«Биотические факторы среды»
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Ядров Денис Сергеевич

Цели и задачи: формирование знаний о проявлении биотических факторов среды

раскрыть сущность позитивных отношений; сформировать умения различать проявления разных форм симбиозов; показать, как взаимоотношения организмов обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.

 

Оборудование: таблицы по общей биологии иллюстрирующие типы межвидовых отношений. Таблицы по курсам «Грибы», «Растения», «Бактерии», «Животные». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx96.75 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока на тему: «Биотические факторы среды».Работу выполнила учитель биологии МБОУ СОШ № 15 , Ускова Е. А.

Цели и задачи: формирование знаний о проявлении биотических факторов среды

раскрыть сущность позитивных отношений; сформировать умения различать проявления разных форм симбиозов; показать, как взаимоотношения организмов обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.

Оборудование: таблицы по общей биологии иллюстрирующие типы межвидовых отношений. Таблицы по курсам «Грибы», «Растения», «Бактерии», «Животные».

Опорные точки

Биологическое разнообразие, генетическое разнообразие, видовое разнообразие,  разнообразие экосистем, взаимоотношения между организмами (внутривидовые, межвидовые), позитивные, негативные, нейтральные

                                                                 

                                                                     Ход урока.

Проверка домашнего задания   (10 минут).

   

1. Какую роль играет управление длинны светового дня для тепличного хозяйства. Почему на птицефабриках применяют дополнительное искусственное освещение.

2. Начало листопада у многих растений связано с длинной светового дня.  

   3.Приведите примеры видов, которые по отношению к одному фактору ведут себя как эврибионтные, а по отношению к другому – стенобионтные.

4.Как вы думаете с участием каких физиологических механизмов фотопериод может влиять на поведение и размножение млекопитающих.

  1. Биологические часы, использование знаний о фотопериоде для практических целей.

                                                     

                                                       Изучение нового материала.

Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют  определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию.

1. Каждый организм живет в окружении множества других организмов, вступая с ними в самые разнообразные взаимоотношения, как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями, но в конечном итоге не может существовать без этого окружения, так как связи с другими организмами это необходимое условие для питания, размножения, борьбы с неблагоприятными условиями.

Те воздействия, которые оказывают друг на друга живые организмы, называются биотическими факторами. Их можно разделить на две группы: внутривидовые и межвидовые. К внутривидовым биотическим факторам относятся: особенности поведения, продолжительность жизни, возрастной и половой состав, плотность населения, внутривидовая конкуренция. На этом уроке мы с вами познакомимся с типами межвидовых отношений в природе. Которые можно подразделить на полезные, вредные и нейтральные.

(РАБОТА УЧАЩИХСЯ)

 Отношения типа «хищник – жертва».  Хищничество. Данный вид отношений обозначается в экологии «+/_» это прямые связи, которые для одного из партнеров – отрицательны, а для другого положительны.   Хищники – животные питающиеся другими животными, для них характерно специальное охотничье поведение: типичное собирательство (насекомоядные, птицы); типичное хищничество (кошачьи млекопитающие); а так же много переходных типов охотничьего поведения.  Поскольку хищничество связано с активным поиском сопротивляющейся добычи, это приводит к разнообразию экологических адаптаций как у хищника, так и у жертвы. Хищник – развитие органов чувств, быстроты реакций, выносливость и тд.  Жертва – покровительственная окраска, скорость бег, а быстроты реакций, выносливость и т. д.   Таким образом, данный вид связи направляет ход эволюции взаимодействующих видов.

таблица Различные приспособления животных - хищников для поимки и удержания жертвы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биотические факторы среды 11 класс

Презентация по биологии 11 класс Экология. Тема: Биотические факторы среды....

урок "Биотические факторы среды. Биотические отношения"

урок можно провести в 11 классе с помощью учащихся, которые самостоятельно готовят презентации с объяснением нового материала...

Биотические факторы среды урок в 11классе общеобразовательной школы

Урок изучения нового материала.Тест для проверки знаний. Материал для самостоятельной работы.йц...

строение клетки,биотические факторы среды”.

Биологический диктант на тему "Строение клетки" Биотические факторы среды” 9 класс....

сценарий урока 6 класс. "Взаимодействие живых организмов в различных сообществах. Биотические факторы среды. "

Сценарий урока по УМК Сонина. Урок построен с использованием технологии КСО....

Презентация по биологии 5 класс "Биотические факторы среды"

Презентация по биологии 5 класс "Биотические факторы среды"...

Технологическая карта "Биотические факторы среды. Лабораторная работа №9 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в природном сообществе» Структура экосистем"

Технологические карты способствую спмостоятельному изучению материала. Могут использоваться в период дистанционногообучения...