Витамины, их роль в организме человека.
план-конспект урока по биологии (8, 9 класс) на тему

Методическая разработка урока биологии по ФГОС второго поколения. Очень полезный материал для учителей биологии,родителей и студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx67.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ( технокарта)  урока биологии.

«Витамины, их  роль  в организме  человека»

Подготовила

Учитель биологии

Бариева Н.Г.

г.Набережные Челны

Витамины — это необходимые для жизнедеятельности низкомолекулярные органические соединения, синтез которых у организма данного вида отсутствует или ограничен (за исключением витамина Д, который может синтезироваться в коже человека). Следует заметить, что для разных видов живых существ одно и то же соединение может либо являться, либо не являться витамином. Например, аскорбиновая кислота — витамин для организма человека, но не собаки или крысы, поскольку у этих животных аскорбат синтезируется из гулоновой кислоты.

История открытия витаминов связана с изучением роли различных пищевых веществ в жизнедеятельности организма. Российский ученый Н.И. Лунин впервые (1880 г.) обратил внимание на то, что, помимо белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды, животным необходимы некие особые факторы питания, без которых они заболевают и гибнут. Позже (1912 г.) польский исследователь К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, предохраняющее людей от заболевания бери-бери, и назвал его витамин (от слов Vita — жизнь и амин, поскольку это вещество содержало NH2-rpynny). С тех пор термин витамины стал популярным, хотя в структуру многих витаминов аминогруппа не входит.   Витамины обладают исключительно высокой биологической активностью и требуются организму в очень небольших количествах — от нескольких микрограммов до нескольких десятков миллиграммов в день. В отличие от других пищевых веществ витамины не являются пластическим материалом или источником энергии и участвуют в обмене веществ в основном как биокатализаторы. Почти все водорастворимые витамины, а также жирорастворимый витамин К, являются коферментами или кофакторами биохимических реакций. Витамины А, Д, Е способны регулировать работу генетического аппарата клетки. Кроме того, каждому витамину присуща также специфическая функция в организме. Все это делает витамины незаменимыми в жизнедеятельности клетки.

Наука о витаминах называется витаминологией. Уже открыты и изучены следующие витамины: А (ретинол), В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В3 (пантотеновая кислота), С (аскорбиновая кислота), D (эргокальциферол), Е (токоферолы), Н (биотин), РР (никотиновая кислота), К (филлохинон) и другие;

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

биология

Класс

8

Тема урока

Витамины, их  роль  в организме  человека.

Цель урока Раскрыть роль витаминов для организма человека, нормах их потребления и содержание в продуктах питания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

                                УУД

Знать основные группы витаминов и продукты, в которых  они  содержатся. Характеризовать  роль  витаминов  в  организме.

Учащиеся должны уметь работать  с текстом, использовать дополнительные источники информации.

Личностные:

Использовать приобретенные  знания для  соблюдения  мер  профилактики инфекционных  и простудных  заболеваний, а также  заболеваний, связанных  с недостатком  витаминов  в организме.

Познавательные

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

- Устанавливать причинно следственные связи.

- Давать определения понятиям.

 Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Основные понятия, изучаемые на уроке

Витамины, авитаминоз, обмен веществ

Вид используемых на уроке средств ИКТ

медиа-проектор , учебник

раздаточный материал

презентация,  таблица( по витаминам)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП  актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Побуждающий  диалог

1.Что такое обмен веществ?        

2.Какие виды обмена существуют, каковы их особенности?

         

3.Какова роль обменных процессов для жизнедеятельности организма?

4.Среди  веществ, участвующих  в обмене веществ  вы  назвали  витамины. Что  такое  витамины?

Деятельность обучающихся

Обмен веществ – это процесс  поглощения сложных органических соединений, их расщепления на более простые, легко всасываемые в кровь и лимфу вещества.

Различают два вида обмена - пластический и энергетический. В результате пластического обмена в организм поступают питательные  вещества, которые используются для формирования «строительного материала» клеток организма. В процессе энергетического обмена организм получает, а в дальнейшем расходует или запасает (в виде АТФ) необходимую энергию.

