Контрольная работа «Общие закономерности жизни» 9 кл.
тест по биологии (9 класс) на тему

Контрольная работа по теме "Общие закономерности жизни" 9 кл. Составлена на основе материалов "Открытого банка заданий ОГЭ" ФИПИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchie_zakonomernosti_zhizni.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант № 1

  1. Предметом изучения общей биологии является:
  1. строение и функции организма
  2. природные явления
  3. закономерности развития и функционирования живых систем
  4. строение и функции растений и животных
  1. Метод биологии выявляющий сходства и различия между организмами и их частями, называется:
  1. экспериментальный
  2. исторический
  3. цитогенетический
  4. сравнительный
  1. Высшим уровнем организации жизни является:
  1. биосферный
  2. биогеоценотический
  3. популяционно-видовой
  4. организменный
  1. Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития последующим поколениям называется:
  1. изменчивость
  2. размножение
  3. развитие
  4. наследственность
  1. Факт сезонной линьки у животных установлен:
  1. экспериментально
  2. методом наблюдения
  3. историческим методом
  4. методом моделирования
  1. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют:
  1. воспроизведением
  2. эволюцией
  3. раздражимостью
  4. нормой реакции
  1. Наука, изучающая строение организма и его органов, называется:
  1.  анатомия
  2. физиология
  3. цитология
  4. генетика

8.  Выберите три правильных ответа:

Отличительными признаками живых организмов от объектов неживой природы являются:

  1. обмен веществ и энергии
  2. наследственность и изменчивость
  3. изменение размеров под воздействием среды
  4. рост и развитие
  5. неклеточное строение
  6. участие в круговороте веществ

9.  Выберите три правильных ответа:

Наука палеонтология занимается изучением

  1. тканей организма человека
  2. окаменелостей вымерших организмов
  3. индивидуального развития организмов
  4. отпечатков древних растений
  5. наследственности и изменчивости организмов
  6. ископаемых останков животных

10.Установите последовательность уровней организации живого начиная с наибольшей

  1. популяционный
  2. клеточный
  3. биосферный
  4. экосистемный
  5. организменный
  6. молекулярный

11. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки и исправьте их.

1) Для живой природы характерны разные уровни организации ее структур.

2)Самый нижний уровень жизни – клеточный, т.к. все организмы состоят из клеток.

3) За клеточным уровнем следует популяционно-видовой.

4) Высшим уровнем организации жизни считают биогеоценотический.

5) На высшем уровне изучаются особенности биохимических процессов жизни

6) Общая биология изучает законы, характерные для всех уровней организации жизни.

12.Известно, что Иван Сеченов –

выдающийся русский физиолог, эволюционист, предложивший систему исследования сложных форм поведения человека. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

  

 1) 

Работал в химической лаборатории Д.И. Менделеева и читал лекции в клубе художников.

  

 2) 

Вместе с женой впервые перевёл на русский язык сочинение Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».

  

 3) 

Родился учёный в 1829 году.

  

 4) 

В лаборатории К. Бернара экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность.

  

 5) 

Автор статьи «О поглощении СО2 растворами солей и сильными кислотами».

  

 6) 

Углублённо изучал различные направления философии и психологии.

13. Известно, что Луи Пастер –

микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

 1) 

В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.

 2) 

Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью. 

 3) 

Разработал метод предохранительных прививок.

 4) 

Открыл мельчайшие организмы – анаэробы, которые могут жить без кислорода.

5)

 6) 

Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.

Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70–80 °C в течение 30 мин.

14. ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом,образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности.
И прибор, и организм
это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор  это неживая система, а организм живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.

Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».

Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

Используя содержание текста «Что такое система?», ответьте на вопросы и выполните задание.

1) Что является главным условием возникновения системы?

2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?

3) На примере строения цветка докажите, что это система.

