Конспект урока по биологии на тему:"Формы размножения организмов" (9кл)
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Конспект урока отражает значение размножения,формы размножения,их сравнение и значение в эволюции.Позволяет проследить переходные формы и ередование форм у  разных видов живых организмов.В ходе урока составляются схемы форм размножения,решаются биологические задаи,составляются вопросы ,выполняются тестовые задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_razmnozheniya_organizmov.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии  в 9,10 кл

Формы размножения организмов

Урок разработан учителем биологии  1кв.категории МБОУ СОШ №2 г.Петровска Саратовской области Тихановой В.Н.

22.01.2018



Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий,оценка

УЭ-0

Цель: Расширить и углубить знание учащихся о размножении как одном из свойств живых организмов; продолжить формирование умения характеризовать способы размножения, знать их отличительные особенности и определять их биологическую роль

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

1.Дайте определение: «Что же такое размножение?»

2.Работа с терминами: гаметы, яйцеклетка, оплодотворение, сперматозоиды, спермий, диплоидный набор-2п , гаплоидный набор, хромосомы.
За каждый правильный ответ – 1балл

Индивидуально, самостоятельно: параграф 13 в учебнике.

Индивидуально, вместе с классом

Ваша оценка

УЭ-2

Цель: познакомиться с разнообразием форм размножения.

По таблице рассмотреть различные формы  размножения живых организмов.

Работайте индивидуально, обсудите результат работы вместе с классом

Работайте с таблицей. Ваша оценка

УЭ-3

Цель: расширить и углубить знания о бесполом размножении.

  1. Особенности бесполого размножения
  2. Виды бесполого размножения
  3. Составить схему бесполого размножения
  4. Биологическое и практическое значение бесполого размножения

Работы по вариантам(рядам). Учебник- параграф 13. Запись в тетради.

УЭ-4

Цель- расширить знания о различных способах полового размножения.

  1. Особенности полового размножения
  2. Способы полового размножения
  3. Эволюция полового размножения у позвоночных
  4. Составить схему полового размножения.
  5. Прослушайте информацию о партеногенезе и гармафродитах.

Параграф 13 в учебнике . Работа в тетради.

УЭ-5

Чередование бесполого и полового размножения у некоторых видов живых организмов.

Кодоскоп. Работайте вместе с классом.

УЭ-6

Цель: произвести сравнение полового и бесполого размножения.

Задание 1. Вставить в текст пропущенные слова.

Задание 2. Заполните таблицу «Основные типы размножения»:

Бесполое размножение

Половое размножение

Число родительских особей

1

2

Особенности клеток, из которых развивается организм

Текст на доске.

Работа с тетрадью.

Максимальная оценка «4» балла.

УЭ-7

Цель:  проверить эрудированность и сообразительность.

Решение биологических задач.

Работайте вместе с классом.

УЭ-8

Цель:  Закрепление знаний, полученных на уроке.
1 вариант- работа с тестами

2 вариант- верно или неверно данное утверждение.

Работа по вариантам

УЭ-9

Подведение итогов.

  1. Прочитайте цель урока.
  2. Достигли ли Вы цели урока? В какой степени?
  3. Оцените свою работу на уроке : «отлично», «хорошо», «плохо».

Попробуйте определить собственные знания след.образом :

  1. «Я всё понял, смогу объяснить этот материал другому»
  2. «Я понял материал частично»
  3. «Я ничего не понял»

Если Вы в УЭ-1 , УЭ-7,  УЭ-8 не испытывали затруднений, дома можно отдохнуть. Если затруднения были, поработайте с параграфом 13 учебника дома.

На земном шаре огромное видовое разнообразие живых организмов, которые существуют на протяжении длительного  времени, хотя и подвергаются воздействию факторов окружающей среды, истребляются хищниками.

- Как можно объяснить такую загадку природу? Какое свойство живых организмов лежит в основе этого явления ?  (                          )

  • Тема урока  «Форма размножения»
  • Какова же цель нашего урока?
  • Чтобы нам легче было работать, давайте дадим расшифровку терминам, с которыми  мы будем работать.

_  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Приступаем к след.  этапу нашей работы, используя параграф №13 учебника. Дайте определение, что же такое размножение?

  • Воспроизведение себе подобных
  • Основные св-ва всех организмов
  • Увеличение числа особей
  • Обеспечивает  непрерывность и преемственность жизни
  • Осуществляется передача наследственной информации от родителей к потомству
  • Лежит в основе роста, развития, передачи наследственной информации, регенерации.

Давайте посмотрим, какие существуют способы размножения. Работа с таблицей, где нужно выбрать способ размножение у живых организмов.

Как вы видите, способов много, но все они укладываются только в два типа : половое и бесполое.

След. этапом нашей работы является изучение более подробно форм и способов размножения. Выполняем пункт 3 и 4 нашего плана.

Первый ряд – готовит информацию о бесполом размножении (особенности, способы, составить схему бесполого размножения)

Второй ряд- информация о половом размножении.

Третий ряд- дополнит инф. Практическое значение и значение в эволюции.

Бесполое размножение
(на доске схему и способы)

Особенности  : (в тет)
1) Наиболее древ.способ, широко распространен. у одноклеточных организмов
2) Участвует одна особь и дочерней организм является точной копией материнского организма.
3)Новая особь развивается из неполовых клеток, а соматических, т.е. неспециализир. Клеток
4) Сохраняются видовые особенности живых организмов в процессе эволюции.
5)Организмы, появившиеся бесполым путём развиваются значительно быстрее, чем появившиеся половым путём.
6) Осуществ.оплод. когда организм находится в благоприятных условиях.

Дополнит. информация:

  • При бесполом размножение затрачивается энергии меньше, чем при половом и образуется большее число потомков
  • При бесполом размножении исключается поиск второй особи, но недостаток в том, что изменчивость может возникнуть только путём мутации.

Проверяем:

  1. На доске составить схему бесполого размножения

                                 




Записать и прокомментировать способы бесполого размножения (когда говорим о способах, на доске сделать схему и способы)
В это время:    
Значение в эволюции (сохранение вида)
Проверяем схему

Проверяем способы размножения

1

Деление клеток
(простейшие животных)

Бинарное ( у амёбы) образуются две рафноценные клетки

2

Спорообразование (мхи, папоротники, грибы, простейшие животные водоросли)
Спора-специализ.клетки.

3

Вегетативное (частью материнского организма)

У  растений           У животных
                           

Почкование
(гидра)

Фрагментация

(размножение на несколько частей)
гидра, кольчатые черви

Гидру можно искрошить


Плоские черви

Клонирование

1)Значение бесполого размножения в эволюции
2) Использование практическое: при научных экспериментов,  в цветоводстве, в сельском хоз-ве, овощеводство, садоводство, полеводство.
С чем связано чередование  полового и бесполого размножение? ( условия окруж.среды)

ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЯ

На доске схема «Способы» = слияние гамет, конъюгация, партеногенез
Особенности:

  • Участвуют две особи у каждой из которой  вырабат. свои половые клетки-гаметы , с гаплоидным набором хромосом.
  • У женской особи образ.женские половые клетки-яйцеклет.
  • У мужской особи – спермии. У раст.(голосемен., покрытосеменные)
    Сперматозоиды – подвижные клетки ( у животных и человека)
  • Новый организм развив. в результате оплодотворения

Дополнительно:  1)раздельнополые ;  2) обоеполые ;  3)гермафродиты

Проверяем схему и способы

Значение:  Новые видовые разнообразие в эволюции. Широкое использование в c/х , науке, селекции. Новая особь более жизнеспособна.

ЭВОЛЮЦИЯ  ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ

След. этап нашей работы- давайте проследим эволюцию полового размножения.  

Во-первых :  1) Появление специализированных клеток.
2) Раздельнополость
3)

У рыб оплодотворение наружное
Чтобы наверняка произошло оплодотворение особи вырабатывают большое количество половых клеток.Например, треска выметывает до полумиллиона икринок.

У земноводных оплодотворение наружное
Наружное оплодотворение характерно для большинства водных животных. Чтобы оплодотворение произошло ,особи разного пола должны оказаться в одно и тоже время в одном и том же месте. Подобная согласованность поведения достигается гормональным механизмом поведения и внешними стимулами. Например, внешним стимулом к размножению у одного из видов  морских червей служит полнолуние. В это время самки выбрасывают в воде яйцеклетки, которые несколько минут светятся, самцы реагируют на этот свет и выделяют сперму. Так происходит оплодотворение.

Оплодотворение у:

Пресмыкающихся
Птиц
Млекопитающих

- Какое преимущество даёт живым организмам внутреннее оплодотворение ? (отпадает необходимость вырабатывать большое количество клеток, уменьшение потомства.  Но появление заботы о нём)
Защита половых клеток,т.е. происходит ароморфоз-крупные изменения в сис-ме размножения.

Говоря о размножении, мы говорим о чертах сходства родителей и потомстве.  Чем обеспечивается передача наследственной информации как при половом, так и при бесполом размножении?

Д. Хромосомы

СРАВНЕНИЕ ПОЛОВОГО И БЕСПОЛОГО РАЗМНОЖЕНИЯ

(закончи предложения)

  1. По сравнению с половым ,бесполое размножение возникло раньше.
  2. Так же,как  и при половом и при бесполом размножении происходит передача наследственной информации.
  3. Как при половом так и при бесполом носителем наслед. информации являются хромосомы.
  4. Происходит образование новых живых организмов
  5. Сравнивая … и… можно сказать…
  6. Кроме вегетативного размножения, существует размножение спорами
  7. Помимо слияния половых клеток, есть ещё партеногенез.
  8. Не только растения, но и животные размножаются вегетативно
  9. Если в бесполом размножении участвует 1 особь, то в половом участвуют 2 особи
  10. В отличие от бесполого размножение, половое размножение  явл.более прогрессивным.