        В организм человека с пищей поступает огромное количество питательных веществ, таких как: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Большинство из них в нашем организме не синтезируются. Как уже говорилось, органические соединения в процессе биохимических реакций расщепляются на простые, которые всасываются в кровь и лимфу через ворсинки тонкого кишечника, а затем разносятся по клеткам тела. Эти вещества обеспечивают рост, развитие клеток, их дыхание, размножение и функциональную работу органов

 Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть). (РегУД)

2 ЭТАП  создание проблемной ситуации

               

Деятельность учителя

Учитель предлагает  историю экспериментов  Н.И.Лунина  с кормлением  разной  пищей  мышей. Почему  во  второй  группе  погибли  мыши? Какие  вещества  не  содержала  пища  мышей  второй  группы? Вот  на  этот  вопрос  нам  и предстоит  ответить

        

Деятельность обучающихся

Обучающиеся  пытаются  выдвинуть гипотезу и ее  обосновать (ЛогУД).

3 ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Деятельность учителя

Внимательно  посмотрите  на  тему  урока, записи  на  доске  и выделите  основные  понятия  урока.

Сформулируйте  цель  урока.

Деятельность обучающихся

Витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

Знать основные группы витаминов и продукты, в которых  они  содержатся. Характеризовать  роль  витаминов  в  организме. (РегУД).

4 ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя.

  • Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
  • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Авторы  учебника  «забыли»  разбить  текст  на  пункты. Выполните  эту  работу, т.е. составьте  план.

Деятельность обучающихся

Работа в парах (КомУД).

Составление плана (РегУД).

5 ЭТАП "Открытие" нового знания.

Основные задачи учителя: 

  • Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
  • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
  • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
  • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
  • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
  • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Прежде  чем  мы  проведем  исследование, подготовимся  к нему. Давайте  выработаем  алгоритм изучения  каждой  группы  витаминов.

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм:

  • Название  витамина
  • Роль  в организме
  • Авитаминоз
  • Продукты, в которых  содержится витамин

Деятельность обучающихся

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. (КомУД).

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы. (ЛогУД).

Рассказывают  о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Заполнение таблицы по витаминам(по составленному алгоритму)

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

1.Исследователи  свои  знаний презентуют, распространяют.

Используя учебник, дополнительную  информацию, поясните  основные  понятия  урока:

  • витамины, как  они обозначаются?
  • авитаминоз.

2.По  алгоритму  презентовать  витамины:

  • А                        
  • Е
  • Группа  В
  • С
  • Д
  • РР
  • К

Деятельность обучающихся

Приложение 1 «Витамины»

 Использовать- Приложение 4

Витамины - органические  вещества, необходимые  для   регуляции  обмена  веществ  и нормального  течения  процессов  жизнедеятельности  организма.

Авитаминоз – недостаток  витаминов.

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

 

 Используя свои новые знания, выполните  следующие  задания:

1. Составьте  кластер  «Витамины».

2.Решите задачи. О каких витаминах идет речь в задачах?

3. Проанализируйте  текст

Учитель предлагает проанализировать следующий эпизод из книги Ю.Никулина “Почти серьезно”. Он произошел с автором во время блокады Ленинграда. “Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться”.

Как оцените свою работу? Выставление оценок.

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

В пище  мышей  второй группы  не  содержались  витамины

Приложение 2«Кластер»

Приложение3 «Авитаминоз» 

Ответ: у бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем жире этот витамин присутствовал. Витамин А – жирорастворимый витамин, и он особенно легко усваивается вместе с жирной пищей

8 ЭТАП Домашнее задание

Изучить  текст на стр. 166-167,вопр.стр 168-169,профилактика  авитаминоза

 Приложение 1 «Витамины»

Группа витаминов

Суточная норма

В каких продуктах содержатся

Авитаминозы при недостатке витамина.

