Разработка урока биологии "Хвойные растения", 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Мазяркина Елена Юрьевна

В данной разработке имеется план урока, презентация, Приложения к уроку. Данную разработку можно использовать при изучении темы "Голосеменные".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Хвойные растения. 5 класс.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвойных растений, их значением и многообразием.

Задачи:

- Выяснить какие растения относятся к голосеменным

- Рассмотреть многообразие хвойных, их значение.

- Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом.

- Вырабатывать навыки групповой работы

- Формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: гербарный материал, мультимедиа, экран, раздаточный материал: Приложение  (описание хвойных деревьев), презентация, дидактические карточки (повторение).

Планируемый результат:

Учащиеся должны знать:

Особенности строения хвойных растений

Строение хвои и шишек хвойных растений

Значение и многообразие хвойных в природе и жизни человека

Учащиеся должны уметь:

Различать виды хвойных растений

Называть характерные признаки хвойных растений.

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

2.Актуализация знаний

Выполнение заданий по теме «Покрытосеменные (цветковые) растения» – карточки, задания по презентации

3. Изучение нового материала

- слайды – определение темы урока, постановка цели урока.

- работа в группах (по 4 человека):

По плану составьте описание хвойного растения:

-Название

- Где произрастает

- Сколько лет живет

- Высота

- Хвоинки (количество в узле, сколько живут, цвет, форма)

- Форма шишек (количество в узле, размер, цвет, форма)

- Значение растения в природе и жизни человека

4. Физминутка

1. Сели прямо, руки на колени, глубоко вдохнули, выдохнули.

2. Посмотрели в правую сторону, затем в левую; еще раз: вправо, влево; вправо, влево.

3. Ребята, мы в лесу. Какой чистый воздух. Закрыли глаз, дыхание спокойное, ровное.

4.Открыли глаза. Встали. Не поворачивая головы, посмотрели вверх, вниз, вправо, влево; еще раз: вверх-вниз, вправо-влево. И еще: вверх-вниз, вправо-влево. Какие красавицы ели перед нами.

5.Потянулись, сорвали шишку, бросили ее в корзину, еще раз: потянулись, сорвали - в корзину и еще: потянулись, сорвали- в корзину.

6. Посмотрите, под елью, столько шишек! Присели, взяли шишку, положили в корзину, встали; снова присели, взяли шишку, положили в корзину, встали; и еще раз: присели, положили шишку в корзину, встали.

7.Хорошо в лесу! Сделали глубокий вдох, потянулись, выдохнули.

8.Сели, руки на колени, выпрямили спинки.

5. Отчет групп по плану

Обобщение:

1. Какие две группы растений существую в природе? (высшие, низшие, споровые, семенные)

2. Назовите растения, которые размножаются спорами, семенами.

3. Чем отличаются низшие растения от высших?

4. Чем семенные растения отличаются от споровых?

5. Чем покрытосеменные отличаются от голосеменных?

6. Назовите примеры хвойных растений.

6.Закрепление новой темы

- Задания по электронному приложению «Биология 5-6 классы» под редакцией В.В. Пасечника

- Отгадайте загадки

1.Есть у этой чудо - елки

Неколючие иголки.

Но в отличии от елки,

Опадают те иголки (Лиственница)

2.Высока, стройна, душиста,

В небо тянется она

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена (Сосна)

3.Ты растение кустарник,

Синь в осенней желтизне.

Дай мне ягодку, растенье,

Подари колючку мне (Можжевельник)

7.Домашнее задание:

Пар.17

Выписать в тетрадь примеры хвойных деревьев.

Принести к практической работе ветки и шишки ели и сосны

Сказка  (собственного сочинения), стихи, загадки, рисунки о хвойных растениях



Предварительный просмотр:

http://netnado.ru/laboratornaya-rabota--organi-cvetkovogo-rasteniya/26100_html_m76b91691.jpg 

Подпишите органы цветкового растения.

Какое значение имеет корень?

http://netnado.ru/laboratornaya-rabota--organi-cvetkovogo-rasteniya/26100_html_m76b91691.jpg

Подпишите органы цветкового растения.

Какое значение имеет стебель?

http://netnado.ru/laboratornaya-rabota--organi-cvetkovogo-rasteniya/26100_html_m76b91691.jpg

Подпишите органы цветкового растения.

Какое значение имеет цветок?

Найди ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, растут, питаются и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Растения растут только в первые годы жизни. 5. Все растения распространяются с помощью семян.

Найди ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, растут, питаются и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Наряду с растениями автотрофами, существуют гетеротрофы, это паразитические растения. 5. Все растения распространяются с помощью семян.

Найди ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, растут, питаются и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. В растениях могут откладываться в запас органические вещества. 5. Все растения распространяются с помощью семян.



