Экологические проекты как средство повышения интереса у обучающихся к изучению биологии
материал по биологии на тему

Сергеева  Елена Геннадьевна

Статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_proekty.doc460 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические проекты как средство повышения интереса у обучающихся к изучению биологии

( из опыта участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады по экологии)

Сергеева Е.Г.

учитель биологии Iкатегории

МБОУ «СОШ№2 г. Щигры Курской области»

       «Экология – наука о доме, в котором мы живем. А наш общий дом - это наша планета»,- именно такими словами  я начинаю изучение раздела экология в курсе биологии. В обычной общеобразовательной школе такой предмет, как экология, отсутствует. Но основы этой науки, так актуальной на сегодняшний день, изучают на уроках физики и химии, географии и, конечно, биологии. Ежегодно обучающихся приглашают принять участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии.  И дети с удовольствием отвечают на вопросы теоретического тура.  Одним их обязательных условий участия в такой олимпиаде  является наличие обязательной исследовательской работы по экологии, что обычно вызывает сложности. Ведь нужно выбрать интересную тему, а главное, должны быть условия для проведения соответствующих исследований. К сожалению, не всегда это возможно. И вот тут на помощь должен прийти  учитель. Он обязан помочь и с выбором темы, и с методикой исследования, и с порядком оформления проекта.

      Вот уже 3 года подряд мои ученики не просто участвуют в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии, но и третий год подряд занимают призовые места. И огромную роль в победе играют интересные проекты, грамотно выполненные исследования и качественно оформленные работы. Начинаем всегда с выбора темы. В условиях школы трудно провести большое исследование, но мы всегда исходим из того, что имеем. Поэтому и темы наших проектов незамысловатые:  « Проект озеленения г. Щигры и отдельно взятого микрорайона. Создание парка «Сказка»,  «Избыточный вес школьников как результат  неправильного питания», «Роль современных гаджетов в жизни подростков», «Благоустройство и озеленение пришкольной территории « Мы и наша школа», « Барановский лес. История. Проблемы. Решения». Начиная работать над проектом, мы ставим цели, задачи, определяем методику работы над проектом, а дальше- дело техники. Увлечённые работой, дети всё время предлагают новые идеи и реализуют поставленные задачи. И вот тут роль учителя заключается в том, чтобы направить, подсказать, помочь сделать правильные выводы. В качестве примера хочется привести практическую часть одной из работ.

  1. Исследовательский проект «Озеленение г. Щигры и отдельно взятого микрорайона. Создание парка «Сказка»

Цель: создание проекта детского парка «Сказка» в отдельно взятом микрорайоне г. Щигры

Задачи: 1. Подсчет количества кислорода, которое приходится на одного жителя г. Щигры для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

2.Исследование территории микрорайона на возможность существования парка.

3. Разработка парковой зоны «Сказка»

4. Составление плана мероприятий по озеленению конкретной территории.

5.Подсчёт себестоимости проекта.

6. Прогнозируемые результаты.

Г.Щигры находится на Средне-Русской возвышенности, в центральной части России. Численность населения Щигров (согласно последней переписи населения) 17 043 человек.

На сегодняшний день в нашем городе, как и во всём мире, на наш взгляд, существует несколько экологических проблем: вырубка зелёных насаждений, загрязнение природы мусорными отходами, загрязнение атмосферы и окружающей среды выхлопными газами , загрязнение водоёмов сточными водами и многие другие. Но нас в большей степени заинтересовала проблема озеленения нашего города.

Мы считаем важной данную проблему, т.к. в нашем городе в последнее время вырубается много деревьев, а сажается мало, т.е. число вырубленных деревьев превышает число посаженных. Саженцы разных видов деревьев  растут несколько лет, так, например, берёза полной зрелости достигает к 10-20 годам, дуб – к 20-30, сосна – к 25. Однако, маленькое дерево на первых годах жизни не может полноценно заменить большое.

Знаете ли вы, что

- одно взрослое дерево за сутки выделяет до 180 л кислорода;

- один гектар леса обеспечивает за сутки жизнедеятельность 200 человек, а каждое дерево 1-2 человека;

- гектар елового леса за один день выделяет 30 кг эфирных масел, что     достаточно, чтобы «простерилизовать» город средней величины;

- человек в среднем потребляет 360 л кислорода в сутки;

т.е. в сутки наше городское население потребляет 17 300чел. × 360л = 6 228 000 л кислорода. Таким образом мы можем произвести нехитрый расчёт, того сколько деревьев понадобится, чтобы обеспечить кислородом всех жителей нашего города: 6228000/180=34600 деревьев, т.е в среднем два больших дерева на одного человека.

Деревья являются не только важнейшими поставщиками кислорода, но  и эстетическим украшением. Кроме того, деревья, растущие перед жилыми домами, защищают их окна и, следовательно, квартиры людей от пыли. Деревья, красиво собранные в рощи, создают место для прогулок, детских площадок. Также хвойные деревья выделяют фитонциды, обеззараживающие и очищающие воздух от вредных примесей.

А посему, мы хотим представить вашему вниманию проект «Озеленение отдельного  микрорайона г.Щигры», того, который ближе всего к нашей школе. Это микрорайон улиц Степная и Лазарева.