1. Витамины группы А

2. Витамины группы В

3. Витамины группы С

4. Витамины группы Д

5.Витамины группы Е

6.Витамины группы РР

7. Витамины группы К

Приложение 1 «Кластер»

212123_html_m5bd314dd

Приложение 3. «Авитаминоз»

Выберите одну из предложенных вам задач и решите ее письменно в тетради:

  1. Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходиться без свежих продуктов, овощей, часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили десны, отекало лицо, под кожей лопались сосуды. В команде Васко да Гама, открывшего в 15 веке морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от этой болезни погибло более 100 моряков из 160. Как называется эта болезнь и в чем причины этого заболевания?( ответ: вит.С, заболевание  цинга)
  2. При недостатке витамина В у больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Определите название этого авитаминоза, какие пищевые продукты вы бы посоветовали принимать таким больным?( ответ: забол. Бери-Бери. Употреблять: хлеб грубого помола, дрожжи, капуста, печень, молоко, шпинат)
  3.  Какой витамин может синтезироваться в организме человека под влиянием ультрафиолетовых лучей? Дайте описание симптомов болезни, возникающей при недостатке этого витамина.(вит.Д, заболевание рахит)

Приложение 4. « Классификация витаминов»

Классификация и краткая характеристика витаминов

Все витамины по растворимости делятся на две группы:

а) растворимые в воде, но не растворимые в жирах - водорастворимые витамины;

б) растворимые в жирах, но не растворимые в воде -жирорастворимые витамины.

Так как химическое строение многих витаминов в свое время было известно, их стали обозначать буквами латинского алфавит; В,С,Д,Е,К и т.д.

В настоящее время открыто более 30 видов витаминов. Вита» активны в очень малых количествах. Суточная потребность выражена в миллиграммах или в их тысячных долях – микрограммах. Витамины не являются пластическим материалом или источи энергии, не синтезируются в организме и поэтому должны поступать готовом виде в основном с пищей.

Водорастворимые витамины

Витамин С (аскорбиновая кислота) влияет на обмен вещ( окислительно-восстановительные процессы, на функции централ; нервной системы. Недостаток витамина С снижает сопротивляемость организма к различным заболеваниям (в том числе, инфекционными заболеваниями). Суточная норма- 70-100 мг. Болт его количество содержится в красном перце, луке, чесноке, шиповнике, цитрусовых, черной смородине, зелени петрушки, укропа.

Витамин Р (биофлавоноиды) снижает проницаем< кровеносных сосудов и артериальное давление при гипертонической болезни. Содержится в тех же продуктах, что и витамин С. Суточная норма - 25-30 мг.

Витамин В1 (тиамин) - при его недостатке отмечается расстройство нервной системы; при отсутствии его возникает бол< «бери-бери», которая начинается с потери веса, слабости в но бессонницы, утраты аппетита, парализуются нижние конечное развивается мышечная атрофия. Суточная потребность в витамин в среднем - 1,1-2,1 мг в сутки.

Витамин В2 (рибофлавин) влияет на рост, зрение, участвует в обменных процессах. Суточная потребность -1,3-2,4 мг. Содержится во фруктах, овощах, хлебе, дрожжах, молоке, мясе, рыбе, гречневой крупе.

Витамин РР (никотиновая кислота или противопеллагрический витамин) участвует в обмене веществ. Недостаток витамина вызывает раздражительность, слабость, повышенную утомляемость. При отсутствии этого витамина возникает болезнь пеллагра (шершавая кожа). Распространено заболевание в тропических и субтропических поясах Европы и Америки. Суточная норма - 14-28 мг. Этот витамин может синтезироваться в организме человека из аминокислоты триптофан.

Витамин В6 (пиридоксин) - при его недостатке отмечается раздражительность, заторможенность, изменение состояния кожи, сосудов. Иногда появляются трещины губ и язвочки в уголках рта. Суточная норма потребления -1,8-2 мг в сутки. Наибольшее количество витамина В6 содержится в печени и дрожжах.

Витамин В9 (фолиевая кислота) принимает участие в обмене веществ, кроветворении, при его недостатке может развиться малокровие. Суточная норма потребления - 0,2 мг. Содержится в зеленом луке, листьях салата, шпината, петрушки.