Предварительный просмотр:

Сосна

Дерево сосна является  одной из ценнейших пород хвойных в нашей стране. Родина сосны Урал, Сибирь, Европа. Достигая 35-40 м в высоту, относится к деревьям первой величины. Окружность ствола достигает 1 м. Покрыт он красновато-бурой, с бороздками, отслаивающейся корой. У основания ствола кора намного толще той, которая расположена вверху. Такая «задумка» природы несет в себе защитную функцию, защищая дерево от перегрева и низового пожара. У сосен, которые растут в сомкнутых древостоях, ствол более стройный с ажурной кроной. Пока дерево молодое, крона имеет конусовидную форму. С возрастом она круглеет, становится более шире, а в старости приобретает плоскую или зонтиковидную форму.

Сосновая хвоя имеет сизо-зеленый цвет. Она достаточно плотная, часто торчащая, изогнутая, собранная в пучки по 2 иголки. Длина 4-7 см. Хвоинки заостренные, чуть сплюснутые, имеют тонкую продольную полосу. Живет хвоя 3 года. Осенью, чаще в сентябре, часть хвои опадает. Перед этим хвоинки приобретают желтый цвет, от чего крона выглядит пестрой.

Шишки расположены одиночно или по 2-3 штуки на опущенных вниз ножках. Незрелая шишка имеет коническую форму и темно-зеленый цвет. Иногда может присутствовать буроватый оттенок. Созревают сосновые шишки на второй год. Созревшие шишки становятся коричневого или бурого цвета. Длина составляет 3-6 см, ширина 2-3 см.

Сосна - хвойное дерево, которое своеобразно готовится к зимнему периоду. Ведь испарение при «минусовой» температуре губительно для растения, в то же время хвоя осталась на ветвях. Справляется с этим растение довольно просто: с наступлением холодов на иголки ложится тонкий слой воска, устьица закрываются, следовательно – прекращается дыхание.

Ель — это стройное дерево, которое может вырастать высотой до 35 метров. Первые 10 лет растёт очень медленно — по несколько см в год, потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет опять замедляется. Имеет пирамидальную (треугольную) крону с острой верхушкой. Ветви расположены густо по всему стволу. Его часто трудно увидеть за еловыми лапами.

У молодого дерева кора гладкая серо-бурого цвета, у старого кора становится серой и отслаивается тонкими пластинками. Хвоинки тёмно-зелёные и блестящие, острые и колючие. Иголки намного короче, чем у сосны, имеют длину до 3 см.

Они прочно держатся на ветвях 7-10 лет. Но в городских условиях при сильной задымленности воздуха продолжительность жизни хвои сильно сокращается: она опадает уже через 3 года.

Шишки овально-цилиндрические или продолговато-эллиптические, длиной 3-14 см, шириной 1,5-5 см. Семенные чешуи у молодых шишек удлиненно-овальные, зеленовато-коричневые.
У более зрелых шишек семенные чешуи значительно крупнее, их поверхность зеленовато- или светло-коричневая, в верхней части блестящая, у основания более темная, матовая. У основания каждой семенной чешуи лежат два семени, прикрытые пленчатым крылом.

Корневая система ели расположена близко к поверхности, поэтому сильный ветер может повалить дерево.

Ель — долгожительница, она живёт 250-300 лет.

Она растет по всему Северному полушарию. Её можно встретить в Северной Америке, Центральной и Северной Европе. Она повсеместно распространена в России: в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в степной зоне. Также растет в Китае и Японии.

Лиственница – хвойное дерево, красивое и очень распространенное в лесах Восточной и Западной Сибири, в Саянах, на Алтае и на Дальнем Востоке. Образует она обширные великолепные светлые леса. В довольно благоприятных условиях лиственница может вырастать в высоту более чем на 40 метров и достигать диаметра ствола до 1 метра и более.

Возраст дерева может достигать 400 – 600 лет. Отмечены и зарегистрированы представители и 800-летние.

Лиственница — это хвойное растение семейства сосновых. Самые разнообразные представители данного рода распространены в большей части северного полушария.

Лиственница — необычное хвойное дерево. Кроны лиственницы рыхлые (конусовидные у молодых), солнцем просвечиваемые. Они с возрастом приобретают яйцевидную и более округлую форму с тупой вершиной. В местах, где присутствуют постоянные ветра, крона флагообразная по форме или однобокая.

Лиственница быстрорастущее растение. Необычность его в том, что на зиму вся его хвоя опадает. Хвоинки мягкие и узколинейные, на ветке расположены пучками.  Шишки — яйцевидные и округлые.

