Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
учебно-методический материал по биологии (8 класс) по теме

Арчакова Милана Адамовна

Предварительная работа : изучение особенностей строения скелета  человека, химического состава костной ткани, функций опорно-двигатательного аппарата. причины нарушения осанки, и развития плоскостопия

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                                                       Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

 Ф.И.О. педагога  Арчакова Милана Адамовна                                                                                                                      

Должность учитель биологии

Полное название ОУ                    Государственное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 9 г. Назрань» 

                                                                                     (с указанием муниципального образования)

Образовательная область  Естественные науки                            Программа  Биология. Человек. Культура здоровья

Характеристика группы  8 «б» класс

Предварительная работа: изучение особенностей строения скелета человека, химического состава костной ткани, функций опорно-двигательного аппарата, причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Оборудование: проектор, презентация, бинт, шина, таблицы с иллюстрациями травм.

Тема: Осанка. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Цели непосредственно образовательной деятельности:

В образовательной области

Формируемые предпосылки к учебной деятельности

     Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми

социально-коммуникативное развитие

  1. Ответственное отношение к учёбе, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Уважительное отношение к мнению другого человека.
  3. Коммуникативная компетентность в общение и сотрудничестве со сверстниками.
  1. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
  2. Понимать позицию другого.

познавательное развитие

  1. Повышать активность обучающихся.
  2. Раскрывать индивидуальные возможности.
  3. Бережное отношение к природе.
  4. Бережное отношение к своему здоровью.
  5. Создать условия для совершения обучающимися «малых открытий».
  1. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, умение применять эти знания в повседневной жизни.
  2. Искать и отбирать источник необходимой информации, систематизировать информацию.
  3. Оценка своей работы

речевое развитие

  1. Ответы на вопросы учителя.
  2. Вопросы, адресованные друг к другу.
  3. Работа с текстом учебника, как источником информации.
  4. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, поддерживать разговор)
  1. Самостоятельный поиск информации.
  2. Умение вести диалог.
  3. Развитие устной монологической речи.
  4. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме

художественно-эстетическое развитие

  1. Стихи о красоте человеческого тела.
  2. Соблюдение требований к оформлению учебного кабинета  
  1. Презентация.

физическое развитие

  1. Физминутка.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  1. Формирование осанки

Этапы НОД

Задачи этапа

Методы, приемы, формы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формируемые предпосылки к учебной деятельности

Вводная часть

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний.

1. Назовите основные функции скелета? (Защита внутренних органов, опора организма, обмен веществ, кроветворная)

2. Рост кости в толщину происходит за счет

                     (Надкостницы)

 3. Подвижное соединение костей в организме человека характерно для

(костей запястья)

 4. В организме человека полуподвижно соединяются кости

(позвоночника)

5.Шейный отдел позвоночника человека состоит из

(7 позвонков)

 6. Назовите структурные элементы скелета

(Кости. Связки. Хрящи.)

 7. Укажите, какие компоненты входят в состав костной ткани

(Костные клетки Органические вещества Карбонат и фосфат кальция)

8. Укажите, какие соединения относят к  неподвижным

  1. Соединение между лобковой теменной костью
  2. Соединения лобковых костей

9. Какие особенности скелета характерны только для человека?

  1. Наличие ключиц
  2. Наличие подбородочного выступа
  3. S – образная форма позвоночного столба
  4. Сводчатая стопа

10. Дети рождаются на свет с почти прямым позвоночником. С чем связано появление изгибов позвоночника?

  1. Шейный изгиб позвоночника
  2. Грудной изгиб позвоночника
  1. Способность ребенка держать голову
  2. Способность ребенка сидеть

11. Какие вещества входят в состав костей скелета человека? Какие качества они придают костям? 

(Неорганические вещества -65-70% - это соли кальция и фосфора; придают костям твердость. Органические вещества – 30-35% - обеспечивает костям эластичность и упругость)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников.

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Основная часть

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы урока.

Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради

В жизни бывают случаи, когда на уроках физической культуры или на улице, оступившись или поскользнувшись, мы можем повредить ногу: растянуть связки, вывихнуть сустав. А самое страшное – сломать кость. В классе найдется хоть один ученик, который на протяжении месяца, а иногда и дольше носил гипс. Для того, чтобы при подобных обстоятельствах мы с вами могли оказать первую помощь – при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей, - нам необходимо этому научиться.

Стараются сформулировать тему и  цель урока.

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя.

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно-следственные связи.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объяснение нового материала

Беседа «Первая помощь»

Работа в рабочей тетради

Работа по учебнику

Работа с таблицей

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены и здорового образа жизни (соблюдение правил техники безопасности и поведения). Рассказ учителя должен сопровождаться иллюстрациями вывихов, переломов, растяжений. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся на исследование проблемной ситуации:

- Из курса ОБЖ вам известно о том, какую доврачебную помощь оказывали при травмах. Давайте вспомним. У вас есть 1 минута для того, чтобы вспомнить, какие меры необходимо предпринять.