Несколько лет назад на ул. Степной находился плодовый сад. Он был старый, но являлся излюбленным местом отдыха молодёжи, пожилых людей, семейных пар. В весенне-осенний период в саду проходили Дни Здоровья для учеников средней шк.№2.Около 3 лет назад сад был выкорчеван, и на его месте вырос красивый современный детский садик «Сказка». Всё это здорово, вот только территория вокруг стала зарастать сорняком, борьбу с которым вести очень сложно. И если сейчас глянуть на здание со стороны СОМа, разве что крышу можно увидеть.

Мы предлагаем рядом с детским садиком разбить парк, который, по нашим предположениям, заменит некогда существовавший полюбившийся сад и станет излюбленным  местом отдыха щигровцев.

Разбить парк предполагается на 4 части – липовый сквер, кленовый, хвойный, берёзовый. Липовый назовём «Уголок влюблённых» ,здесь можно устроить  альпийскую горку. Для молодёжи дерево любви(желаний). Рябиновый «Частичка детства». Здесь расположатся детская площадка с песком, искусно выполненные фигуры животных из подручных материалов для детей. Хвойный  «Уголок здоровья»  Он предназначен для пожилых, здесь будут находиться  лавочки и шахматные столики, выполненные своими руками. Берёзовый – для взрослого населения. Здесь  расположатся доска объявлений, стенд со свежими газетами. В каждом сквере нужно будет  поставить лавочки, мусорные урны, которые тоже можно смастерить своими руками, всё красиво оформить, сделать дорожки. В центре парка сделать «кольцо», обсадить его туями.

Решение проблемы:

1.Провести разъяснительную работу с населением, рассказать о важности и необходимости  этого парка, показать проект и попросить принять активное участие в его создании;

- развесить на близлежащие дома листовки с изображением проекта, с призывами к его осуществлению;

- опубликовать статью в газете «Районный вестник» с ярким эмоциональным описанием будущего проекта;

- Открыть в банке расчётный счёт, на который можно перечислить средства для осуществления данного проекта.

2.Организовать субботник – трудовой десант школьников, учащихся ПУ№39, волонтёров, студентов, молодёжи и взрослого населения ул.Степной, Лазарева - под руководством преподавателей, уличкомов, в лес за саженцами липы, клёна, берёз, в результате чего мы и лес разредим и саженцы получим.

3.Для насаждения хвойного сквера использовать саженцы лиственницы, произрастающей на пришкольном участке, тем более, что их уже самое время пересаживать.

4)За каждый отдельно взятый сквер назначить ответственных:

- берёзовый – жители ул. Лазарева

- рябиновый – жители ул. Степная

- хвойный – коллектив СОШ№2

-липовый –  жители ул. Новая-Курская

5)Попросить МОП «Любимый город» разгрейдировать территорию (очистить от мусора и бурьяна), произвести разметку парка.

6) Установить мусорные урны: красиво раскрасив их рисунками в фольклорном стиле.

7) Поставить лавочки: вырезав их из деревьев своими руками разной формы (просто лавка, корабль и т.п.).

8) Развесить яркие, разноцветные кормушки для птиц.

9)Проложить дорожки: грунтовая дорожка из ПГС или отсева, из гальки, камней, можно уложить спилами деревьев.

10) Установить красивые фигуры животных из подручных средств (стволы деревьев, стеклянные бутылки и т.п.), красиво обрезанные кусты.

11)Обратиться за помощью  к главе администрации г. Щигры с просьбой закупить туи для парка.

12)Оборудовать освещение.

Материальные затраты:

Грейдер -400р. за час работы, т.е. за день работы( 8 часов) -3200 рублей;

Разметка парка геодезистами –

Асфальтированные дорожки -150000ублей

Фонари 15 штук по 1750- 26250рублей

 Эффект:

1)        красивая, чистая, обустроенная зона отдыха  жителей г.Щигры;

2)        возможность посещения парка и отдыха здесь людьми любого возраста;

3)        защита деревьями парка близлежащих домов от пыли;

4)        обогащение города кислородом и фитонцидами;

5)        помощь природе – восстановление численности деревьев;

6)        проведение школьных, городских культурно-массовых мероприятий.

В заключение хочется сказать, что самое главное в создании проекта – это желание ребёнка познать что-то новое, а задача учителя - помочь ему в этом. Тогда непременно будет высокий результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Использование мультимедийной презентации как средство повышения интереса обучающихся к урокам физической культуры»

1.Отсутствие интереса к урокам физической культуры.2.Разный уровень учебных возможностей школьников.3.Недостаточная образованность учащихся в сфере физической культуры....

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как одно из средств повышения интереса к изучению физики.

Возможности для проектно-исследовательской деятельности есть в каждом учебном предмете. И, разумеется, в физике она имеет широкое поле применения, начиная с 7 класса.Поэтому навыки работы по реализаци...

Телекоммуникационный проект как средство повышения познавательного интереса в процессе обучения физики

В стремительном развитии в современном информационном обществе жизнь немыслима без информационных и телекоммуникационных технологий, глобальной сети Интернет, при этом возможности, предоставляемые ими...

Проект на тему «Современные игры, как средство повышения интереса к предмету физической культуры»

Описание проекта:Проект «Современные игры, как средство повышения интереса к предмету     физической культуры», был реализован на базе муниципального автономного ...

Презентация «Проектно- исследовательская деятельность учащихся – как одно из средств повышения интереса к изучению географии»

Проектно-исследовательская деятельность— это технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательского творческого характер...

«Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса и мотивации учащихся при изучении математики »

в данной статье рассмотрены различные формы проведения уроков , позволяющие учителю разнообразить методы подачи материала , повышать интерес учащихся к предмету....