«Загадка природы – витамины».
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

«Загадка  природы – витамины».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadka_prirody_-_vitaminy.docx36.16 КБ
Office presentation icon 8_vitam.ppt1016 КБ

Предварительный просмотр:

«Загадка  природы – витамины».

Цели урока:

Образовательная – создать условия для осознания и осмысления блока информации, для формирования прочных знаний, способствовать формированию представления о значении витаминов, их роли в сохранении здоровья человека.

Развивающая – создать условия для развития мышления: учить анализировать, выделять главное; речи, внимания, памяти.

Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему здоровью; организация правильного питания на основе приобретённых знаний; учить работать в группе, толерантности.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная,  парная, работа в группах.

Средства обучения:

Учебник 8 класс. Биология. Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. -М.:Дрофа, 2002г.

Таблицы учебные «Витамины».

Карточки-задания.

Натуральные фрукты и овощи

Ход урока

I. Организационный этап.

II.  Повторение пройденного материала.

1.        - Что такое обмен веществ?

Назовите все виды обмена веществ?(пластический и энергетический)

Что значит пластический обмен веществ?

Что значит энергетический обмен веществ?

Человек способен синтезировать органические вещества Б, Ж, У?

Каково значение режима питания для человека? (25% утром, 50% обед,  25% вечером)

Почему так говорят: «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу».

Учитель ребята посмотрите на слайд и скажите, пожалуйста, как вы думаете  перечисленные признаки  кому свойствены  ?

  Понижение иммунитета, о чём свидетельствуют частые простуды

Тяжёлое пробуждение по утрам и ощущение, что не выспались.

  Постоянная вялость, сонливость

Быстрая утомляемость

Рассеянность, плохая концентрация внимания, забывчивость

Раздражительность по любому поводу и без повода

Сухость и шелушение кожи, угри

Хрупкие ногти

-  -         Тусклые и безжизненные волосы

Определение темы урока

   Ребята, сегодня,  я вам предлагаю на уроке  стать юными докторами  и постараться дать рекомендации не только мне, но и другим людям, которые,  как и я, испытывают дискомфорт в зимний период времени . В течение всего урока мы с вами и будем работать, а в конце вернемся к нашей ситуации”.

. Учитель-На моём столе лежат муляжи,  гербарии, коллекции.

Как вы думаете, глядя на всё это? как бы вы сформулировали сегодняшнюю тему урока?  «Витамины».

Целеполагание

 А сейчас обратите внимание на тему урока «Загадка природы –? (Тема записана на доске).

В нашей теме стоит знак ? и чтобы выяснить, что мы будем изучать, я вам предлагаю историческую справку”

.«Проблемная ситуация»

В 1881г. русский учёный Н.И.Лунин провёл эксперимент. Он взял 2 группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по- разному: одних - натуральным молоком, других - искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причём в том же соотношении, что и в молоке.

  Вскоре мыши 2-ой группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил учёный, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь. Эти вещества и были  впоследствии названы витамины Учитель:  Так  в чем здесь  загадка природы, с чем это связано гибель мышей ?

Ребята отвечают :  С  ВИТАМИНАМИ

И так. Тема нашего  урока «Загадка природы - витамины»

Учитель: А чтобы мы смогли тоже подтвердить эти факты, и научно обосновать их,  как  вы считаете,   какие перед нами должны  стоять задачи?”

Для удобства предложенные задачи  записываются на отдельных листках и вывешиваются на доске.

Ученики формулируют учебные задачи:

Узнать, что такое витамины.

Изучить их классификацию.

Выяснить, в каких продуктах содержатся.

Объяснить, какие функции выполняют

Учитель фиксирует на доске предложенные действия.

