Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"
план-конспект урока по теме

Рыжкова Наталья Владимировна

 

Цели и задачи:

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:

  1. Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);
  2. Закреплять понятия: гласный, согласный звук;
  3. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;
  4. Развивать у детей фонематический слух;
  5. Закреплять понятие о месте звука в слове;
  6. Упражнять детей в выделении звука т в начале, конце, середине слова;
  7. Учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их;
  8. Закреплять образование существительных с помощью суффиксов – ик, - ищ;
  9. Развитие лексико-грамматического строя речи;
  10. Познакомить с буквой Т, печатать букву Т в тетрадях, знать основные отличия звука от буквы;
  11. Учить  соотносить звук с буквой;
  12. Тренировать память, внимание, мышление;
  13. Воспитывать умение внимательно слушать учителя, выполнять поставленную задачу.

Оборудование:

Презентация для проведения НОД;

Зеркала, прищепки, домик для дыхательной гимнастики, кассы, экранчики, тетради, ручки, буквы  К,О,Т, счетные палочки, домашнее задание, салфетки, цветные карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_neposredstvenno.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква Т».

Цели и задачи:

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:

Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);

Закреплять понятия: гласный, согласный звук;

Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;

Развивать у детей фонематический слух;

Закреплять понятие о месте звука в слове;

Упражнять детей в выделении звука т в начале, конце, середине слова;

Учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их;

Закреплять образование существительных с помощью суффиксов – ик, - ищ;

Развитие лексико-грамматического строя речи;

Познакомить с буквой Т, печатать букву Т в тетрадях, знать основные отличия звука от буквы;

Учить  соотносить звук с буквой;

Тренировать память, внимание, мышление;

Воспитывать умение внимательно слушать учителя, выполнять поставленную задачу.

Оборудование:

Презентация для проведения НОД;

Зеркала, прищепки, домик для дыхательной гимнастики, кассы, экранчики, тетради, ручки, буквы  К,О,Т, счетные палочки, домашнее задание, салфетки, цветные карандаши.

Образовательная деятельность

Вид  деятельности

Содержание деятельности

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

1 слайд

Организационный момент.

Психологический настрой детей.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть занятие принесет нам всем радость общения.

 -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, трудолюбие.

2 слайд

-Похлопайте в ладошки те, у кого настроение  радостное, а у кого грустное.

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

Актуализация знаний детей

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? (Да.)

 К нам в гости сегодня пришел кот Том из мультфильма «Том и Джерри».

3 слайд

Кот – это, какое животное? (Домашнее животное.)

 Он очень любит играть в дразнилки. Давайте поиграем вместе с ним.

 Я буду произносить звуки беззвучно, а вы будете их называть.

 Ветер с листьями играет у – у (Дети узнают и называют звуки)

 Листья с веток обрывает и – и

 Листья желтые летят о – о

 Прямо под ноги ребят а – а

 А, О, У, И – это что за звуки? (Гласные звуки)

- Почему они гласные?

4 слайд

А теперь вспомним, какие согласные звуки мы знаем.

Назовите мне,  губной, согласный, глухой, твердый звук. (п)

Назовите его пару.

Дайте характеристику звуку [К]  [К'].

5 слайд

Почему они согласные?

Физическая культура

Двигательная деятельность

6 слайд

Развитие мелкой моторики рук.  

- А сейчас разогреем наши пальчики. Превратились в кота

Возьмите прищепку и повторяйте за мной.

Кусается сильно Том – глупышка,

Думает, что это не палец, а мышка.

Но, я, же играю с тобой малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш»!

7 слайд

 Артикуляционная гимнастика.

 А, теперь ребята покажем Тому, как мы укрепляем язычок, чтобы научиться выговаривать правильно звуки.

8  слайд

 (Делают упражнения с зеркалами.)

Том утром встал,

9 слайд

 Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля котик.

10  слайд

Томик наш расческу взял

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем:

Все покажем язычком.

11  слайд

А теперь чаек попьем.

Чай мы в чашечку нальем.

Томик сыт, томик рад!

Томик любит всех ребят!

12 слайд

А теперь язык наш- мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!

Вот и закончилась игра.

13 слайд

Как сметану любит котик?

Оближи скорее ротик.


 Развитие дыхания.

 Тома есть любимый друг, он живет в домике. Мы узнаем его только тогда, когда подуем на занавески.

 (Дуют на окошко домика.)

 Кто же спрятался в домике? (Мышка Джерри.)

14 слайд

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

Сообщение темы.

 Сегодня мы вместе с Томом будем изучать новый звук, а какой вы догадаетесь сами.

Этот звук услышишь в стуке вагонных колес.

15 слайд

Молоток стучит.

16 слайд

 Этот звук есть в имени нашего гостя Тома.

 Вы уже догадались? (Это звук Т.)

17 слайд

Акустико – артикуляционный образ звука.

 Произнесите звук Т. (Хоровое и индивидуальное произнесение звука Т с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом.)

 Что делают губы? (Губы слегка растянуты в улыбке.)

 Что делает кончик языка (Кончик языка касается верхних передних  зубов.)

 Что происходит с воздухом? Воздух не выходит свободно, он встречает

 преграду- язык и верхние зубы.)

 Значит, какой звук Т? (Звук Т – согласный звук.)

 А теперь, послушайте, как я твердо произношу звук: т – т - т.

 Согласный звук Т – твердый, обозначаем фишкой синего цвета.

 (Воспитатель выставляет фишку синего цвета) .

 Посмотрите звук Т – глухой или звонкий?

 Приложите руку к горлышку.

 (Прикладывают руку к горлышку тыльной стороной.)

 Что происходит с горлышком? (Горлышко молчит.)

 Значит звук Т – глухой.