- При любых видах травм возникает боль. Поэтому только на основании появления боли нет возможности различать вид травмы. Как же установить вид травмы: вывих это, растяжение или перелом?

- Заполните таблицу:

         КАК РАСПОЗНАТЬ  ТРАВМУ

Перелом

Вывих

Растяжение

- Используя текст учебника и ЭОР, заполните таблицу.

Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль. Организует коллективную проверку выполнения упражнения (см. Ресурсный материал к уроку)

- Назовите причины травматизма среди детей?

- Среди видов детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором – уличный, на третьем – школьный. Первая причина -  пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Перебегая дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора для пешеходов, можно оступиться, упасть, может задеть или сбить машина. Вторая причина травматизма – повышенная двигательная активность. Это биологическая потребность детского организма в движении. Однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого, локтевого суставов,

переломами конечностей. Третья причина травм среди подростков связана с недостаточной внимательностью. Увлекшись игрой, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть сам и поранить других. Нередко переломы или вывихи конечностей происходят во время уроков физкультуры. Играете ли вы в волейбол или баскетбол, необходимо соблюдать правила игры, не толкаться и не ставить подножки.

Далее учитель организует работу обучающихся с иллюстрациями, на которых изображены виды травм и оказание первой медицинской помощи. Показывает, как необходимо накладывать шину, как обеспечить неподвижность сломанной конечности. Указывает на необходимость наложения холодного компресса.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

(Если перелом открытый, в первую очередь необходимо остановить кровотечение. Далее надо уменьшить боль, наложив рядом с переломом холодный компресс, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела. Перед транспортировкой подготовить пострадавшего)

(При переломе может деформироваться кость, вообще не можешь пошевелить конечностью; при вывихах и растяжениях чаще всего болит область сустава)

(На улице: упал, когда катался на велосипеде. В школе: толкнули – упал: не соблюдал технику безопасности на уроках физической культуры.)

Заполняют таблицу.

Тренируются накладывать шины, перебинтовывать поврежденную конечность

IV. Закрепление

1. При переломах и вывихах у пострадавшего необходимо обездвижить не только поврежденное место, но и ближайшие суставы. Почему?

2. Подумайте, что надо делать при вывихе. Выберите правильные ответы из предложенных:

а) самому вправить вывих;

б) забинтовать конечность и наложить шину, отправить пострадавшего к врачу;

в) приложить что-нибудь холодное;

г) приложить грелку;

д) делать массаж.

(в этом случае части сломанной кости не смещаются)

Ответ (б, в)

V.Рефлексия

Фронтальная работа.

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроках физической культуры, о необходимости уметь применять правила первой помощи при вывихах, переломах.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Делают выводы.

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию.

VI. Поведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Обобщающая беседа.

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки.

Осуществляют самоанализ деятельности.

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

Домашнее задание

Прочитать записи по тетради

Записывают задание.

Задают уточняющие вопросы.

Краткий информационный материал на заключительном этапе урока о причинах травм и их профилактике.

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором — уличный, на третьем — школьный. Первая причина детского травматизма - повышенная двигательная активность. Замечу, что она свойственна не только детям, но и всем детенышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни.

Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте — это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперед, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти рук и, что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстановиться не полностью.

Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечен игрой и ничего не видит вокруг.

Третья причина - пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, далеко не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно делать, а что нельзя.

                                                       Первая помощь при повреждениях скелета.

Тип травмы

Признаки

Первая помощь

Растяжение связок

Отечность, резкая боль, нарушение функций сустава

Иногда кровоизлияние.

Тугое бинтование сустава;

Холод на место повреждения;

Доставить в лечебное учреждение.

Вывих суставов

Резкая боль в суставе;

Конечность в неестественном положении;

Движения в суставе затруднены или невозможны.

Обеспечить неподвижность месту повреждения;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение

Переломы костей

Резкая боль;

Изменение положения формы, иногда длины конечности;

Нарушение функций конечности;

Появление отечности и кровоподтека.

Полная неподвижность

поврежденной части тела;

Дать обезболивающее;

Доставить в лечебное учреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"

Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...

Технологическая карта непосредствено образовательной деятельности физическая культура "Путешествие в сказочный лес"

Непосредственно образовптельная деятельность физическая культура "Путешествие в сказочный лес"...

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Дифференциация звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Цель: закрепить правильное произношение звуков [C] – [Ш] в речи, развивать фонематическое восприятие – дифференциацию звуков [C] – [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Технологическая карта построения интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе компенсирующей направленности на тему "На весенней полянке"

Технологическая карта содержит задачи, предпосылки УУД, этапы интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

Технологическая карта по мероприятию на тему  "И как только с этим жить...". Показана технология работы социального театра....

Технологическая карта. Сценарий образовательной деятельности (подготовительная группа) "Знаменитые люди Новосибирской области. Юрий Бугаков. Виктор Кузнецов. Евгений Благитко."

Сенарий образовательной деятельности в подготовительной группе "Почетные граждане Новосибирской области. Юрий Бугаков - директор совхоза "Ирмень", Виктор Кузнецов - тренер по греко - ри...