Урок биологии 9 класс «Звёздный час – Человек»
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Скворцова Татьяна Александровна

Урок разработан по сценарию телевизионной игры звёздный час, сопровождается презентацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Урок биологии 9 класс

«Звездный час – Человек»

Автор:

Скворцова Татьяна Александровна,

учитель биологии

Цель: обобщение и систематизация знаний при изучении курса биологии «Человек».

 Задачи:

Образовательные: создать условия для обобщения и закрепления учащимися знаний, полученных при изучении курса биологии «Человек».

Коррекционно-развивающие: развивать коммуникативные компетенции, умение работать в заданном темпе, способствовать формированию коллектива, развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Воспитательные: способствовать развитию положительной мотивации к изучению предмета через использование нестандартных форм организации деятельности учащихся.  

Оборудование: сигнальные карточки от 0-12 (приложение № 1), звёзды, индивидуальные карточки-задания на финал (приложение № 2), презентация, компьютер, колонки, кубики с буквами.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Форма урока: урок-игра.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Погружение в атмосферу игры.

У: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и подходит к концу учебный год, пора подвести итоги. Сегодня на мероприятии Вам предстоит вспомнить всё то, что мы изучали в течении года. Наше мероприятие мы проведём в форме игры «Звездный час». (слайд 2) Послушайте правила игры:

- игра состоит из трёх туров, финала и звёздного часа для победителя; (слайд 3)

- в игре участвуют 6 команд из 2-х учеников – игрок и его помощник, всего 12 учеников;

- за каждый верный ответ присваивается  1 балл;

- если и друг ответит правильно, то дается 1 звезда;

- для обдумывания ответа отводится определённое время;

- после каждого тура выбывает команда набравшая наименьшее количество баллов;

- если у команд баллы одинаковые учитывается количество набранных звезд;

- в финале игры участвуют 2 команды;

- звёздный час наступает для победителя – победитель произносит речь.

  1. Проведение игры.

           

1 тур. (слайд 4)

У: Ребята, посмотрите на экран. (слайд 5) На экране даны названия клеток, тканей, органов, систем органов человека. Послушайте внимательно описание  и определите, о чём  идёт речь. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. (Приложение № 1) Если правильного ответа нет, участник поднимает табличку с цифрой «0». Помощники делают то же самое, и если табличка с цифрой у помощника совпадает с ответом участника, то последний, получает звезду.

1 вопрос. Эти  органы   обеспечивают  движение человека в пространстве, движение отдельных частей его тела, речь, работу многих внутренних органов. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ «Мышцы». (слайд 6)

2 вопрос. (слайд 7) Этот вид соединительной ткани  обеспечивает все ткани и органы человека кислородом и питательными  веществами, а также удаляет углекислый газ и вредные вещества из них. Регулирует температуру тела и защищает организм от микробов. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ «Кровь». (слайд 8)

3 вопрос. (слайд 9) Эти парные  органы обеспечивают газообмен в организме. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ «Лёгкие». (слайд 10)

4 вопрос. (слайд 11) С помощью этих органов человек механически перерабатывает пищу до состояния густой кашицы. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ «Зубы». (слайд 12)

5 вопрос. (слайд 13) Внутренняя поверхность этого органа неровная. Она вся покрыта крошечными выростами. Внутри выростов проходят многочисленные капилляры, которые всасывают питательные вещества, образованные в этом органе и разносят по всему организму. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ «Кишечник». (слайд 14)

6 вопрос. (слайд 15) Этот орган входит в состав дыхательной системы, но главная его функция образование голоса. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ «Гортань». (слайд 16)

7 вопрос. (слайд 17) В этих парных органах происходит очищение крови от вредных веществ. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ «Почки». (слайд 18)

8 вопрос. (Слайд 19) Этот орган защищает организм человека от повреждения, перегрева и переохлаждения. Регулирует и поддерживает постоянную температуру тела и участвует в газообмене. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ «Кожа». (слайд 20)

9 вопрос. (слайд 21) Эта система органов регулирует работу всего организма. Вся сознательная деятельность человека связана с работой этой системы. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ «Нервная система». (слайд 22)

10 вопрос. (слайд 23)  Это самая крупная пищеварительная железа в организме человека. Она образует жидкость жёлтого цвета, которая играет важную роль в пищеварении. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ «Печень». (слайд 24)

11 вопрос. (слайд 25) Эти красные клетки крови округлой формы. В 1 мм³ крови этих клеток содержится от 4 млн. до 5 млн. В них содержится особое вещество гемоглобин, который легко присоединяет и отдаёт кислород. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ «Эритроциты». (слайд 26)

12 вопрос. (слайд 27) Этот орган образован соединительной тканью и определяет форму нашего тела и его размеры. Вместе с мышцами обеспечивает движение тела. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ «Скелет». (слайд 28)

После первого тура двое участников, набравшие наименьшее количество очков, покидают игру. Им вручаются утешительные призы. Если количество очков одинаковое, то проигравшего участника определяют по числу заработанных в процессе игры звезд.

2 тур. (Слайд 29)

У: Ребята, мы перешли с вами ко 2 туру. Я сейчас из ящика высыплю кубики (9 штук), на каждой грани кубиков расположены буквы. Из букв, расположенных на верхних гранях кубика, за одну минуту нужно составить самое длинное слово (существительное в именительном падеже, единственном числе). У каждого участника есть еще десятая дополнительная буква, любая буква, которая понадобится вам составить слово.
Участник, который составит самое длинное слово, получит поощрительный приз, а составивший самое короткое слово или имеющий меньше звезд выбывает из игры.

Кроме этого, другие участники-зрители, также могут за то же время составить из выпавших букв самое длинное слово. (У них нет дополнительной десятой буквы, как у участников игры). Участник-зритель, использовавший наибольшее количество букв, становится победителем и получает приз. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки называют составившие слова)

3 тур. (слайд 30)

У: ребята, в 3 туре вам предлагаются «Логические цепочки». вы должны определить, правильно ли дана последовательность. Если она правильная, участник игры поднимает табличку с цифрой «0», если неправильная, то две таблички с цифрами, которые нужно поменять местами. Помощник также определяет правильность последовательности.

1. (слайд 31) Основным органом кровеносной системы является сердце, которое перекачивает кровь по сосудам и обеспечивает постоянное кровообращение. Сердечный цикл состоит из трёх последовательных событий: сокращение желудочков, сокращение предсердий, расслабление сердца (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ: поменять таблички 1 и 2, сокращение предсердий, сокращение желудочков, расслабление сердца. (слайд 32)

2. (Слайд 33) Дыхательная система состоит из дыхательных путей лёгких.  Воздух  в лёгкие проходит в следующей последовательности: носоглотка, бронхи, трахея. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ: поменять таблички 2 и 3,  носоглотка, трахея, бронхи. (слайд 34)

 

3. (Слайд 35) Отделы кишечника располагаются в следующем порядке: толстый кишечник, тонкий кишечник, двенадцатипёрстная кишка. (Включается таймер нажатием на http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg. По истечении времени звенит звонок, игроки показывают карточки).

Правильный ответ:   поменять таблички 1 и 3, двенадцатипёрстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник (слайд 36)

4. (Слайд 37) Слои кожи располагаются  в следующей последовательности: мёртвые клетки, средний слой, подкожная жировая клетчатка.

Правильный ответ: правильная последовательность карточка 0.

Участник, ответивший на меньшее число вопросов или имеющий меньше звезд, покидает игру с утешительным призом.

Финал. (слайд 38)

У: Итак, мы подошли к финалу. Продолжают игру 2 участника и 2 помощника. За 30 сек им необходимо как можно больше определить третий лишний орган и объяснить почему. (приложение № 2)

Для игрока, набравшего наибольшее количество звёзд за правильные ответы, наступает звёздный час.

