Технологическая карта для самостоятельного изучения темы "Надкласс Рыбы"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Технологическая карта предназначена для самостоятельного изучения учащимися 7 - х классов темы "Надкласс Рыбы" и содержит задания по особенностям внешнего и внутреннего строения, размножения, многообразия и охраны рыб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_dlya_izucheniya_temy_ryby.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта для изучения темы «Надкласс Рыбы»

  1. Используя интернет – ресурсы,  текст параграфа 30, познавательный фильм  (https://www.youtube.com/watch?v=ErgSJv8gnOg ),    заполнить таблицу:

Таблица

«Приспособления  во внешнем и внутреннем строении рыб в связи с водным образом жизни»

Факторы водной среды

Черты приспособленности

Биологическое значение

1.Большая плотность воды

2.Прозрачность

3.Способность растворять различные вещества, малое содержание кислорода

4.Текучесть

1.Обтекаемая форма тела

2.Слизь

3.Чешуя, их черепитчатое расположение

4.Боковая линия

5.Плавники

6.Жаберное дыхание

5.Высокое давление на больших глубинах

6.Сильное поглощение солнечных лучей (солевой режим, свойства грунта, течения и т.д.)

7.Форма тела  меняется от веретенообразной у неглубоковидных видов к лентовидной у глубоководных и дисковой у донных

8.Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза, это рыбы красного, фиолетово – черного, черного цвета  или  не окрашенные вовсе

  1. Изучив  текст параграфа 31, выполните задания:

Таблица «Скелет рыбы»

Отделы тела

Отделы скелета

Кости, образующие скелет

Функции отделов

1.Голова

череп

2. Туловище

3.Хвост

Позвоночник

А) туловищный отдел

Б)  хвостовой отдел

4.Плавники

А) парные

Б)непарные

Скелет парных плавников:

А) пояса конечностей

 - плечевой

 - тазовый

Б)скелет парных  плавников

Скелет непарных плавников

А) основа для прикрепления

Б) скелет непарных плавников

  1. По параграфу 31 заполнить таблицу:

        Таблица «Особенности внутреннего строения рыб»

Системы внутренних органов

Особенности строения

значение

1.пищеварительная

2.дыхательная

3.кровеносная

4.нервная

5.выделительная

6.половая

  1. Выполнить терминологическую работу, определения выучить

Артериальная кровь, венозная кровь, артерии, вены, капилляры, пойкилотермные животные

  1. Тема «Размножение рыб»

Перерисовать схему и выполнить терминологическую работу

                 самка        икра

Рыбы                                наружное оплодотворение        зигота

        самец        сперматозоиды        зародыш

        личинка

        малек

        взрослая рыба

терминологическая работа: нерест, яичники, семенники, проходные рыбы

ответить на вопрос: Какое биологическое значение имеет откладывание большого количества икринок.

  1. Тема: Многообразие рыб

 Изучив параграф 33, выполните задания: 1.Перерисовать схему и заполнить  таблицу.

        Надкласс Рыбы

        Класс Хрящевые рыбы                                                            Класс Костные рыбы

Отряд Акулы                  Отряд Скаты        Подклассы

                                                                      Лучеперые

                                                                                           Костно - хрящевые

            Двоякодышащие

                                                                                                                         Кистеперые

Заполнить таблицу: Систематические группы рыб

Систематические группы рыб

Признаки  группы

Представители

  1. Тема: Хозяйственное значение и охрана рыб

Изучив параграф 34, используя интернет – ресурсы, выполните задания:

Задание: 1. начертите схему «Значение рыб»

        2. Заполните таблицу: Причины снижения численности рыб и меры охраны

Причины снижения численности рыб

Меры охраны, предусмотренные законом

  1. Загрязнение водоемов

  1. Строительство ГЭС, плотин, преграждающих доступ проходным рыбам к местам нереста

  1. Перевылов рыбы,  влияющий на нормальное ежегодное восстановление численности; браконьерство

  1. Обмеление рек

  1. Решите биологические задачи:
  1. Опытные  рыбаки знают, что плеск весел, стук по борту лодки отпугивает многих рыб, но громкий разговор на берегу рыб не беспокоит. Если поставить на столик с аквариумом будильник, то при его звоне рыбки забеспокоятся. Если  будет звенеть подвешенный в воздухе  будильник, рыбки не будут беспокоиться. Объясните эти явления.
  2. Объясните с научной точки зрения, почему из 9 млн икринок, выметываемых во время нереста одной самкой трески, только 2 – 3 рыбы вырастают до взрослого  состояния.
  3. Энергетики сильно  обеспокоены зарастанием водной растительностью прудов – охладителей при тепловых электростанциях, поскольку вода в таких прудах застаивается и нарушается охлаждение. С этой проблемой они обратились к биологам, которые порекомендовали разводить в прудах рыб. Каких рыб посоветовали  разводить биологи?

Технологическая карта  предназначена для самостоятельной работы учащихся 7 – х классов во время актированных дней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР.

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества.  Химическая связь» на основе ЭОР....

Технологическая карта проведения самостоятельной деятельности с детьми подготовительной группы ДОУ по познавательно-речевому развитию

Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук.Коррекционно-образовательная задача-- формирование познавательной активности  и творческого воображения детей.Коррекционно-развивающие зада...

Методическое пособие Технологические карты для самостоятельных работ по штукатурно – малярному делу 5 класс

Методическое пособиеТехнологические карты для самостоятельных работ по штукатурно – малярному делу5 класс...

Методическое пособие. Технологические карты для самостоятельных работ по штукатурно – малярному делу. 9 класс

9 классI четверть РАЗДЕЛ.Оштукатуривание колонн, углов, ниш. Оштукатуривание цоколя, оконных и дверных проёмов.Объекты работы. Отделка простейших прямоугольных, квадратных, круглых колонн, столбо...

Технологическая карта урока "Самостоятельные и служебные части речи"

Технологичекая карта соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока: "Самостоятельная работа по теме ТХС"

Дидактические цели: Повторить и систематизировать пройденный материал по теме «Теория химического строения».Целеполагание от ученикаЛичностные цели:  осмыслить цели образования; ...

Технологические карты для самостоятельных работ по штукатурно – малярному делу 5 класс

Данные технологические карты разработаны для выполнения самостоятельных работ по предмету "технолгия" - "Штукатурно-малярное дело"...