Витамин В12 (цианкобаламин) влияет на кроветворение в костном мозге, участвует в образовании нуклеиновых кислот. При недостатке В! у людей может развиваться злокачественное малокровие. Суточная норма потребления - 0,003 мг. Содержится этот витамин в яйцах, молоке, мясе, печени.

Витамин В (пангамовая килота) влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы и окислительно-восстановительные процессы в организме человека. Суточная потребность - 2 мг. Содержится в печени, рисовых отрубях, дрожжах.

Жирорастворимые витамины

Витамин А (ретинол) обеспечивает нормальное зрение, влияет на обмен белков, на процессы роста организма, развитие скелета; оздоравливает кожу и слизистые оболочки; повышает сопротивление организма к заболеваниям. При недостатке его слабеет зрение, выпадают волосы, замедляется рост. Содержится витамин А в рыбьем жире, печени, молоке, мясе, яйцах, в растительных продуктах, имеющих желтый или оранжевый цвет: тыкве, моркови, красном или болгарском перце, помидорах. Существует еще провитамин витамина А - каротин, который в организме человека в присутствии жира превращается в витамин А. Суточная норма потребления - от 1,5 до 2,5 мг.

Витамин Д (кальциферол) синтезируется из провитамина под влиянием ультрафиолетовых лучей. Принимает участие в формировании костной ткани, стимулирует рост. При недостатке витамина Д у детей развивается рахит, а у взрослых происходят серьезные изменения в костной ткани. Содержится витамин Д в рыбе, сливочном масле, молоке, яйцах, говяжьей печени. Суточная потребность в этом витамине-0,0025 мг.

Витамин Е (токоферол) влияет на процессы размножения, открыт в 1922 году. Его название произошло от греческих «токос» «потомство» и «ферос» - «несу». Недостаток витамина Е приводит бесплодию и нарушению полового цикла. Он обеспечивает нормальную беременность и правильное развитие плода. При недостатке витамина Е в организме наступают дистрофически изменения мышечной ткани. Много его в растительных маслах и злака: Суточная потребность - от 2 до 6 мг. При лечении доза может повышаться до 20-30 мг.

Витамин К (филлохинон) влияет на свертываемость кров) Содержится в продуктах в виде филлохинона (К) и менахинона (К Витамин К стимулирует в печени образование протромбин Содержится в зеленых листьях шпината, крапивы. Синтезируется кишечнике человека. Суточная потребность - 2 мг.

В4 (холин) - витаминоподобное вещество, участвует в обмене белков и жиров в организме человека. Недостаток или отсутствие холи вызывает поражение почек, печени. Содержится в зерне, молоке, яйце, мясе, печени. Суточная норма потребления его - 500-1000 мг.

Витамин Р - витаминоподобное вещество (линолева линоленовая, арахидоновая жирные кислоты), участвует в жировок холестриновом обмене веществ. Содержится в растительном масле, свином сале. Суточная норма потребления - 5-8 г.

Витамин V оказывает влияние на функцию пищеварительных желез, ускоряет процессы заживления язв желудка. Содержится в ее свежей капусты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витамины. 10 класс.

Много дополнительного материала, информацию можно использовать нв классном часе...

значеие витамина А на организм человека

Значение витамина "А" на здоровье человека.матреиал для 5-6 классов....

Презентация витамин "А"

Презентация создана, для наглядного материала по теме сообщения....

Качественное и количественное определение витамина С в продуктах и оценка обеспеченности рациона школьника и студента витамином С

Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете....

Презентация для учащихся 8 класса по предмету "Здоровье и безопасность жизнедеятельности" на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины»

Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины» Название ЭОР: Презентация ...

Витаминная сказка (к уроку "Витамины"

Главный источник витаминов – продукты. Но все ли они полезны?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с витаминной сказкой.«Витаминная азбука»В некотором царстве, в некото...

Современные витамины (материал к уроку "Витамины"

Приложение к презентацииТеперь вы знаете, что многие овощи и фрукты богаты витаминами. Но вот парадокс! Чтобы обеспечить себя только витаминами В и С, надо выпить 25 стаканов яблочного сока, съесть 1 ...