Рейтинговая система оценивания достижений обучающихся
статья по биологии на тему

Анастасия Александровна Кондина

Необходимость реформы системы оценивания в современной школе вызвана поиском новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению. Сегодня и выпускающая учеников средняя школа, и принимающая их затем высшая заинтересованы в объективной фиксации не только знаний и умений, но и культурного кругозора, творческих возможностей, навыков общения, личностного потенциала и др. Значит, оценивание должно стать системой, обеспечивающей развитие определенных (приоритетных для нашего времени) качеств учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reytingovaya_sistema_novichkova.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рейтинговая система оценивания достижений обучающихся

Учитель МБОУ СОШ №6  Новичкова А.А.

(слайд1)

Необходимость реформы системы оценивания в современной школе вызвана поиском новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению. Сегодня и выпускающая учеников средняя школа, и принимающая их затем высшая заинтересованы в объективной фиксации не только знаний и умений, но и культурного кругозора, творческих возможностей, навыков общения, личностного потенциала и др. Значит, оценивание должно стать системой, обеспечивающей развитие определенных (приоритетных для нашего времени) качеств учащихся.

Существующая и привычная всем пятибалльная система учитывает лишь успешность усвоения стандартного набора знаний; по такой же схеме проводится конкурсный отбор в вузы. Перевод «четверок» и «пятерок» в N-ное число баллов (как в ЕГЭ) ничего, по сути, не меняет: от абитуриентов требуются добротно заученные формулировки, факты и алгоритмы решений. Однако представители высшей школы заявляют, что им нужна креативные, инициативные, социально зрелые молодые люди.

Тестовые способы проверки результатов образования вовсе не плохи и применяются во всем мире; просто надо дополнять их сведениями о результативности ученика в других видах деятельности. Это позволит уже в школе получить своеобразный «профиль социальной успешности» молодого человека. Обозначить сильные и слабые стороны, отразить все многообразие его возможностей.

(слайд2) Что такое рейтинг?

  • Рейтинг – отнесение к тому или иному классу, разряду, показатель успешности чего-либо.
  • В образовании рейтинг – ранжирование обучающихся в группе по результатам комплексной, суммарной оценки их достижений в течении процесса обучения.

(слайд3) Модуль рейтинговой системы в старших классах включает два компонента:

  • Рейтинг академической успеваемости, который изменяется по итогам полугодия с учетом отметок по учебным предметам, поведения и прилежания.

Рейтинг академической успеваемости отражает исключительно учебные достижения старшеклассника, т.е. уровень знаний по всем изучаемым предметам, а также сформированность  общеучебных и специфически предметных навыков. В рейтинговую таблицу заносятся традиционные оценки по пятибалльной системе. Оценки по профильным предметам учитываются с повышающим коэффициентом, что реально отражает значимость профильных предметов и требуемых для их изучения усилий. Рейтинг академической успеваемости не является накопительным. Он обновляется по итогам каждого учебного периода.

Портфолио – накопительная система учета самых разных достижений. включает три раздела: (слайд4)

-Олимпийский рейтинг

-Лидерский рейтинг

-Рейтинг званий и сертификатов

Олимпийский рейтинг отражает участие старшеклассника в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Это могут быть предметные олимпиады, творческие фестивали и выставки, конкурсы научно-исследовательских и художественных проектов, рефератов, эссе, спортивные соревнования различного уровня. Олимпийский рейтинг является накопительным. При подсчете баллов используются разные коэффициенты, соответствующие «удельному весу» достижений школьного, районного, регионального, всероссийского, международного уровня.

Лидерский рейтинг отражает уровень социальной компетентности старшеклассников, их общественную активность, что подразумевает заинтересованное и стабильное, а не эпизодическое участие в деятельности органов школьного. Районного и городского самоуправления, в социальнополезных акциях и проектах, в школьных спектаклях, прохождение разнообразных лидерских программ.

Каждому старшекласснику начисляются баллы за достижения на разных уровнях с применением различных коэффициентов в зависимости от значимости достижений. Данные для рейтинга подают учителя, курирующие каждое направление социально полезной деятельности учеников. Сведения заносятся в таблицу. Ни одно достижения не остается без внимания. Рейтинговая система отражает статус учащегося в коллективе. Рейтинг инструмент поощрения и стимулирования.

(слайд5) Эффект рейтинговой системы

  • Усиливается учебная мотивация и ответственность
  • Возрастает социальная активность
  • Повышается уровень оптимизма: успех и признание коллектива многим кажутся достижимыми и становятся реальными жизненные цели
  • Более адекватной становится самооценка учеников
  • Укрепляется командный дух, создается система взаимопомощи
  • Ученики более осознанно выбирают будущую профессию

(слайд6) Чтобы учащиеся стремились занять верхние строчки. Нужно разработать систему бонусов:

  • Публикация результатов рейтинга на специальном стенде, школьном сайте, в школьной газете,
  • Премия либо ежемесячная стипендия,
  • Диплом, сертификат,
  • Право представлять свое образовательное учреждение на конференциях, фестивалях,
  • Льготное поступление (при наличии договора о рейтинговом зачислении: лидеры рейтинга получают дополнительный балл при зачислении на некоторые факультеты и специальности)

Таким образом, введение рейтинга позволяет получать объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний и навыков, формирование компетенций и даже становление личностных характеристик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся как альтернатива традиционной системе оценивания, существующей в современной школе....

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Одним из весомых достоинств данной системы является создание ситуации выбора, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами, а учителю – осуществлят...

Использование балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся

Статья написана по результатам работы творческой лаборатории по введению опыта балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся в ГБОУ ДОД ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ"...

Рейтинговая система оценивания достижений учащихся

Материалы выступления на семинаре (теоретические основы рейтинговой технологии с примерами рейтинговых шкал и таблиц) ...

Методическая разработка. Балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся в образовательном процессе учреждений дополнительного образования

Адресность:  педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы и все желающие познакомиться с результатами практического применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений уч...

Система оценивания достижений обучающихся и её организация

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача  современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного само...

Система оценивания достижений обучающихся

Оценочные инструменты позволяют отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных иметапредметных результатов. При правильном определении целей достижения образовательных результатов исп...