Что мы должны знать по данной теме:

Знать понятия  «витамины», «авитаминоз»

Называть и характеризовать группы витаминов

узнать роль витаминов в организме

выяснить какие продукты являются основными поставщиками витаминов

как сохранить витамины при приготовлении пищи

Учитель: Ребята, как вы считаете, если мы все это изучим, то сможете ли вы тогда  объяснить состояние и симптомы, которые мы рассматривали выше и которые  наблюдаются иногда и у вас?

Учитель:  А что мы должны уметь по данной теме? Откуда мы будем добывать наши знания?

Работать с книгой, фиксировать информационный материал в форме таблицы, схемы,

Учитель:  Молодцы, ребята! Как вы считаете, а где вы сможете применить полученные на уроке  знания о витаминах ?

Для сохранения своего здоровья

Для составления правильного рациона питания

III.  Изучение новой темы. ,1. Что такое витамины.

Определение

  •  Витамины - это важная составляющая часть питания человека.
  • Витамины - это низкомолекулярные органические соединения, различной химической природы, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах.

Физ-пауза.

Гимнастика для глаз

Глазки влево, глазки - вправо

Вверх и вниз

По кругу, браво!

Учитель. Витамины – чудесные вещества. В настоящее время известно много витаминов. В большинстве случаев – это различные органические вещества. Для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов. Познакомимся с некоторыми из них, проведем анализ отдельных витаминов, их авитаминозов, гипо- и гипервитаминозов. Для этого проводим самостоятельную работу.

  • Учитель организует работу в группах
  • Работа с понятиями: авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз.
  • Авитаминоз – отсутствие витамина.
  • Гипервитаминоз – избыток витамина.
  • Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина.
  • Большое значение имеют жирорастворимые витамины:
  • А – для развития организма и нормального зрения;
  • Д – для формирования скелета (рахит);
  • К – для нормального свертывания крови.
  • Водорастворимые витамины:
  • С – усиливает сопротивляемость организма к инфекциям;
  • В1 – для нормальной деятельности нервной системы;
  • В2 – для тканевого дыхания;
  • В6 – для нормальной функции нервной системы, кожи, органов кроветворения;
  • В12 – для кроветворения;
  • РР - для нормальной нервно-психической деятельности.
  •  На экране таблица, заполненная правильно.
  • Значение витаминов для организма

Витамин

Источник

Сут потр мг

Авитаминоз

Гиповитаминоз

Гипервитаминоз

А

Печень, яйца,

морковь, сливочное масло,

1

“Куриная слепота”, замедление роста, нарушение слизистых и кожи

Нарушение слизистой и глаз

Головные боли, малокровие, изменение слизистых оболочек

В

Хлеб грубого помола, дрожжи, капуста, печень, молоко, шпинат, гречка, овощи, фрукты, геркулес

2-3

Болезнь “Бери-бери”, катаракта, нарушение слизистых глаз, ротовой полости, желудка, кишечника, малокровие

Нервные и сердечные недомогания, раздражительность, бессонница, трещинки в уголках рта, ухудшение зрения.

Аллергия

С

Овощи, фрукты, шиповник, черная смородина, клюква, капуста, лимон

50-100

Цинга

Подверженность инфекциям, кровоточивость десен,

Повреждение почек, поджелудочной железы.

Д

Рыбий жир, печень, яичный желток, образуется в организме при ультрафиолетовом излучении

2,5

Рахит

Нарушение кальциевого и фосфорного обмена, снижение иммунитета, замедление роста у детей.

Нарушение центральной нервной системы, вымывание кальция из костей, повышение содержания его в крови.

.  Как вы считаете, чтобы вырасти красивым, сильным, здоровым, что для этого необходимо соблюдать?

Ребята высказывают свое мнение:

(необходимо соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела,  заниматься гимнастикой и есть полезные продукты. Потребляемые нами продукты в целом, за некоторыми исключениями, удовлетворяют потребностям человека в витаминах. Если пища разнообразна и продукты правильно кулинарно обработаны,  организм получает вполне достаточное количество витаминов.)

Надо ежедневно есть всевозможные салаты, гарниры и вторые блюда из свеклы, капусты, тыквы, репы, лука, укропа и других овощей.

Учитель. Помня, что витамины разрушаются при длительной варке, необходимо соблюдать такую последовательность закладки продуктов: капуста квашенная варится 1-1,5 часа, свежая – 20-25 минут; морковь – 15-25 минут; картофель, нарезанный кубиками 12-15 минут. При варке овощей в открытой кастрюле теряется до 20% витаминов, а в закрытой – 3-5%. Проверка знаний.

Учитель -  У меня на столе находятся продукты, которые содержат в себе определенные витамины. Ваша задача, взять те продукты, которые соответствуют  витамину вашей группы  (совещание в группах и командиры подходят к столу и забирает продукты, соответствующие указанному витамину) (групповое задание)

1 группа-витамин…А

2 группа-витамины группы В(В1,В2,В12)

3 группа-витамин.. С и Д;

Какие заболевания возникают при их недостатке?

Проверка на экране:

Продукты

Витамины

  Заболевание

Апельсин

С

Свекла

В;С

Молоко

D;B

Яйцо

А(ж),D;A

Принимает участие в процессе образования костной ткани, предохраняет от рахита

Хлеб ржаной

В

Конфеты

-

Снижают действие витаминов!!!

Cыр(сметана)

D,B

Яблоко

С

Обеспечивает нормальный рост, способствует более быстрому заживлению ран, предохраняет от цинги.

Лимон

С

Морковь

А; С

Обеспечивает нормальный рост и зрение, предохраняет от куриной слепоты и шелушении кожи.

Сливочное масло

А

Горох

В

Обеспечивает нормальный жировой, белковый обмены, предохраняет от болезни бери-бери.

Картофель

В

 Творческая задача для 1 группы:

Когда исследователи, находящиеся в полярных областях, изучали пищу эскимосов, то установили, что эскимосы питаются в основном сырым мясом- тюленьим, рыбьим. Китовым, оленьим. Действительно, откуда им взять овощи, фрукты, сахар. Муку. Молоко, если большую часть их окружают снега и льды? Но, к удивлению. Эскимосы не болели цингой - тяжелой болезнью, которая возникает из-за недостатка в пище овощей и фруктов и которая когда-то угрожала всем путешественникам по Заполярью. Исследователи стали ближе изучать жизнь эскимосов и заметили, что самым ценным в туше зверя они считали внутренности. Почему?

Творческая задача для 2 группы:

С точки зрения биохимиков шизофреники и алкоголики являются близнецами. В экстремальных условиях у них появляются разительно схожие галлюцинации, имеющее аналогическое химическое происхождение. Врачи обнаружили, что сочетание нормальной диеты и многовитаминной терапии успешно помогает шизофреникам и столь же эффективно для алкоголиков. Доктор Хоккинс сообщил, что во время антиалкогольного лечения пациенты придерживались диеты, а также получали один грамм витамина В3, 1 грамм витамина С, 200 единиц витамина Е, все по 4 раза в день после еды, по 50 миллиграммов витамина В6 один раз в день. 71 % алкоголиков и шизофреников вылечились от своих заболеваний, хотя в прошлом они до 20 лет находились в своих клиниках. Почему?

Творческая задача для 3 группы:

В 1890 году на этот вечнозеленый тропический остров приехал голландский врач Эйкман. Но эта красота природы начала бледнеть для молодого доктора, когда он поближе узнал тяжелую жизнь местных жителей, впервые для себя столкнулся с новой странной болезнью, которую местные жители называли «бери-бери», что в переводе обозначает «ножные оковы». И в самом деле, начиналась болезнь с онемения ног, потом наступали судороги, возникали параличи. Болезнь не поддавалась лечению, происхождение ее оставалось неизвестным. Врач был в отчаянии, пока не помог ему счастливый случай. Эйкман заметил, что куры, находящиеся в курятнике, тоже страдают «бери-бери», как и люди. Вместе с тем куры, свободно разгуливавшие по двору, этой болезнью не страдали. И тех и других кур кормили очищенным рисом, но для обитателей курятника рис был единственной пищей, а свободно живущие птицы получали приправу в виде червячков, гусениц, зерен и тому подобное. Позднее Эйкман сам научился вызывать эту болезнь, кормя плиц только очищенным рисом, а так же лечить  заболевших, добавляя шелуху от риса но в чем все ж таки причина болезни, что за вещество ее вызывает, почему шелуха оказывает лечебное действие, узнать Эйкману не удалось. А как вы считаете, что это за вещество?

 Внимательно прочитайте 3 и 4 графы таблицы. Определите, о каких витаминах идет речь. В графе “Названия витамина” напишите их буквенные обозначения. (Таблица – для каждого ученика- индивид задание)

№ п/п

Название витамина

В каких продуктах содержится

Значение

1

2

3

4

1

 

В пивных дрожжах, ржаном хлебе, картофеле, горохе, свинине, баранине

Обеспечивает нормальный жировой, белковый обмены, предохраняет от болезни “Бери-бери”.

2

 

В рыбьем жире, печени

Принимает участие в процессе образования костной ткани, предохраняет от рахита.

3

 

В яйцах, сливочном масле, моркови, капусте, зеленом луке

Обеспечивает нормальный рост и зрение, предохраняет от “куриной слепоты” и шелушения кожи.

4

 

В шиповнике, черной смородине, хрене, укропе, красном перце

Обеспечивает нормальный рост, способствует более быстрому заживлению ран, предохраняет от цинги.

  • Проверка. На экране1-В,2-Д, 3-А, 4-С
  • Задание. Оценить себя. Сдать учителю работы

VI. Домашнее задание.

  • Изучить материалы таблицы и  учебника п. 35 с. 138-141., записи в тетради.
  • Творческое:
  • составить для родителей правила по профилактике гиповитаминоза, оформить для представления.
  • выработать совместно с родителями правила поведения во время авитаминоза в весенний период , оформить для представления.

VII. Рефлексия.

Скажите по предложению  о работе на уроке…

Освоил…

Научился…

Оценки за урок

Учитель:          

                И   здоровым  всегда  будешь!

                 Коль витамины не забудешь!

                                   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа  №5 города Новошахтинска Ростовской области.

Открытый урок по биологии

«Загадка  природы – витамины».

Подготовила

учитель  биологии

Чебаненко Елена Дмитриевна.

г. Новошахтинск 2015 г.

Самоанализ открытого урока по биологии в 8 классе.

«Загадка  природы – витамины».

Цели урока:

Образовательная – создать условия для осознания и осмысления блока информации, для формирования прочных знаний, способствовать формированию представления о значении витаминов, их роли в сохранении здоровья человека.

Развивающая – создать условия для развития мышления: учить анализировать, выделять главное; речи, внимания, памяти.

Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему здоровью; организация правильного питания на основе приобретённых знаний; учить работать в группе, толерантности.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная,  парная, работа в группах.

Средства обучения:

Учебник 8 класс. Биология. Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. -М.:Дрофа, 2002г.

Таблицы учебные «Витамины».

Карточки-задания.

Натуральные фрукты и овощи

Форма проведения урока: урок –практикум.

Исходя из поставленных задач, было отобрано содержание и структура урока. Содержание учебного материала соответствует программным требованиям и максимально приближено к возрастным особенностям учащихся.

Структура урока также направлена на реализацию поставленных целей.

При  проведении урока прослеживались  все основные этапы урока. Предложенная модель урока  позволяет учащимся с помощью  различных источников информации выявить значимость  витаминов для организма человека, способствовать формированию представления о значении витаминов, их роли в сохранении здоровья человека.

Урок представлен в едином формате в виде презентации.

При планировании урока большое внимание уделялось организации работы учащихся на уроке, предполагалась смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности.

