой проектной деятельности в организации творческой информационно-образовательной среды обучающихся обсуждается в [2, 9, 10, 14]. Такая среда может быть, например, создана с помощью технологии вики. Пример – сайт проекта Летописи.ру (http://letopisi.org). Ученики гимназии № 67 – его активные участники.

Одно из направлений формирования информационной образовательной среды гимназии – создание электронных портфолио учителей и учеников. Профессиональный стандарт педагога [11] обязывает учителя вести педагогическую деятельность в информационной среде и постоянно ее отображать в соответствии с задачей прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру. Это актуализирует проблему ведения электронных портфолио учителей.

Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ:

• современность;

• оперативность (возможность быстро вносить необходимые изменения);

• функциональность (возможность представить свой опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, любопытствующих), т.е. фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять;

• эффективность (повышение самооценки учителя и позитивное влияние, как на администрацию школы, так и на учащихся).

В гимназии № 67 было принято решение о создании портфолио с помощью конструктора сайтов http://www.ucoz.ru/ или в социальной сети работников образования НС-Портал. Для оказания методической помощи учителям кафедрой информационных технологий Нижегородского института развития образования были проведены обучающие семинары, разработаны методические рекомендации по созданию портфолио.

Учителя гимназии размещают в своих портфолио рабочие программы дисциплин, сценарии уроков, ссылки на различные информационные ресурсы, проекты, в которых педагоги и ученики принимали участие.

Например, портфолио заместителя директора школы  Бак М.Л. (http://nsportal.ru/margaritabak2009) содержит рабочие программы по географии для всех классов, теоретический материал по разным темам дисциплины, задания для обучающихся, проекты учеников, публикации учителя и учеников, полезные ссылки. Большое количество полезных материалов содержится и в портфолио других учителей.

Важное значение для эффективного использования информационно-образовательной среды гимназии имеет  ИКТ-компетентность учителей [6]. Для ее повышения используются возможности формального и неформального повышения квалификации. Это краткосрочные курсы по наиболее актуальным проблемам развития образования, семинары, тренинги, дистанционные мастерские, вебинары, участие в сетевых педагогических сообществах и т.п.

Выводы.

В настоящей статье рассмотрены возможности различных решений для построения школьной информационной образовательной среды. Рассмотрены возможности информационной образовательной среды для управления школой, организации учебного процесса,  учебной и внеурочной проектной деятельности, создания электронных портфолио учителей, для формального и неформального повышения квалификации учителей. При этом возможно разумное сочетание использования готовых программных решений фирм-разработчиков информационных систем и применения социальных сервисов.

Литература.

  1. Асмолов, А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. /А.Г. Асмолов., А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров.  – М.:  Изд-во «НексПринт», 2010. – 84 с.
  2. Брыксина, О.Ф. Социальные сервисы Web 2.0 в управлении проектами. /О.Ф. Брыксина, Е.П. Круподерова // Управленческие аспекты развития северных территорий России: сборник материалов Всероссийской научной конференции (с международным участием). Коми республиканская академия государственной службы и управления. – 2015. – C. 63-67.
  3. Винокурова, Н.Ф. Методика использования электронных информационно-коммуникативных модулей в школьном географическом образовании для устойчивого развития. / Н.Ф. Винокурова, А.В. Зулхарнаева, О.В. Смирнова // Вестник Мининского университета. – 2013. – № 2 (2). – C. 12.
  4. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе. /Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение. − 2011. – 190 с.
  5. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. − М.: Академия. − 2013. – 208 с.
  6. Круподерова, Е.П. Информационно-образовательная среда и ИКТ-компетентность. / Е.П. Круподерова.//Нижегородское образование. – 2009. – № 4. – C. 122-127.
  7. Круподерова, Е.П. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды/ Е.П. Круподерова, Т.И. Калиняк  //Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51(3). – C. 144-150.
  8. Круподерова, Е.П. Проектная деятельность в модели «1 ученик: 1 компьютер» / Е.П. Круподерова //Информатика в школе. – 2014. – № 6(99). – C. 29-31.
  9. Круподерова, К.Р. Роль сетевой проектной деятельности в организации единого информационно-творческого образовательного пространства. / К.Р. Круподерова // Вестник Мининского университета. – 2013. – № 2 (2). – C. 24.
  10. Круподерова, К.Р. Формирование ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся с помощью сетевой проектной деятельности. / К.Р. Круподерова, Т.И.  Канянина //Электронный научный журнал. 2015. № 1 (1). -С. 236-239.
  11. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. Режим доступа:  http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
  12. Раицкая, Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном обучении: монография. / Л.К. Раицкая. – М.: МГОУ, 2011. – 173 с.
  13. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). /И.В. Роберт. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 398 с.
  14. Степанова, С.Ю. Сетевая проектная деятельность в условиях реализации ФГОС. /С.Ю. Степанова // В сборнике: Информационные технологии в организации единого информационного образовательного пространства: сборник статей по материалам конференции. Кафедра прикладной математики и информатики. 2014. C. 57-62.
  15. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]  – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/543.
  16. Ярмахов, Б.Б. «1 ученик : 1 компьютер» – образовательная модель мобильного обучения в школе. /Б.Б. Ярмахов. – М.:, 2012. – 236 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность как необходимое условие реализации ФГОС

Материал включает информацию об этапах и преимуществах использования  учебных исследований в работе учителя...

Метод проектов – необходимое условие реализации ФГОС.

Данная статья отражает преимущества проектного метода, используемого при изучении различных предметов, а также необходимые условия для успешной реализации данного метода в процессе обучения, представл...

Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся

Выступление на тему: формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся...

Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС

Сценарий педагогического совета с использованием элементов технологии деятельностного метода.Цель педагогического совета: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.Задачи:...

Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС

Выступление на муниципальном семинаредля заместителей директоров по УВР г.о.Кашира«Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС»МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1...

Доклад "Современные подходы к оценке качества учебных достижений обучающихся как необходимое условие реализации ФГОС"

Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся....

Семинар методического объединения по теме "Формирование УУД как необходимое условие реализации ФГОС"

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и о...