Лабораторные работы для 6 класса. Изучение строения клетки растений
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Раздаточный материал для лаботарорных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornye_raboty_izuchenie_stroeniya_kletki_rasteniy.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

«Изучение строения клетки растения»

приготовление и рассматривание препарата

кожицы чешуи лука

Оборудование: луковица, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, учебник § 2, тетрадь.

Ход работы:

  1. Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей..
  2. Нанесите 1-2 капли воды на стекло.
  3. Препаровальной иглой снимите. кожицу с внутренней поверхности чешуи лука.
  4. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
  5. Накройте кожицу покровным стеклом.
  6. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.
  7. Зарисуйте в тетрадь и обозначьте: клетку, клеточную стенку, цитоплазму, ядро.
  8. Зарисуйте схему строения растительной клетки и обозначьте: ядро, клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль.
  9. Вывод: Клетка – простейшая  единица строения живого организма. Зеленый цвет растению придает хлорофилл в составе хлоропластов.

 


Лабораторная работа «Семейство Бобовые»

1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства бобовых.

1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков.

2. Венчик цветка состоит из 5 лепестков, два из которых сросшихся.

3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок.

5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.

6. Тычинок 10, из которых 9 сросшихся.

7. Чашечка цветка состоит из 5 сросшихся чашелистиков.

8. Плод – ягода или коробочка.

9. Плод – боб.

10. На корнях имеются клубеньки, к которых запасается азот.

2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству бобовых.

1. Дурман обыкновенный

9. Пырей ползучий

2. Одуванчик лекарственный

10. Красавка белладонна

3. Белена черная

11. Физалис обыкновенный

4. Донник лекарственный

12. Донник белый

5. Чечевица пищевая

6. Акация желтая

7. Подсолнечник однолетний

8. Люпин желтый

13. Ярутка полевая

14. Горох посевной

15. Клевер красный

16. Перец однолетний

3. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

У растений семейства бобовых цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... сросшихся чашелистиков, венчик состоит из ............ лепестков, …….. из которых сросшиеся, тычинок .......... , ……… из которых сросшихся, пестик ...........Плод ………

4. Распределите названия растений семейства бобовые по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные, г) кормовые.

Горох посевной

Фасоль

Арахис

Люпин желтый

Акация

Люцерна

Боб

Караган

Робиния

Душистый горошек

Клевер

Донник

Лабораторная работа «Семейство Злаковые»

1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства Злаковых.

  1. Мелкие цветки собраны в соцветие корзинка.
  2. Мелкие цветки собраны в соцветия колоски, которые в свою очередь, соединяются в более сложные соцветия.
  3. Плод – семянка.
  4. Околоцветник состоит из 4 чашелистиков и 4 лепестков.
  5. Листья длинные, с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.
  6. Плод – ягода.
  7. Плод – зерновка.
  8. Цветок имеет 2 цветковые чешуи, 3 тычинки и 1 пестик.
  9. Стебель – соломина с узлами.
  10. Цветки могут быть трубчатыми, язычковыми или воронковидными.

2. Выпишите номера растений, представителей семейства Злаковых:

1. Тимофеевка

2. Ромашка полевая

3. Мятлик луговой

4. Бамбук

5. Подсолнечник

6. Кукуруза

7. Рис

8. Мята

9. Сахарный тростник

10. Сахарная свекла

3. Перепишите предложения, вставляя пропущенные слова:

У представителей семейства Злаковые цветок имеет ….. цветковых чешуи, …… цветковых пленки, тычинок ….. , пестик ……. Плод называется …… Стебель называется  …….

4. Распределите предложенные растения семейства Злаковых по группам: а) пищевые; б) сорные

Тимофеевка

Мятлик луговой

Ячмень

Бамбук

Овес

Сахарный тростник

Ковыль

Рис

Пшеница

Кукуруза

Лабораторная работа «Семейство Пасленовые»

1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства Пасленовых.

1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков.

2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из 5 лепестков.

3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок.

5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.

6. Плод - семянка.

7. Чашечка цветка раздельнолепестная, состоит из 5 чашелистиков.

8. Плод – ягода или коробочка.

2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству пасленовых.

1. Дурман обыкновенный

9. Пырей ползучий

2. Одуванчик лекарственный

10. Красавка белладонна

3. Белена черная

11. Физалис обыкновенный

4. Чина луговая

12. Донник белый

5. Чечевица пищевая

6. Картофель

7. Подсолнечник однолетний

8. Люпин желтый

13. Ярутка полевая

14. Томат обыкновенный

15. Манжетка обыкновенная

16. Перец однолетний

3. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

У растений семейства пасленовых цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... сросшихся чашелистиков, венчик состоит из ............ сросшихся лепестков, тычинок .......... , пестик ...........Плод ………… или ............

4. Распределите названия растений семейства пасленовые по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные.

Картофель

Красавка белладонна

Петуния гибридная

Перец однолетний

Томат

Табак душистый

Белена черная

Дурман обыкновенный

Баклажан

Лабораторная работа «Семейство Розоцветные»

1. Выпишите номера признаков розоцветных растений.

1. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.

2. Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 тычинок.

3. В цветке пестиков много или один.

4. Венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков.

5. В цветке много тычинок.

6. Венчик цветка раздельнолепестной, состоит из 5 лепестков одинаковой формы.

7. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

8. Чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков.

2. Выпишите номера растений семейства розоцветных.

1. Лапчатка гусиная

6. Вишня обыкновенная

2. Ромашка аптечная

7. Паслен черный

3. Ярутка полевая

8. Боярышник кроваво-красный

4. Горох посевной

9. Рябина обыкновеееая

5. Малина обыкновенная

10. Мать-и-мачеха

3. Составьте таблицу “Растения семейства Розоцветные”

вид

род

Земляника лесная

Лапчатка прямостоячая

Манжетка обыкновенная

Малина обыкновенная

Шиповник коричный

Яблоня лесная

Яблоня маньчжурская

Шиповник кокандский

4. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.

У растений семейства розоцветных цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... свободных чашелистиков, венчик состоит из ............ свободных лепестков, тычинок .......... , пестиков ........... или ............

5. Распределите названия растений семейства розоцветные по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные.

Шиповник коричный

Яблоня домашняя

Малина обыкновенная

Груша обыкновенная

Земляника лесная

Боярышник кроваво-красный

Слива домашняя

Вишня обыкновенная

Лавровишня лекарственная.

Лабораторная работа

«Изучение строения луковицы»

Оборудование: луковица, учебник § ____, тетрадь.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение луковицы.
  2. Разрежьте луковицу на две половины, рассмотрите внутреннее строение луковицы.
  3. Зарисуйте в тетради строение луковицы, подпишите на рисунке почку, донце, кожистую и мясистую чешую.
  4. Ответьте на вопрос:

Что такое чешуя? Дайте определение.

Какую функцию выполняет чешуя?

  1. Вывод: Так как в строении луковицы можно различить ____________________________________________________, то значит луковица – видоизмененный побег.

 «Изучение строения клубня картофеля»

Оборудование: клубень картофеля, учебник § ____, тетрадь.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение клубня.
  2. Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля в тетрадь, подпишите на рисунке верхушку, глазки, основание.
  3. Разрежьте клубень картофеля на две половины, рассмотрите внутреннее строение клубня.
  4. Зарисуйте в тетради строение клубня, подпишите на рисунке камбий, кожицу, луб, сердцевину и древесину.
  5. Ответьте на вопрос:

Что такое глазок? Дайте определение.

Какую функцию выполняет глазок?

  1. Вывод: Так как в строении клубня можно различить ____________________________________________________, то значит клубень – видоизмененный стебель.
  2. Вывод: Так как в строении клубня можно различить ____________________________________________________, то значит клубень – видоизмененный побег.

Лабораторная работа

«Строение стебля растений»

Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Ветка липы», срез дерева, учебник § 4, 27, тетрадь.

Ход работы:

  1. Запишите название лабораторной работы и оборудование в тетрадь.
  2. Рассмотрите микропрепарат «Ветка липы» под микроскопом.
  3. Зарисуйте в тетради строение стебля и обозначьте кору, камбий, древесину, сердцевину.
  4. Ответьте на вопрос:

Что такое ткань? Дайте определение.

Что такое чечевички, зачем они нужны?

За счет чего растет стебель в толщину, в длину?

Что такое годичные кольца?

В чем отличие травянистых стеблей от деревянистых?

  1. Заполните таблицу:

Ткань

Слой стебля

Особенности строения клеток

Значение

Кора

Кожица

Пробка

Луб

Камбий

Древесина

Сердцевина

Домашнее задание: § 4, 27, в рабочей тетради №№ 58-69, 76-89, 93-103 (доделать что не сделано)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок биологии в 5 классе по ФГОС "Строение клетки растений, животных и грибов"

Урок подготовлен и проведён с использованием УМК "Сферы". Материалы содержат технологическую карту урока, рабочий лист учащегося, задания для работы в группах, оценочный лист учщегося....

Технологическая карта урока "Строение клетки растений". 5 класс

Данный материал содержит разработку урока о строении растительной клетки для учащихся 5 класса. Также он включает приложение с дополнительным материалом к уроку, который может использоваться в качеств...

Лабораторная работа "Знакомство с внешним строением растения"

Данная лабораторная работа может быть использована при изучении темы "Органы растенй покрытосеменных". К лабораторной прилагается тест на закрепление....

"Строение и функции плазматической мембраны. Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»"

Цель урока: сформировать знания о строении, свойствах и функциях плазматической мембраны. Задачи: Образовательные: сформировать знания о взаимосвязи строения и функции мембраны клетки.Развивающие...

Технологическая карта урока Лабораторная работа Знакомство с внешним строением побегов растений

Технологическая карта урока Лабораторная работа Знакомство с внешним строением  побегов растений...

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». Урок биологии 6 класс.

План-конспект открытого урока по теме: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа  «Изучение внешнего строения моховидных растений». В ходе урока  отр...