Информационные ресурсы рассматриваются как средство, помогающее урок сделать наиболее продуктивным. На уроке все подчинено главной цели, используются и другие технологии, и виды работ: работа с  наглядными экспонатами, учебником, карточками.

 Разработанная презентация являлась  информационным фоном урока, сопровождающим его от начала и до конца.

Учащиеся, работая в группах, получали целостное представление о  истории открытия витаминов о их содержании в различнвых продуктах питания , о  причинах заболевания человека  в   прошлом и современном мире.

При изучении нового материала большая роль отводилась самостоятельной работе учащихся.

 Ребята, использовали дополнительную литературу , учебники, карты работают по инструктивной карточке в группах, анализировали и сравнивали, самостоятельно делали выводы, что позволяет активно развивать мышление учащихся.

Учебное занятие отличалось чёткой организацией, высоким уровнем самостоятельности и самоорганизации обучающихся, дифференциацией учебного процесса. Заполнение таблиц по итогам работы каждой группы позволяло значительно сократить время на уроке

После изучения нового материала следовала проверка усвоенного материала. Это позволило  проверить знания ребят, повысило у ребят интерес к уроку и  их самооценку.

 Домашнее задание носило частично-поисковый характер, что позволило учитывать возможности и интересы  ребят.

На уроке использовались и различные формы и методы работы: фронтальная работа, самостоятельная индивидуальная, групповая. Разнообразие методов объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового позволяет сделать урок насыщенным, интересным и продуктивным.

На протяжении всего урока использовались и разные виды обратной связи: самоконтроль, наблюдение за деятельностью учащихся, взаимоконтроль, что позволяет своевременно скорректировать ошибки и направить деятельность ребят в нужном направлении.

Таким образом, благодаря использованию разнообразных методов и форм работы, правильно подобранному содержанию учебного материала и структуре урока, задачи урока реализованы и цели достигнуты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме : «ВИТАМИНЫ» « Мал золотник, да дорог»

Слайд 2

Цель урока: Дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. Раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие о авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах. Развитие информационной культуры.

Слайд 3

План урока: 1.Что такое витамины. 2.История открытия витаминов. 3.Лабораторная работа «Количественный анализ содержания витамина С в различных продуктах» 4.Классификация витаминов. 5.Причины и последствия нарушения витаминного баланса в организме. 6.Основы фитотерапии. 7.Как сохранитиь витамины в пище.

Слайд 4

Знакомство с понятием «Витамины» «Органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, действующие в ничтожно малых количествах.

Слайд 5

История открытия витаминов Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И.Луниным и продолжено польским врачом и биохимиком К.Функом.

Слайд 6

Количественный анализ витамина С в различных продуктах Лабораторная работа. Налейте в пробирку исследуемой жидкости и добавьте воды 10 мл. Влейте немного крахмального клейстера . Далее по каплям добавляйте 5% р-р йода до появления устойчивого синего окрашивания, неисчезающего 10-15 секунд.

Слайд 7

Выводы по лабораторной работе: Содержание витамина С наибольшее в хвое ели, перце, укропе, черной смородине, плодах цитрусовых и шиповника. В консервированных соках витамина С больше, т.к. призводители намеренно повышают его содержание , чтобы увеличить срок их хранения.

Слайд 8

Классификация витаминов: а) Жирорастворимые Обозначение Название Основные источники А Ретинол Рыбий жир, печень,морковь Д Кальцеферол Рыбий жир, яичный желток,дрожжи. Е Токоферол Зародыши пшеницы, ржаная мука, зеленые овощи К Филлохинон Шпинат, капуста

Слайд 9

Источники витаминов б) водорастворимые Обозначение Название Основные источники Группы В Тиамин,рибофлавин,фолиевая к-та Мясные и молочные продукты,печень,зерновой хлеб,зеленые части овощей С Аскорбиновая к-та Цитрусовые, картофель,томаты

Слайд 10

Причины и последствия нарушения содержания витаминов в организме человека. Авитаминоз-недостаток витаминов в организме.

