Рабочая программа по биологии 6 класс (для детей с у/о на дому)
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по биологии для учащегося 6 класса на дому (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_6_programma_na_domu.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 6 на дому)

(УОД)

Образовательная область, предмет – биология, неживая природа.

      Данная рабочая программа по биологии разработана на  основе  программы по естествознанию (биологии) В.И. Сивоглазова, Т.В.Шевырёвой, Л.В.Кмытюк, В.В. Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

       Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета  биология отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).  

По  учебному плану школы  в 6 классе   на дому отведено  1 час в неделю, (34 часа в год).    

                                                                                                       

      Содержание учебной программы по биологии сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности мальчика (осложнённая форма ДЦП), материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности мальчика по усвоению естественнонаучных представлений, знаний о неживой природе, практическому  применению этих знаний в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта.

Используемый учебно-методический комплект: программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:  5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией  В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. –    Сб.1. – 224 с.

Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват.  учреждений  VIII вида/ А.И.Никишов. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. : ил.

      Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал; образцы полезных ископаемых; различных почв, задания графического характера, практические упражнения творческого характера, дидактические игры, книга Н.В.Королёвой, Е.В.Макаревич для дополнительного чтения по естествознанию (неживая природа)

Программа адресована учащемуся 6 г класса

Каравичеву Сергею.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащегося, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по биологии (неживая природа), который доступен  мальчику. В то же время данный учебный предмет для шестиклассника является новым опытом, подготовительным этапом, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению им элементарных естествоведческих, биологических и других знаний. Ученик должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимости природных явлений, взаимозависимости живых организмов с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё. Такая  деятельность учащегося имеет большое значение для коррекции недостатков его психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. Естествоведческие знания помогут мальчику лучше понимать отношение человека к природе, а в совокупности с отдельной практической деятельностью на уроках биологии, географии, истории помогут эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ и т.п. Обучение  биологии носит элементарно-практический характер. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимся, программа предусматривает проведение специально организованных опытов и практических работ (свойства воды, почвы, воздуха и пр.).

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • сообщение учащемуся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
  • формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето;
  • воспитание бережного отношения к природе, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • воспитание социально значимых качеств личности;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

письмо, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), ЛФК, специально организованные коррекционные занятия, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: поурочный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, тестовые задания, составление устных отчётов по экскурсии и проделанной практической работе.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Урок биологии активно содействует формированию положительных качеств личности учащегося.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  воображение, развивается и совершенствуется наблюдательность, память,  речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.

Исходя из потенциальных возможностей мальчика  основные требования к знаниям будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы, а умения снижены до уровня ознакомления и теоретических сведений.

К концу учебного года обучающийся должен знать:

  • отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов;
  • характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
  • некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха;
  • расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
  • текучесть воды и движение воздуха;
  • как обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
  • как проводить несложную обработку почвы на  пришкольном участке;

обучающийся должен уметь:

  • определять температуру воды и воздуха.

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (по авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

ВВЕДЕНИЕ. ПРИРОДА

4

2

2

ВОДА

15

8

3

ВОЗДУХ

15

8

4

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

20

 10

5

ПОЧВА

10

6

6

ПОВТОРЕНИЕ

2

0

Итого:

66

34

Сетка рабочих часов на изучение  всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей мальчика.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Биология. Неживая природа».  Тема «Повторение» не была мною выделена в отдельные часы как в авторской программе, а была органично внесена во все темы, изучаемые по предмету в течение учебного года.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии и химии (индивидуальная форма обучения) для детей обучающихся на дому.

Программа по Природоведению-5 класс(1ч в неделю), биология-8,9 кл (0,5ч в неделю), химия -9 кл (1час в неделю)...

рабочая программа по биологии 9 класс-для обучающихся на дому

рабочая программа по биологии -9 кл (0,5ч в неделю)...

Рабочая программа по биологии, 6 класс (на дому) VIII вид

В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих...

Рабочая программа по биологии 7 класс.Ииндивидуальное обучение больного ребенка на дому

Рабочая программа по биологии 7 класс (индивидуальное обучение больного ребенка на дому).Цель программы: освоение учащимися образовательной программы  в рамках государственного образовательного с...

Рабочая программа по биологии для обучения на дому ученика 8 класса

Рабочая прогамма: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...

адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд

адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ  5-8 классов расчитаная на 106 часов...

Рабочая программа по биологии (6 класс, обучение на дому, уч. Н.И.Сонин)

Рабочая программа разработана на основе:Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта...