Технологическая карта урока по биологии в 5 классе "Экологические факторы среды"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Воронова Юлия Александровна

Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.

Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников. В связи с этим ведущая идея в системе моей работы - развитие познавательного интереса учащихся через реализацию системно-деятельностного подхода на уроках и внеклассных занятиях по биологии и химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №15» города Смоленска

технологическая карта урока биологии

 «Экологические факторы среды»

5 класс

учитель биологии

Воронова  Юлия Александровна

          Смоленск

2017

Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.

Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников. В связи с этим ведущая идея в системе моей работы - развитие познавательного интереса учащихся через реализацию системно-деятельностного подхода на уроках и внеклассных занятиях по биологии и химии.


Тема «Экологические факторы среды»

Цель:  формирование представления об экологических факторах среды,  их влиянии на организм.

Задачи:

образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу;

развивающая:  развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлять схемы, делать сравнительный анализ.

        воспитательная: воспитывать бережное  отношение к природе.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные результаты обучения:  умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.  

Метапредметные результаты обучения: умение применять  понятия, работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и  основным  понятиям.

Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.

Тип урока:     урок «открытия» нового знания.

Формы работы обучающихся:   фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

План  урока

1.Организация обучающихся,мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация опорных знаний

3.Формулирование темы урока, постановка цели

4.Изучение нового

5.Закрепление знаний  

6.Рефлексия

7. Домашнее задание


ЭТАП УРОКА

(время)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент мотивация к учебной деятельности  

(2 мин)

 Приветствует учеников. Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.

Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.

Приветствие учителя

Регулятивные: умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации.

Актуализация опорных знаний

(8 мин)

Выполнение заданий в группах

(приложение 1)

Определяет группы учеников, объясняет ход выполнения заданий. Организует фронтальную работу, задает вопросы:

Какая среда не нашла места в ваших заданиях?

Какой  вывод можно делать?

Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?

Слушает, анализирует, определяет о чём идёт речь, выполняет задание, взаимопроверку, отвечает на вопросы.

Организменная со своими условиями и живущими в ней организмами

Вывод: каждая среда имеет свои условия.  

Нет. Живые организмы неразрывно связаны с окружающей их средой обитания.

Записывают в тетрадь (условия среды называются экологическими факторами)

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:
умение достаточно полно и точно выражать свои мысли,  владение монологической и диалогической формами речи, умение

Познавательные:  умение структурировать учебный материал, обобщать, делать выводы.

Формирование темы урока, постановка цели

(2 мин)

Определение темы урока

Учитель читает стихотворение:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Цветы, деревья и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года – Это факторы природы.

Как вы думаете:  что мы будем изучать?

                

Слушают стихотворение.

Определяют тему. «Экологические факторы и их влияние на организмы» записывают в тетрадь

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:   умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Регулятивные: умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Изучение нового

(20 мин)

Ресурс 1

Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000755-1000-4ddd-1961-3600475d430b/482.swf

Звуковой фильм с иллюстрациями даёт основные понятия «экологические факторы среды», «факторы живой природы», «факторы неживой природы», «антропогенный фактор»

Ресурс №2

 «Схема экологических факторов среды» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7bb43fb0-a639-4573-a85e-069fdd311e16/%5BBIO6_01-04%5D_%5BIM_03%5D.swf

Организует беседу, в ходе которой у учащихся должно сформироваться первичное представление об экологических факторах среды

Смотрят, слушают текст, записывают понятия в тетради, отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе

Называют факторы.

факторы неживой природы, факторы живой природы, влияние деятельности человека на природу.

Записывают схему в тетрадь.

Коммуникативные:

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные умениеосуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием информациооных ресурсов, осуществлять запись выборочной информации, использовать знаково-символические средства.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Личностные: умение проявлять в разных ситуация доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельность

Закрепление

(7 мин)

Ресурс № 3

Тест. Интерактивное задание на тему    

«Экологические факторы среды», в котором нужно выбрать один вариант ответа из предложенных  

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000758-1000-4ddd-effc-0b00475d430c/index_mht.htm

Организует совместную работу с обучающимися с практическим ресурсом, с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях

Ответы дают устно

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой

Регулятивные: умение          оценивать действия и   результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Рефлексия учебной деятельности

(3 мин)

На столах учеников таблицы (приложение 2)

Предлагает ответить и оценить свою работу

Отвечают и оценивают свою работу.

Регулятивные: умение          оценивать действия и   результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их.

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Домашнее задание

(2 мин)

Задаёт домашнее задание, комментирует задание

1.Выучить материал параграфа 5.

2. Ответить на вопросы учебника после параграфа

Выбрать для себя дополнительное задание. Подготовить сообщение

1. «Примеры негативного влияния человека в нашем микрорайоне»

2. «Роль зелёных растений для жизни на нашей планете».

Записывают домашнее задание в дневник

Приложение 1

Задание для группы №1  Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды.

 Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

-----------------------------------------------------------------------------------

Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

---------------------------------------------------------------------------------------

Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Приложение 2

Оцените свою работу на уроке (подчеркните нужное)

На уроке я работал

активно/ пассивно

На уроке мне было

Интересно/не интересно          легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.


Информационно-методические источники

  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.
  2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2012 г.
  3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
  4. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/).
  5. http://him.1september.ru/index.php
  6. http://him.1september.ru/urok/-
  7. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по теме: "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"

Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит ...

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обита

Цель:расширить представление о многообразии живой природы. Формирование универсальных учебных действий....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме «Экологические факторы среды»

Цель урока:  Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к жи...