Слайд 11

Заболевания, вызванные недостатком витаминов. Заболевание Витамин А «Куриная слепота» Витамин В «Бери-бери» Витамин Д Рахит Витамин С Цинга Витамин РР Нарушение деятельности пищеварительной системы Недостаток витамина

Слайд 12

Недостаток витаминов Проявления Наименование витамина Стоматит В2, В6. Сухость кожи С, В6, А. Угри, фурункулы. В6, РР, А. Утомляемость, слабость С, В-1,2.12,А ,Е. Бессонница В6,РР. Светобоязнь А,В-2. Тошнота В1,В6

Слайд 13

Основы фитотерапии. С древнейших времен люди использовали дары природы . Существует целое направление медицины, именуемое фитотерапия.

Слайд 14

Как сохранить витамины в пище. Пища должна быть полноценной, содержать необходимый набор питательных веществ, в том числе и витаминов. Известно, что в процессе приготовления пищи витамины теряются ,а как сделать так чтобы содержание витаминов в приготовленном блюде осталось максимальным?

Слайд 15

Тест по теме «Витамины» 1.Необходимыми для жизни являются витамины. Жирорастворимые витамины – это: А) А и В; Б) В и Д; В) Д и Е; Г) С и А.

Слайд 16

№ 2 Первооткрывателем витаминов считают : А) Мечников; Б) Пирогов; В) Лунин; Г)Функ.

Слайд 17

№ 3 Недостаток какого витамина приводит к заболеванию рахит? А) А; Б) С; В)Д; Г) Е.

Слайд 18

№ 4. Рыбий жир богат витамином: А) А Б) Д В) С

Слайд 19

№ 5 Витамин С содержится: А) Капуста; Б) Мясо; В) Черная смородина;

Слайд 20

№ 6 В настоящее время известно всего витаминов: А) 10; Б) 80; В) 5;

Слайд 21

№ 7 Витамины это - вещества: А) Вещества органического происхождения; Б) Минеральные вещества; В) Белки;

Слайд 22

№ 8 Недостаток витаминов вызывает заболевание: А) Авитаминоз; Б) Гипервитаминоз;

Слайд 23

№ 9 Где дети чаще болеют рахитом: А) В северных странах; Б) В странах, расположенных ближе к экватору;

Слайд 24

№ 10 Недостаток витамина РР приводит к: А) Нарушению зрения; Б) Нарушению деятельности пищеварительной системы; В) Рахиту;

Слайд 25

Ключ к тесту: 1) В; 2) Г; 3) В; 4) Б; 5) А,Б; 6) Б; 7) А; 8) А; 9) А; 10) Б.

Слайд 26

Оценка урока «Шкала настроения.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витамины. 10 класс.

Много дополнительного материала, информацию можно использовать нв классном часе...

значеие витамина А на организм человека

Значение витамина "А" на здоровье человека.матреиал для 5-6 классов....

Презентация витамин "А"

Презентация создана, для наглядного материала по теме сообщения....

Качественное и количественное определение витамина С в продуктах и оценка обеспеченности рациона школьника и студента витамином С

Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете....

Презентация для учащихся 8 класса по предмету "Здоровье и безопасность жизнедеятельности" на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины»

Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины» Название ЭОР: Презентация ...

Витаминная сказка (к уроку "Витамины"

Главный источник витаминов – продукты. Но все ли они полезны?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с витаминной сказкой.«Витаминная азбука»В некотором царстве, в некото...

Современные витамины (материал к уроку "Витамины"

Приложение к презентацииТеперь вы знаете, что многие овощи и фрукты богаты витаминами. Но вот парадокс! Чтобы обеспечить себя только витаминами В и С, надо выпить 25 стаканов яблочного сока, съесть 1 ...