18 слайд

 Дайте характеристику звуку Т. (Звук Т – согласный твердый глухой звук (воздушная струя встречает преграду, обозначаем фишкой синего цвета.)

Социализация

Игровая деятельность

19 слайд

Развитие фонематического восприятия.

Давайте поиграем с Томом.

Навострили ушки, ушки на макушке.

  Я буду произносить звуки, а вы поднимите воздушный синий шарик, если услышите звук Т.

 Ряд звуков: п, а, т, к, м, д, о, т.

 (Дети поднимают воздушный шарик, когда услышат звук Т.)

Ряд слогов: АТ,АК, АП, ИТ,УП,ТУ,ДУ,ПЫ,ТЫ

ИЗ ряда слов:

20 слайд Паук

21 слайд ---Танк

22 слайд --платок

23  слайд ---Самолет

24 слайд ---часы

Чистоговорки

 Кот Том любит мастерить из дерева разные предметы, он стучит молотком вот так:

 Тук – тук – так.

 (Повтори …. ) (Дети повторяют индивидуально.)

 Гвоздь не забивается, Том сердится.

 Тук – так – тук.

 (Повтори)

 Вдруг молоток упал и покатился с лестницы вниз.

 Утк – атк – утк.

 Атк – утк – утк.

Физическая культура

Двигательная деятельность

 25 слайд

Физкультминутка.

 Вышел кот погулять

 Хочет с нами поплясать,

 Вы скорее выходите

 Вместе с Томом попляшите

подняться, подтянуться

согнуться, ног коснуться

присесть

прыгнуть

тихонько спинку выгнуть

 на место тихо сесть

 (Выполнение движений по тексту)

Социализация, комуникация

Продуктивная деятельность

Знакомство с буквой Т.

Ребята, мы с вами говорили о звуке, но каждый звук обозначается буквой.

Чем отличается звук от буквы?

26-27 слайд

28 слайд

Воспитатель показывает букву.  Т

На что похожа буква т.

 Гриб на букву  Т похож.

 С толстой  ножкой. Ну и что ж!

 Потрудитесь - ка немножко:

 Палка - шляпка, палка ножка.

 29 слайд

Из каких элементов состоит буква т.

 Выложите букву Т из счетных палочек.

 (Выкладывание буквы из счетных палочек.)

Откройте кассы и найдите букву т.

30 слайд

Работа в тетрадях.

-нарисуем полоски грозному коту

- напиши букву Т (сначала в воздухе)

- назвать те предметы в названиях, которых звук т стоит в начале слова, в конце слова

- раскрасить те предметы, названия которых заканчиваются на букву т

- обсуждение пословицы: Терпенье и труд - все перетрут.

- составление предложений по картинкам

31 слайд  

Чтение слог и слов

Социализация

Игровая деятельность

Игра «Живые буквы»

Кот-ток

То, что течет по проводам и доставляет в наши дома и квартиры свет и тепло, связывает нас с внешним миром посредством сети  интернет и с помощью телефонной связи. Ток опасен, он может убить человека.

32 слайд  

Социализация, комуникация

Продуктивная деятельность

33-36 слайд

Схема слова Кот

-Ребята, а сейчас мы составим схему слова Кот. (Шкатулочки)

-сколько слогов в слове кот?

- сколько звуков,

-сколько букв?

- На какой звук падает ударение?

 - Какой первый звук? (Звук к.)

 Дайте звуку [к ]характеристику.

 (к – согласный звук, глухой, твердый обозначаем фишкой синего цвета.)

 - Какой второй звук вы слышите ? (Звук о)

 Дайте характеристику звуку.

(звук о-гласный, обозначаем фишкой красного цвета)

- Назовите 3 звук в слове?

 (Т– согласный звук,глух, тверд  обозначаем фишкой синего цвета)

Откройте кассы и составьте слово КОТ

Социализация

Игровая деятельность

37 слайд

Лексика (грамматический строй речи) .

 Том предлагает закончить стихотворную строчку.

 В подполье, в каморке

 Живет она в норке,

 Серая малышка.

 Кто же это?. (Мышка Джерри.)

 Давайте, их сравним

 У мышки усики, у кота. ? (усищи)

 У мышки лапки, а у кота. ? (лапищи)

 У мышки хвостик, а у кота.? (хвостище)

 У мышки носик, а у кота. ? (носище)

Социализация

Коммуникативная деятельность

Итог

Кто был у нас в гостях?

38 слайд

Том, спрашивает : «С какого звука начинается его имя»?

39 слайд

Дайте ему характеристику?

 40 слайд

Молодцы. Понравилось вам занятие. Давайте посмотрим.

Похлопайте те, у кого оно стало лучше.

41 слайд

Том благодарит вас  и за ваше трудолюбие дарит вам воздушные шары синего цвета.

Д/з: раскрасить черно-белую фотографию Тома и Джерри, составить рассказ по этой фотографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква «У»

Научить детей четко произносить звук «У»; учить определять позицию звука «У» в словах;познакомить с буквой «У»; развивать фонематический слух у детей....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Учимся играя"

В рамках проекта "Моя первая Азбука" в нашей группе прошло открытое занятие для родителей воспитанников с ОНР по обучению грамоте "Учимся играя" ....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

Предварительная работа : изучение особенностей строения скелета  человека, химического состава костной ткани, функций опорно-двигатательного аппарата. причины нарушения осанки, и развития плоскос...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Путешествие по любимым сказкам»

Цель:  совершенствовать у детей навык звуко-слогового анализа и синтеза.Задачи.Коррекционно-образовательные.активизация словаря;повторение и закрепление знаний детей о сказках;упражнение в умении...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

Технологическая карта по мероприятию на тему  "И как только с этим жить...". Показана технология работы социального театра....