Обобщающий урок биологии "Классификация растений" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Увлекательный игровой урок  с региональным компонентом. Проводится в конце учебного года  для обобщения учебного материала по разделу: "Классификация растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._6_klass.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  

        Тема: «Классификация растений» 6 класс

Базовый учебник: В.В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Дрофа. 2014»

Тип:  обобщающий, игровой

Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов.

Предметные: 

 1. Называть  основные систематические группы  покрытосеменных растений, их представителей.

 2. Выделять характерные признаки семейств однодольных и двудольных растений.

 3. Раскрывать значение цветковых растений в природе и жизни человека.

  1. Описывать   растения  донской флоры.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь: различать систематические категории, осуществлять классификацию, работать в команде.

Личностные:  понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, знание и любовь к природе родного края.

Оборудование: таблицы и фотографии цветковых растений, игровая таблица, карточки с заданиями, чистые листки, гербарии донских трав, призы.

Таблица №1

Что зачем?

Кулинарный

Кто больше?

Найди лишнее

1 или 2

На Руси говорят

Цветик –семицветик

Отгадай-ка

Узнай семейство

Подготовка:  

Класс делится на 3 команды.  Выбирается жюри (2-3 старшеклассника или

лучшие ученики). На доске вывешивается игровая  таблица и таблицы  цветковых растений. Выдвигаются к доске 3 парты.

Ход  и структура урока:

  1. Знакомство с правилами игры (учитель).
  2. Представление команд (команды придумывают необычные ботанические названия и читают стихотворения о цветах).
  3. Выполнение конкурсных заданий командами.
  4. Подведение итогов  игры и вручение призов.
  5.  Тестирование

Конкурсные задания:

Что зачем? (выполняет 1 ученик из команды, письменно)

Записать на листках  в порядке возрастания систематические группы растений.

1 или 2? (выполняет 1 ученик, письменно)

Определите к какому классу принадлежат указанные растения:  капуста,  шиповник, алоэ, пшеница, тюльпан, роза, подорожник, картофель, нарцисс, горох, чеснок, яблоня.

Узнай семейство (выполняют 2 ученика, устно)

  1. В семействе имеются травы, кустарники и деревья. Плоды многих из них очень вкусные (Розоцветные).
  2. Растения этого семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться (Сложноцветные).
  3. В этом семействе есть пищевые и лекарственные растения. Многолетние травы с подземными корневищами и лукавицами (Лилейные).
  4. Основное отличие семейства – симбиоз с бактериями, под действием которых на корнях образуются клубеньки (Бобовые).
  5. Это однолетние и многолетние травы, древнейшие культурные растения, которые кормят людей (Злаки).
  6. К семейству относят такие ценные пищевые растения, как томаты, баклажаны, перец (Пасленовые).

Кто больше? (выполняет команда, письменно)

Записать как можно большее количество видов растений из семейств (розоцветные, сложноцветные,  злаки).

Цветик-семицветик  (выполняет 1 ученик, устно)

Определите название семейства по формуле цветка.

Найдите лишнее  (выполняет 1 ученик, устно)

В наборе слов найдите одно лишнее и укажите, какой признак объединяет остальные слова.

Василек, астра, одуванчик, пижма, тюльпан, календула (остальные  – сложноцветные)

Береза, дуб, тополь, сосна, осина, ольха (остальные – цветковые).

Луковица, корневище, корзинка, пшеница, зерновка, соломина (остальные – органы растений).

На Руси говорят  (выполняет 1 ученик, устно)

Вставь пропущенные слова в пословицы и поговорки:

Сто лет (мак) не родил, а голоду не было.           (Лук) от семи недуг.        

Человек не (орех), его сразу не расколешь.         Каждый (цветок) со своим запахом.

Каково (семя), таково и племя.                              (Яблоко) от яблони далеко не падает.

От яблони – яблоко, от сосны – (шишки).            На красненький (цветочек) и пчелка летит.

Кулинарный  (выполняют 2 ученика, письменно)

Укажите какой орган употребляют в пищу у перечисленных растений:  картофеля (клубень), у свеклы (корнеплод), у цветной капусты  (соцветие),  у чеснока (луковица), у редиса (корнеплод),  у лука (луковица), у подсолнечника ( плоды семянки),  у ржи (плод зерновка),  у салата (побег), у хрена (корень).

Отгадай – ка (выполняют 2 ученика, устно)

На Дону произрастает  множество замечательных трав, о которых рассказано в песнях, сказках, былинах. Попробуй отгадать их названия по рассказам.

  •  Колышутся  под степными ветрами  белые шелковистые метелки как склоненные флажки. В старинной казачьей легенде говорится, что когда казак погибнет в сече за родную землю и ляжет в нее костьми, то вырастет в степи еще одна седая травинка, стоит она и плачет под ветром (Ковыль).
  • В народе ее зовут былиной, горьким бурьяном, печальной травой. Горькие настойки  из нее излечивают от многих хворей. Не страшен ей ни зной, ни холод – она всегда одинаково могуча и густа. А тонкий запах никто не забудет (Полынь).
  • Есть в донских краях добрый обычай:  украшать букетами этой травы портреты тех, кто погиб на войне или  рано умер. Можно увидеть их  и за иконками. Цветок этот – сухоцвет и  может долго-долго лежать не меняясь. Поэтому  называют его неувядкой,  неумирашкой (Бессмертник).
  • Этот цветок любит засушливые степи. Когда-то вся нетронутая плугом придонская степь летом пахла медвяным запахом. Уходя в дальние походы, брали с собой казаки эту траву, чтобы запах ее напоминал о Доне, о горячей степи. А может назвали ее так  потому, что у древних славян днями  называли болезни, а трав эта – отличный лекарь (Донник).
  • В иное лето вся степь выгорает под солнцем, а трава эта не прячется и цветет с весны до глубокой осенние розово-лиловыми цветочками. Называют ее душевик, богородицына трава, чебор. Душистей, чем она цветка нет. Донские казаки почитали ее выше всех трав (Чабрец).