Вариант № 2

  1. Наука, изучающая отпечатки и окаменелости вымерших организмов, называется:
  1. систематика
  2. физиология
  3. палеонтология
  4. экология
  1. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода:
  1. экспериментального
  2. моделирования
  3. описания
  4. наблюдения
  1. Внутривидовые отношения изучают на уровне организации живого:
  1. биогеоценотическом
  2. популяционно-видовом
  3. молекулярном
  4. организменном
  1. Живые системы считаются открытыми потому, что они:
  1. построены из тех же химических элементов, что и не живые системы
  2. обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой
  3. обладают способностью к адаптациям
  4. способны размножаться
  1. Изучение закономерностей появления и развития видов выясняется с помощью метода:
  1. наблюдения
  2. экспериментального
  3. моделирования
  4. исторического
  1. Живое от неживого отличается способностью:
  1. изменять свойства объекта под воздействием среды
  2. участвовать в круговороте веществ
  3. воспроизводить себе подобных
  4. изменять размеры объекта под воздействием среды
  1. Наукой о происхождении человека и его рас является
  1. социология
  2. зоология
  3. антропология
  4. анатомия

8.  Выберите три правильных ответа:

Все живые организмы объединяет

  1. клеточное строение
  2. способность к фотосинтезу
  3. наличие ядра в клетке
  4. рост и развитие
  5. сходство химического состава
  6. теплокровность

9.  Выберите три правильных ответа:

Назовите научные области, в которых основным методом является метод микроскопии.

  1. микробиология
  2. биогеография
  3. цитология
  4. гистология
  5. антропология
  6. экология

10.Установите последовательность уровней организации живого начиная с наименьшей

  1. популяционный
  2. клеточный
  3. биосферный
  4. экосистемный
  5. организменный
  6. молекулярный

11. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки и исправьте их.

1) Биология представляет собой комплекс отдельных научных дисциплин, которые отличаются объектами и методами исследований.

2)Палеонтология – наука об ископаемых вымерших организмах.

3) Морфология и анатомия изучают функции органов.

4) Эволюционное учение изучает историческое развитие органического мира.

5) Экология занимается исследованием химического состава тканей организмов.

6) Объектом изучения физиологии служит природное сообщество.

12.  Известно, что Карл Линней –

 выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

  

 1) 

К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.

  

 2) 

У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.

  

 3) 

В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».

  

 4) 

К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.

  

 5) 

Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.

  

 6) 

К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции –

 в деревне Росхульт в провинции Смоланд.

13.  Известно, что Иван Павлов –

 один из авторитетнейших мировых учёных, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  

 1) 

Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.

  

 2) 

В 1883 году учёный защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».

  

 3) 

Создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.

  

 4) 

Разработал методику опытов с мнимым кормлением.

  

 5) 

Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.

  

 6) 

Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.

14.  РАЗВИТИЕ ИММУНОЛОГИИ

История иммунологии –науки об иммунитете –началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже подвержены похожей болезни.

Сельский врач заметил, что доярки, как правило, не болели тяжёлым инфекционным заболеванием –натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже, заполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа –

лёгкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки с жидкостью. Они лопались во время дойки, так как доярки интенсивно массировали вымя. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в лёгкой форме. Э. Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.

Открытие Дженнера основывалось не на знании причин возникновения оспы, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено, что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы, которых исследователи научились выделять. В 1879 г. Л. Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а, наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л. Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Учёный получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.

 

Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой научный метод применял в своём исследовании Э. Дженнер?

2) Что являлось объектом изучения в работах Л. Пастера?

3) Что служило основой для получения вакцины Э. Дженнером?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме: "Жизнь в современном городе" 7 класс

Контрольная работа содержит лексические и грамматические задания...

Контрольная работа по теме "Жизнь первобытных людей"

5 класс. История Древнего мира. Учебник Ф. Михайловского. параграфы 1-6. 2 варианта...

Контрольная работа « Основные закономерности явлений наследственности»

Методические указания  для преподавателяЦель работы: проверка умений учащихся работать с информацией, ориентироваться в учебном материале, распределять рабочее время, работать в команде, сос...

Контрольная работа по теме «Жизнь и открытия первобытных людей" 5 класс, 1 четверть

Контрольная работа за 1 четверть на 20 минут для 5 класса по теме «Жизнь и открытия первобытных людей", по учебнику Михайловского....

Контрольная работа по теме "Закономерности жизни на организменном уровне"

Контрольная работа по теме "Закономерности жизни на организменном уровне"...

Контрольная работа по теме: Общие закономерности жизни .

Контрольная работа 9 класса по биологии  разработа в формате ОГЭ и включает задания из открытого банка заданий сайта ФИПИ....