Заполните таблицу, в которой нужно провести сравнение бесполого и полового размножения.Выбрать для сравнения не больше 4-ёх признаков:

ВОПРОС

ОТВЕТ

Число родительских особей

Особенности клеток, из которых развивается новый организм

Степень сходства новых организмов с родительскими

Значение в эволюции

Задачи и вопросы

№1 . Один профессор – Умников ,вывел особую породу пчёл, которые давали мёда в 10 раз больше, чем другие. Он отказался продать этих пчёл в другие гос-ва. Другой профессор, Дино Мирт выкрал у него несколько рабочих пчёл и трутней. Но через некоторое время Дино Мирт был разочарован, т.к. пчёлы погибли. Чтобы утешить Дино Мирта, профессор Умников согласился продать ему только одну разновидность пчёл. Какую разновидность пчёл предпочли бы вы? Почему?

ОТВЕТ:

Дино Мирту можно было бы купить матку и скрестить  её с местными трутнями, либо приобрести нескольких рабочих пчёл и использую современные технологии, их клонировать.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

№2. Почему полученные в научной лаборатории путём партеногенеза лягушки и кролики оказываются более слабыми и болезненными, чем обычные?

ОТВЕТ:

Это особи с гаплоидным набором хромосом. Поэтому эти особи более слабые и болезненные. Такой организм обеднён в генетическом отношении по сравнению с обычными представителями этого вида и «вредные гены» часто имеют внешние проявления.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

№3 . Можно ли поставить знак « = » между понятиями «рост» и «развитие». Свою позицию обоснуйте.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

№4 . Существует мнение, что вегетативное размножение проще и надёжнее ,чем половое. Почему же наиболее высоко развитые животные и человек «отказались» в процессе эволюции от вегетативного размножения и полностью перешли к половому?  
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Рефлексия.

Итак, какая же проблема была пост. в начале урока?
Как вы считаете, поставл. Проблема решена ?
Давайте проверим ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке!

Тест!
Ключ к тесту:

А

2

Г

3

В

4

БВД

5

20,20,40,40

6

Б

7

а

 А сейчас оцените свою работу. Используйте «5»-ти бальную оценочную сис-му .

Д/З : Те ,кто получил оценку «5» ,могут, по желанию, взять задания повышенной сложности.

Те кто получил «4» и «3» - параграф 13

ДЗ.,которое указано в техн. карточках. карт.

Передаём с послед.парт на первые.

ЗАДАНИЕ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. (Отвечать «да» или «нет»)

  1. Образование спор – это способ бесполого размножения
  2. Партеногенез предполагает развитие организма без оплодотворения
  3. Сперматозоид-гаплоиден
  4. Зигота диплоидна
  5. В оплодототворении участвуют диплоидные клетки
  6. Цветок – это орган полового размножения голосеменных растений.
  7. Почкование-это способ бесполого размножения у некоторых животных
  8. При бесполом размножении образуются половые клетки
  9. Размножение – характерное свойство всех живых организмов
  10. Яйцеклетка- женская половая клетка
  11. Вегетативное размножение – это половое размножение
  12. В бесполом размножении принимают участие две особи.

При бесполом размножении дочерний организм сохраняет такую же комбинацию генов в дочерних клетках, которая характерна для родительского организма. Это имеет важное биологическое значение: так как сохраняются видовые особенности живых организмов в процессе эволюции.

При бесполом размножении, затрата  энергии меньше, чем при половом и образуется большее число потомков , чем при половом размножении.

Бесполое размножение – наиболее древний способ размножения. Этот способ широко распространяется у одноклеточных организмов: бактерий, амёбы и др… При таком способе размножения- не нужно искать партнёра. Но недостаток в том, что изменчивость может возникнуть только путём мутации.

Значительное увеличение изменчивости возможно вследствие комбинирования признаков различных особей, обеспечиваемое половым путём (скрещивание)

Если брачным партнёром особи может быть любая из остал. , такой способ размножения называется гериафродитным

След.шагом в Эволюции размнож. стало раздельнополое размножение, при котором популяция делится на два пола, различ. между собой по многим признакам.

В количественном отношении самая высшая эффективность принадлежит бесполому размножению. Для полового размножения увел. вид. разнообраз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 10 классе по теме: "Формы размножения организмов".

Мейоз- это вид деления клетки, в результате которого образуются две......

Методическая разработка урока по теме "Формы размножения организмов"

Урок по теме "Формы размножения организмов"  изучение полового и бесполого способа размножения  живых организмов с использованием презентации....

Презентация к уроку биологии на тему"Бесполое размножение организмов"

Презентация помогает  активизировать  познавательную  деятельность учащихся и легче усвоить материал урока, даёт возможност провести рефлексию занятия в интерактивной форме....

конспект урока по биологии в 6 классе "Размножение организмов"

Урок «Половое размножение организмов» 6 класс раздел «Жизнедеятельность организмов» УМК Н.И. Сонин «Биология. Живой организм»  Цели урока Д...

конспект урока по биологии в 6 классе "Размножение организмов"

Урок «Половое размножение организмов» 6 класс раздел «Жизнедеятельность организмов» УМК Н.И. Сонин «Биология. Живой организм»  Цели урока Д...