                               

Тест по  теме «Классификация растений»

Вариант 1

 Выбери один из трех ответов

1. К двудольным растениям относятся            :

а) фасоль         б) пшеница       в) лук                          

2. К семейству Паслёновые относятся:

а) шиповник и груша        б) томат и перец       в) пшеница и кукуруза

3. Для семян цветковых растений класса двудольных в отличие от семян растений класса однодольные характерно наличие:

а) зародыша с двумя семядолями    в) зародыша с семью семядолями

б) зародыша с одной семядолями

4. Мочковатая корневая система у:

а) одуванчик         б) пшеница     в) подорожника

5. К семейству Бобовые относятся:

а) кукуруза и ячмень      б) фасоль и горох   в) лилия и тюльпан

6. К семейству Розоцветные относятся :

а) редис и капуста    б) шиповник и яблоко   в) фасоль и горох

7. Для растений, относящихся к классу двудольных, характерно жилкование:

а) параллельное      б) сетчатое        в) дуговое

8. Стержневая корневая система у:

а) одуванчика      б)  лука        в) пшеницы

9. К семейству Лилейные относятся:

а) тюльпан и лилия  б) фасоль и горох      в) слива и шиповник

10. Цветки язычковые, трубчатые, воронковидные характерны для семейства:

а) крестоцветные       б) бобовые          в) сложноцветные

11. Дуговое жилкование листьев характерно для:

а) подорожника       б) клёна          в) пшеницы        

12. Растения, у которых две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое    

жилкование, относятся к классу:

а) двудольных       б) хвойных    в) однодольных

13.Воронковидные цветки свойственны:

а) васильку          б) ромашке        в) одуванчику

14. Злаки- растения одного семейства из класса:

а) однодольных          б) двудольных    в) тридольных

                             

Тест по  теме «Классификация растений»

Вариант 2

1. Злаки- растения одного семейства из класса:

а) однодольных      б) двудольных         в) тридольных                

2.Воронковидные цветки свойственны:

а) васильку                б) ромашке               в) одуванчику

3. Растения, у которых две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое    

жилкование, относятся к классу:

а) двудольных          б) хвойных   в) однодольных

4. Дуговое жилкование листьев характерно для:

а) подорожника      б) клёна          в) пшеницы        

5. Цветки язычковые, трубчатые, воронковидные характерны для семейства:

а) крестоцветные       б) бобовые           в) сложноцветные

6. К семейству Лилейные относятся:

а) тюльпан и лилия        б) фасоль и горох        в) слива и шиповник

7. Стержневая корневая система у:

а) одуванчика             б)  лука          в) пшеницы

8. Для растений, относящихся к классу двудольных, характерно жилкование:

а) параллельное      б) сетчатое       в) дуговое

9. К семейству Розоцветные относятся:

а) редис и капуста        б) шиповник и яблоко      в) фасоль и горох

10. К семейству Бобовые относятся:

а) кукуруза и ячмень     б) фасоль и горох       в) лилия и тюльпан

11. Мочковатая корневая система у:

а) одуванчик             б) пшеница             в) подорожника

12. Для семян цветковых растений класса двудольных в отличие от семян растений класса однодольные характерно наличие:

а) зародыша с двумя семядолями       в) зародыша с семью семядолями

б) зародыша с одной семядолями

13. К семейству Паслёновые относятся:

а) шиповник и груша         б) томат и перец           в) пшеница и кукуруза

14. К двудольным растениям относятся :

а) фасоль       б) пшеница     в) лук

2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии «Особенности организации простейших. Их классификация» 7 класс

Цель урока: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности простейших.Задачи.Образовательные: – закрепить знания об особенностях строения простейших, их образе жизни и значении.Разви...

Урок с использованием ЦОР по теме:"Классификация" 6 класс

Ф.И.О. учителя: Подлесных Елена ВикторовнаКласс:  6 классПредмет: Информатики и ИКТТема урока: КлассификацияМесто и роль урока в изучаемой теме: Урок №21 . Глава “Человек и информация”Цели урока ...

Презентация по химии на тему "Основания, состав и классификация" (8 класс)

Презентация по химии на тему "Основания, состав и классификация" (8 класс)...

Методическая разработка урока по химии "Кислоты.Состав и классификация" , 8 класс

Методическая разработка урока включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, технологическую карту урока с подробным описанием деятельности учителя, ученика, формируемых УУД. Прописаны ожидаемы...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...

План урока по информатике "Понятие классификации", 4 класс

Цель урокаДать понятие классификацииРазвивать логическое мышление у учащихсяРазвивать навыки работы в среде ЛогоМиры...