Рабочая программа факультатива "Живой организм"
календарно-тематическое планирование по биологии (7, 8 класс) на тему

Рзаева Евгения Евгеньевна

Рабочая программа рассчитана на 7 и 8 классы (1 час в неделю). Предусматривает как практические так и лабораторные работы, в том числе виртуальные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Факультатив "Живой организм"34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска

средняя общеобразовательная школа  № 38

                                                                                                             Утверждаю
                                                                                                                                           Приказ № _____ от ________

                                                                                                                Директор___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

        ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, 7-8  класс        

        

Программа составлена                                Обсуждена и согласована                                     Принята на заседании

Учителем биологии и химии                      на заседании МО _______                                    педагогического совета

 Рзаева  Е.Е.                                                                                                                                   Протокол №____ от____

                                                          Протокол №____ от_____    

                                                                             

Мурманск

2014 год

Пояснительная записка

В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного образования. Элективный курс «Живой организм» предназначен для учащихся 7-8 класса средней общеобразовательной школы.

Курс «Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом, системно-органном). Формирование представлений о целостности живых организмов и особенностях их функционирования основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении природоведения и биологии в 1 – 4, 5 – 7 классах.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.

Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену.

Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 7 классе и 34 часа учебных занятий в 8 классе средней школы.

Основной целью курса является формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.

Задачи курса:

  • Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.
  • Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
  • Развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

Основные требования к знаниям и умениям.  

Учащиеся должны знать:

  • химический состав клеток;
  • особенности строения прокариотической и эукариотической клеток;
  • сходство и различие строения клеток растений, грибов, животных;
  • особенности неклеточных форм жизни;
  • строение, происхождение и функции растительных тканей;
  • строение, происхождение и функции животных тканей;
  • внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;
  • строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных (на примере млекопитающих);
  • основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов;
  • особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных;
  • основные этапы эволюции животных и растений;
  • основные экологические понятия, факторы и экологические группы организмов.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы, делать выводы на основе сравнения;
  • распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;
  • схематично изображать строение органов и систем органов;
  • изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты биологических опытов;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети интернет;
  • составлять краткие сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Контроль знаний не считается главным в работе на элективных занятиях. Главная мотивация работы – это сознательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы и таблицы. Итогом выполнения лабораторных работ являются отчеты с выводами и рисунками. На этапе исследовательской         работы оценивается уровень теоретической и практической подготовки к исследованию, способность правильно оформить и эффективно представить его результаты.

В качестве основного образовательного результата выступает сформированный интерес к предмету и стремление к научно-исследовательской работе в рамках изучаемого курса.

 

Рекомендуемая литература 7 класс:

  • Арцт Ф., Умные растения, М.: Ломоносов, 2011

  • Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология: Полный курс. Т. 1 – 3. М.: Оникс,2002.
  • Большая энциклопедия животного мира, М.: Росмен-Пресс, 2006

  • Брем А., Жизнь животных, М.: Астель, 2004

  • Мамонтов С.Г., Биология: пособие для поступающих в ВУЗы, М.: Дрофа, 2004.
  • Смирнов А.В., Мир растений, М.:Дрофа, 2003

  • Тейлор Д., Грин Н., Стаут У., Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2—1.

  • Формозов А.Н., Спутник следопыта, М.: Комкнига, 2006

  • Цингер А.В., Занимательная ботаника, М.: Римис, 2009

Рекомендуемая литература 8 класс:

  • Афонькин С.Ю., Анатомия человек. Школьный путеводитель, Балтийская книжная компания, 2007.
  • Доннер К., Тайны анатомии, М.: Розовый жираф, 2012.
  • Марков А., Эволюция человека,Кн. 1: Обезьяны, кости и гены, М.: Астрель, 2012.
  • Никольский А. М., Занимательная физиология, М-СПб.: Терра-Книжный клуб, 2010.
  • Тейлор Д., Грин Н., Стаут У., Биология, Т. 2, М.: Бином, 2013.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ:

Наименование программы, раздела: Живой организм.

Цель: создание условий для развития творческого мышления, умение самостоятельно применять и пополнять знания через содержание курса.

Категория слушателей: учащиеся  7  класса.

Срок обучения: 34 часов.

Форма обучения: классно-урочная.

Режим занятий: 1 час в неделю.

№п

Наименование раздела

Тема

Часы

Практические и лабораторные работы

Формы контроля

1.

Введение.

Научные методы            исследования в биологии.

1

-

-

2-5

Раздел 1.

Клетка – структурно-функциональная единица живого.

  1. Клетка - единица жизнедеятельности живых организмов.

4

Лабораторная работа 1. Устройство микроскопа и техника микроскопирования.

Самостоятельная работа.

  1. Прокариотическая и эукариотическая клетка.
  1. Разнообразие клеток: клетки бактерий, грибов, растений и животных. Сходства и различия.
  1. Неклеточные формы жизни.

6-7

Раздел 2.

Ткани.

  1. Ткани растений.

2

Лабораторная работа 2. Определение тканей растений и животных под микроскопом.

  1. Ткани животных.

4.

Раздел 3.

Органы, системы органов. Организм как единое целое

  1. Органы растений.

3

Составление сравнительной таблицы «Функции органов растений и животных».

  1. Органы и системы органов животных.
  1. Организм как единое целое.

5.

Раздел 4.

Жизнедеятельность организма.

  1. Опора и движение.

12

Лабораторная работа 3. Интенсивность дыхания прорастающих семян.

Виртуальная лабораторная работа 4. Процессы жизнедеятельности.

Доклады.

Составление сравнительной таблицы.

Доклады.

  1. Дыхание.
  1. Транспорт веществ.
  1. Типы питания живых организмов.
  1. Пищеварение.
  1. Выделение.

  1. Обмен веществ и энергии.
  1. Холоднокровные и теплокровные животные.
  1. Размножение.
  1. Рост и развитие.
  1. Регуляция процессов жизнедеятельности.

7.

Раздел 5. Эволюция живого мира.

  1. Что изучает эволюция.

4

Дискуссия

Составление эволюционного древа растений и животных.

  1. История палеонтологии.
  1. Эволюция растений.
  1. Эволюция животных.

8.

Раздел 6. Экология растений и животных.

  1. Наука экология.

6

Практическая работа 1. Решение экологических задач.

Практическая работа 2. Решение экологических задач.

Практическая работа 3. Решение экологических кейсов.

Доклады.

Самостоятельная работа.

  1. Основные экологические правила.

  1. Основные экологические группы растений.
  1. Основные экологические группы животных.
  1. Экологические факторы.
  1. Профессия эколог.

9.

Заключение.

  1. Что делать?

2

Дискуссия.

Презентации и доклады.

  1. Поговорим о живом.

Итого

34

Лабораторных работ: 4.

Практических 3.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ:

Наименование программы: Живой организм.

Цель: создание условий для развития творческого мышления, умение самостоятельно применять и пополнять знания через содержание курса.

Категория слушателей: учащиеся 8  класса.

Срок обучения: 34 часов.

Форма обучения: классно-урочная.

Режим занятий: 1 час в неделю.

№п

Наименование раздела

Тема

Часы

Практические и лабораторные работы

Формы контроля

1.

Введение.

Научные методы            исследования в биологии.

1

-

-

2.

Раздел 1.

Клетка – структурно-функциональная единица живого.

  1. Клетка - единица жизнедеятельности живых организмов.

5

Лабораторная работа 1. Устройство микроскопа и техника микроскопирования.

Лабораторная работа 2. Выделение ДНК.

Самостоятельная работа.

Дискуссия, самостоятельная работа.

  1. Химическая организация клетки. Неорганические вещества.
  1. Органические вещества клетки.
  1. Неклеточные формы жизни.
  1. Зоопарк вирусов. Международный проект Visual Science.

3.

Раздел 2.

Ткани.

  1. История гистологии.

2

Лабораторная работа 3. Определение тканей человека под микроскопом.

Доклады.

  1. Ткани человека.

4.

Раздел 3.

Органы, системы органов. Организм как единое целое

  1. Системы органов человека. Внешняя и внутренняя среда.

3

Дидактическая игра.

Самостоятельная работа, таблицы.

  1. Кто здесь самый главный?
  1. Организм как единое целое.

5.

Раздел 4.

Жизнедеятельность организма.

  1. Опора и движение.

11

Виртуальная лабораторная работа 4. Изучение скелета человека.

Лабораторная работа 5. Функциональные пробы с задержкой дыхания.

Лабораторная работа 6. Состав и свойства пищеварительных секретов.

Практическая работа 1. Решение кейсов.

Лабораторная работа 7. Определение типа телосложения.

Самостоятельная работа.

Составление сравнительной таблицы.

Доклады.

Самостоятельная работа.

  1. Дыхание.
  1. Транспорт веществ.
  1. Пищеварение.
  1. Рациональное питание – что это такое?
  1. Выделение.

  1. Обмен веществ и энергии.
  1. Особенности протекания обменных процессов у жителей Крайнего Севера.
  1. Размножение.
  1. Рост и развитие.
  1. Регуляция процессов жизнедеятельности.

7.

Раздел 5. Эволюция человека.

  1. Что изучает эволюция.

6

Дискуссия

Доклады.

Работа с контурными картами.

Составление эволюционного древа растений и животных.

  1. Кто мы такие и почему не все обезьяны стали людьми?
  1. Двуногие обезьяны.
  1. Очеловечивание.
  1. Другое человечество.
  1. Кто же наши предки?

8.

Раздел 6. Экология человека.

  1. Наука экология.

3

Доклады.

Диспут.

Деловая игра. Встреча с экологом.

  1. Экологические факторы.
  1. Какое влияние человек оказывает на окружающий мир?

9.

Раздел 7. Здоровье и болезнь.

  1. Что понимать под здоровьем и болезнью?

3

Дискуссия

Доклады.

Самостоятельная работа.

  1. Инфекционные заболевания.
  1. Старение.

10.

Заключение.

  1. Знание – сила!

1

Дискуссия.

Презентации и доклады.

Итого

34

Лабораторных работ: 7.

Практических работ: 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

примерная рабочая программа по курсу "Разнообразие живых организмов: доядерные,растения, грибы, лишайники"

Примерная рабочая программа была разработана на основе авторской программы А.А. Вахрушева. В ней учитывались новые требавания к целям  и результатам прохождения курса согласно стандартам второго ...

Рабочая программа по биологии "Многообразие живых организмов" 7 класс

Рабочая программа для 7 класса по биологии по линии Н.И.Сонина (УМК)Рабочая программа по биологии линии УМК   Н.И.Сонина  составлена на основе Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа по учебному курсу "Биология. Многообразие живых организмов" для 7 класса

Рабочая программа по биологии для 7 класса к учебнику Н.И.Сонина расчитана на 70 часов...

Рабочая программа по биологии 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм"

Рабочая программа 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм" . Программа расчитана на 2 часа в неделю т.е. на 70 часов в год. В програме представленны контрольные  и практические работ...

Рабочая программа учебного курса" Биология Живой организм" . 5 кл

Учебный курс « Живой организм» составлен с учетом требований стандарта и обязательного минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников...

Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс

Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс (линия Н.И.Сонина)...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...