Технологическая карта урока "Самостоятельные и служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ершова Тамара Андреевна

Технологичекая карта соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Ершова Тамара Андреевна

Класс: 5 «Г»

Дата: 29.01.

Предмет: русский язык

Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в теме; урок объяснения нового материала

Цель урока: углубление знаний учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определение границы знания и «незнания» у пятиклассников; совершенствование умений определять части речи, их морфологические признаки

Задачи урока:

образовательные: углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи; формировать знания о служебных частях речи; формировать умения опознавать, различать служебные части речи от самостоятельных частей речи; формировать представление о языке как единой целостной системе;

развивающие: развивать умение определять и использовать в письменной речи морфологические средства выразительности; развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы;

воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову; воспитывать коммуникативные способности учащихся;

деятельностные: формировать умения определять части речи и находить их морфологические признаки, различать самостоятельные и служебные части речи.

Планируемые результаты:

Предметные: знать вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, глаголы; определение имени существительного, прилагательного, глагола; уметь определять части речи и их морфологические признаки.

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива; приобретение умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т.д.)

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

-включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать планирование учебной деятельности на уроке;

Вступительное слово:

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты

- Добрый день! – тебе сказали,

- Добрый день! – ответил ты.

Организация диалога:

- Ребята, из чего состоит наша речь? (из слов)

- Одинаковые или разные значения имеют слова?

Эмоциональное вхождение в урок, диалог

Фронтальная

Вступительное слово.

Задает вопросы

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Презентация (1 слайд)

1. Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость.

2. Думаешь, поешь, дремлешь, читаешь, видишь.

3. Интересный, чудесный, новый, прелестный.

Диалог:

- Что вы заметили в строках? (Слова распределены по частям речи) Обоснуйте ответ.

- Кто увидел спрятанную здесь строчку из известного всем стихотворения? Кто автор этих строк?

Решение учебных задач: наблюдение,

классификация, анализ;

Фронтальная, индивидуальная

- Давайте посмотрим на экран (презентация)

Организует диалог, создает проблемную ситуацию

Отвечают на вопросы.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Выявление места и причины затруднения

выявление учащимися места и причины

затруднения, обсуждение затруднений; проговаривание цели, темы урока.

- Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «Части речи». Запишем тему урока.

- Давайте обозначим цели урока.

- Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?

- Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность к той или иной части речи. (задаём вопрос, выясняем грамматическое значение части речи)

Выполнение упр.71

- Давайте выразительно прочитаем стихотворение О.Высотской «Весёлая грамматика» (упр.74)

- Какие части речи вы не назвали?

Проблемный, поисковый;

Фронтальная, индивидуальная

Организует беседу.

Запись темы, постановка целей урока.

Предлагает выполнить упражнение 74 (устно)

Определяют тему урока, формулируют цели. Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Слушают, рассматривают учебные пособия.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз, пальцев, несколько физических упражнений (встать, сесть, потянуться, улыбнуться друг другу)

Групповая

Предлагает несложные упражнения для динамической паузы

Выполняют упражнения

Построение проекта выхода из затруднения

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его

применять, как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач

такого класса или типа вообще

- Как отличить самостоятельные части речи от служебных?

 - Какой алгоритм можно использовать?

Составление  алгоритма (вопрос, значение, морфологические признаки) определения частей речи

- Какие признаки частей речи мы выделяем?

Подводящий диалог; проблемный диалог

 

фронтальная

Организует диалог. Предлагает составить алгоритм определения части речи

Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы

Реализация построения проекта

реализация построенного проекта: обсуждаются

различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант,

который фиксируется в языке вербально и знаково.

Составляется таблица в группах. Примеры берем из стихотворения, с которым работали в начале урока. (Слайд 2)

Часть речи

Вопрос

Значение

Пример

Самостоятельные части речи

Существит.

Кто? Что?

Предмет

День, ниточки…

Прилаг.

Какой? Чей?

Признак предмета

Смешной…

Глагол

Что делать?

Действие предмета

Пришел и т.д.

и т.д.

Служебные части речи

Составление таблицы

Групповая

Предлагает объединиться в группы для составления таблицы по алгоритму.

Организует представление группами составленных таблиц.  Сравнивает с эталоном

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

проговаривание нового знания

- Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное) и служебные (предлог, союз, частица). Самостоятельные части речи в предложении являются членами предложения, а служебные служат для связи слов в словосочетании и предложении.

Части речи изучает раздел языкознания, который называется «Морфология».(слайд 3)

Игра «Снежки». Учитель берет мячик-снежок и бросает его ученикам, называя при этом слово. Ученик должен определить часть речи и бросить мяч учителю. (Слова: путь, прекрасный, несется, далеко, кто-то, я, холодно, малышка, бег, бежать, белый, белила, под, ни-ни, красиво, можно)

Диалог

Игра

Фронтальная

Предлагает проговорить изученный материал. Организует игровую деятельность.

Обобщают полученные знания. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Определение степени усвоения материала каждым обучающимся самостоятельно

На доске тест.

Учащиеся должны разделить все слова текста на два столбца: на самостоятельные и служебные части речи.(слайд 4)

Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать – и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно  сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться. ( А.С. Пушкин)

Тренировочное упражнение

Индивидуальная

Организует самостоятельную работу обучающихся.

Самостоятельно выполняют задания нового типа,

осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном,

выявляют и корректируют возможные ошибки,

определяют способы действий, которые вызывают  у них затруднения и им предстоит их решить.

Включение в систему знаний и повторение

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Определить, к какой части речи относится слова, опираясь на разработанные в ходе урока алгоритм и таблицу.

Ответить на вопросы:

- Получилось ли справиться с данным задание?

- Какие сложности возникли?

- Что необходимо сделать, чтобы избежать затруднений?

- Оцените свою работу и партнера.

Диалог

Парная

Предлагает работу в парах. Организует рефлексию совместной деятельности, а также собственной.

Один обучающийся называет слово, другой по алгоритму должен определить часть речи, потом ребята меняются ролями. Делают вывод о самостоятельной деятельности и деятельности друг друга.

Рефлексия учебной деятельности

осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

 

Диалог

Фронтальная  

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Дают ответы на вопросы.

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Данный урок содействует реализации новых ФГОС, так как

- учитель продумал цели урока как результат ученика,

- организовал работу по мотивации обучающихся.

Ученики самостоятельно поставили цель урока как собственную учебную задачу, спроектировали средства достижения поставленных целей, оценили результаты своей работы.

Структура урока была выстроена с позиции системно-деятельностного подхода: учитель создал проблемную ситуацию, ученики приняли данную ситуацию и выявили проблему. Учитель управлял поисковой деятельностью, тем самым, направляя учеников к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации.

Ресурсы, оборудование и материалы

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем. Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник 5 класса Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://www.uroki.net, http://akademicus.narod.ru//vibor-rus.html, http://www.integru.ru

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

ИКТ, технология проблемного обучения, технология здоровьесбережения; интерактивные методы обучения, проблемные методы; диалог, тренировочное упражнение, составление алгоритма и таблицы, игра.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Дополнительная необходимая информация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".

Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока "Служебные части речи"

Представлен урок по ФГОС в системе уроков русского языка по различению знаменательных и служебных частей речи для 5-го класса...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Служебные части речи. Междометия»

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе                                        ...

Технологическая карта урока "Наречие как часть речи" в ZOOM

Разработан урок для проведения в дистанционном режиме...