  1. Рефлексия деятельности.

Звёздный час. (слайд 39)

У: У победителя наступил звездный час. Дорогие участники, которые не дошли до своего звёздного часа, не унывайте! Я уверена, что он для каждого из вас наступит, только нужно верить в себя. Давайте дадим слово победителю.

Победитель произносит речь. Ему вручается главный приз.

Литература:

Программа по биологии специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, М: «Владос», 2010

И.В. Романов, И.Б. Агафонова, Биология 9 класс, М: «Дрофа», 2008.

Приложение № 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0

,

Приложение № 2

  1. Сердце, почки, мочеточники. Лишний орган _______________, потому что он относится к ___________________ системе, остальные к ____________________.
  2. Бронхи, печень, лёгкие. Лишний орган _______________, потому что он относится к ___________________ системе, остальные к ____________________.
  3. Головной мозг, нервы, кишечник. Лишний орган _______________, потому что он относится к ___________________ системе, остальные к ____________________.
  4. Череп, спинной мозг, позвоночник. Лишний орган _______________, потому что он относится к ___________________ системе, остальные к ____________________.
  5. Желудок, пищевод, трахея. Лишний орган _______________, потому что он относится к ___________________ системе, остальные к ____________________.

Инструкция по управлению презентацией.

Слайд 1 – титульный. Переход на следующий слайд осуществляется щелчком ЛКМ по слайду.

Слайд 2 – Тема урока. Переход на следующий слайд   осуществляется щелчком ЛКМ по гиперссылке http://stranamasterov.ru/img/i2011/12/20/zv.jpg.  

Слайд 3 – Содержание игры. Переход на «Туры», «Финал» и «Звёздный час» осуществляется щелчком ЛКМ по гиперссылкам http://vneklasa.com/kartinki/kartinki_11/disco_1_hc.gif , http://vneklasa.com/kartinki/kartinki_11/disco_2_hc.gif , http://vneklasa.com/kartinki/kartinki_11/disco_3_hc.gif , http://vneklasa.com/kartinki/kartinki_11/disco_question_hc.gif , http://vneklasa.com/kartinki/kartinki_11/disco_colored_lights_hc.gif . Выход из презентации осуществляется щелчком ЛКМ по гиперссылке http://stranamasterov.ru/img/i2011/12/20/zv.jpg.

На остальных слайдах переход на следующий слайд и возврат на слайд 3 осуществляется нажатием ЛКМ по гиперссылке http://stranamasterov.ru/img/i2011/12/20/zv.jpg.

На слайдах 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 38 на изображение http://www.permmag.ru/illustrations/news/news_202_1332270552.jpg установлен триггер для включения отсчёта времени, по истечении определённого времени звенит звонок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"...

урок 8 класс "Климат и человек"

Тип урока: комбинированный.Цели и задачи урока: определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения ...

Конспект урока биологии "Строение органов дыхания человека"

Цель урока: сформировать знания учащихся о дыхании как жизненно необходимом процессе; установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания; познакомить с особенностями газообмена в лёгких и тканя...

Интегрированный урок биология + английский язык «Взаимоотношения человека и природы»

Естественно-научное направление: интгрированный урок биологии и английского языка.Класс 10"В" - химико-биологический профиль. Программа среднего (полного) образования по биологии (профиьный урове...

Урок 9 класс. Конституционные права человека.

изучить  конституционные права  гражданина России;  развитие навыков работы с законодательными актами ,умение доказательно излагать мысли,.формирование  правовой культуры;воспитани...

Презентация к уроку биологии на тему "Положение человека в системе органического мира". 11 класс

Данная презентация применяется при проведении урока биологии в 11 классе по линии учебников под редакцией Каменского, Криксунова, Пасечника....

Презентация к уроку биологии "Методы исследования генетики человека"

Презентация к уроку биологии "Методы исследования генетики человека"...