У лиственницы шишки различаются на мужские (округлые или яйцевидные), желтоватые по цвету, и женские — зеленые или красно-розовые, которые выглядят очень красиво. Опыление происходит вместе с распусканием хвои или после этого: на юге длится с апреля по май, на севере — в июне. Созревание шишек происходит осенью в год цветения лиственницы. Они имеют продолговатую, немного округлую форму, длина их - до 3,5 см. Созревшие шишки лиственницы либо сразу раскрываются, либо это случается после перезимовки, ранней весной. Имеют они всего лишь по 3-4 семени.

Семена лиственницы мелкие, яйцевидной формы, с крылышками плотно прикреплёнными. Плоды у лиственницы появляются лишь с возраста примерно 15 лет.

Пихта — мощное растение. Диаметр ствола взрослого дерева 1,5-2 метра, высота — 80-100 метров, примерно с 30-этажный дом! Это самое высокое дерево в России. Его густая тёмно-зелёная крона растет от самого низа ствола, имеет форму конуса. Издали дерево похоже на огромную тёмно-зелёную пирамиду. Сначала дерево растёт очень медленно, а на 12-14 году жизни скорость роста увеличивается. Пихта — долгожитель. Она живет в среднем 300-400 лет, некоторые виды доживают до 600-700 лет.

Стержневой мощный корень уходит глубоко в землю. Ветру такое дерево повалить не под силу.

В утолщениях коры скапливается живица – «пихтовый бальзам». Ветки сибирской пихты тонкие, нижние опускаются до земли под тяжестью своего веса и снега. Хвоинки гладкие и плоские, достигают 3 см в длину, на ощупь мягкие и не колючие, с туповатым кончиком. На ветках располагаются в четком порядке поочередно (как на фото ниже). Как у всех представителей сосновых, игольчатая зелень пихты источает тонкий хвойный аромат. Срок жизни хвои – до 10 лет. Отмирая, иголочки оставляют на ветках рубцы.

 Шишки крупные, сидячие, овально-цилиндрические, длиной 7—12 см, шириной 3—4,5 см; в начале созревания оливково-зелёные, затем становятся жёлто-коричневыми и тёмно-коричневыми. 
Лес из пихт называется пихтарник. В нем всегда очень темно и сыро. У корней растут 
мхи и лишайникипапоротники, брусника, травы. В пихтовом лесу часто можно встретить еликедрыберёзы, осины, буки, дубы, клёны.

Пихта распространена по всему Северному полушарию планеты (Северная Америка, северная часть материка Евразия). Пихта сибирская встречается даже в заполярных областях в низовьях Енисея. На территории России растет 10 видов дерева. Богата этими хвойными и Восточная Азия, особенно Япония.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Слайд 2

Определи растение

Слайд 5

Заполни схему: Органы цветкового растения ? Генеративные ? стебель ? ? ? семя

Слайд 7

Хвойные растения Урок в 5 классе

Слайд 8

Голосеменные

Слайд 9

Работа в группах По плану составьте описание хвойного растения, используя Приложения и учебник (стр.64): Название Где произрастает Сколько лет живет Высота Хвоинки (количество в узле, сколько живут, цвет, форма) Форма шишек (количество в узле, размер, цвет, форма) Значение растения в природе и жизни человека

Слайд 10

Отчет группы: СОСНА

Слайд 11

Отчет группы: ЕЛЬ

Слайд 12

Отчет группы: ЛИСТВЕННИЦА

Слайд 13

Отчет группы: ПИХТА

Слайд 14

Домашнее задание Пар.17 *Каждая группа по своему дереву готовит сообщение о значении данного хвойного дерева ( если не успели на уроке ) Выписать в тетрадь примеры хвойных растений Принести к практической работе ветки и шишки ели и сосны. Сказка (собственного сочинения), стихи, загадки, рисунки о хвойных растениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

Методическая разработка урока "Голосеменные растения" 6 класс

Подготовка к современному уроку требует высокой ИКТ – компетентности, постоянного поиска новой информации, что значительно превосходит традиционную подготовку к уроку. Учитель...

Разработка урока "Разнообразие растений" в 5 классе.

Тема урока: Царство растения. Разнообразие  растений на Земле.Цель: добиться усвоения учащимися знаний о разнообразии растений по форме, величине, продолжительности жизни, месту обитания и другим...

Методическая разработка урока "Ткани растений" 5 класс, системно - деятельностный подход.

Презентация содержит задания для учащихся с ЭОР. Групповая работа....

Разработка урока в 5 классе на тему: "Голосеменные растения"

Технологическая карта урока на тему :Голосеменные растения" 5 класс...

Методическая разработка урока в 6 классе "Испарение воды растениями"

Данная разработка урока составлена для УмК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС.Урок разработан для учащихся 6 класса.Тема урока "Испарение воды листьями"...