Внеурочное мероприятие: "Удивительный мир растений"
план-конспект занятия по биологии (5, 6, 10 класс) на тему

Чернышева Таисия Викторовна

Мероприятие многоуровневое,, участвуют обучающиеся 5, 6,10 классов. Способствует   развитию познавательных и творческих способностей,, фантазии и инициативы учащихся; развитию интереса и бережного отношения к природе, развитию коммуникативных способностей, воспитание культуры общения, сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_meropriyatietudivitelnyy_mir_tsvetov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР РАСТЕНИЙ»

Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности; воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем; воспитание внимательного слушателя и соблюдения правил поведения во время мероприятия, формирование познавательного интереса к биологии.

Задачи: развитие познавательных и творческих способностей, фантазии и инициативы учащихся;

развитие интереса и бережного отношения к природе;

развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры общения, сотрудничества.

Оборудование: оборудование для гидропоники, презентация, проектор, «полянка цветов», картинки цветов

Здравствуйте!

Наш клуб любителей цветов «Колокольчик» желает всем доброго дня и приглашает на свое заседание.

Учитель: Мир растений удивителен и разнообразен. В него входят и высокие деревья, живущие дольше человека, и гибкие лианы, и пушистые мхи, и курчавые кустарники и конечно, разноцветные цветы всех мастей и форм.

Самые прекрасные и самые мерзкие на вид, самые выносливые и хрупкие все эти удивительные создания наши с вами соседи. Прямо у нас под ногами или далеко-далеко на краю света, они ведут свою интересную, полную загадок жизнь. Их сердце не бьется, но они живые, у них нет мозга, но они живо реагируют на доброе и злое отношение к ним. Я приглашаю вас окунуться в этот удивительный, мир и побывать на секциях клуба «Колокольчик»

Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Наше мероприятие проводят учащиеся 5ж, 6б,10в классов.

Эпиграф мероприятия:

«Чтобы переваривать знания, надо их поглощать с аппетитом» (А. Франс).

Я желаю вам приятного аппетита. Мы начинаем.

Наше заседание начинаем с разминки.

Работа с ребусами. Какой ребус является ключевым? Продолжаем наше заседание.

Секиия Весенняя

Весенние зарисовки представляет  класс.

«Я родился!

Я родился!

Снег пробил,

На свет явился!

Ух, какой ты, снег, колючий,

Ты холодный, снег, и злющий.

О морозах зря мечтаешь,

Очень скоро ты растаешь,

Уплывешь потоком в речку И не скажешь ни словечка!»

  1. ПОДСНЕЖНИКИ Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
  2. МЕДУНИЦА Древняя славянская легенда гласит: «...Если отопьешь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым и добрым, а помыслы - чистыми...»
  3. Хохлатка относится к ранневесенним растениям-эфемероидам, они зацветают сразу же, как только стает снег и температура почвы достигнет 3- 3,5°С. Форма цветка своеобразная, немного причудливая. Спереди цветок почти такой же, как у львиного зева, венчик его как бы двугубый. А сбоку он несколько похож на рог изобилия. При теплой погоде особенно хорошо ощущается запах цветков, напоминающий аромат сирени. Цветки хохлатки не только медоносные, но и душистые.

Подарок от секции: («Весеннее солнце»)

Продолжаем заседание клуба и отправляемся на вторую секцию.

Секция Парад цветов

Учащиеся 6 б класса Парад цветов. В конце весны - начале лета цветущих растений в лесу, на лугу, в поле много. Мы расскажем о самых любимых.

Первый ученик. Я хочу рассказать об одном любимом цветке - кипрее. Это растение любят все. Пчелы любят за то, что он щедро одаривает их нектаром: одна пчелиная семья собирает с кипрея до 12 кг меда, нектар в цветке лежит открыто, на поверхности, и яркую капельку хорошо видно.

 Люди также любят кипрей. Это растение - землепроходец, оно поселяется на лесных пожарищах и быстро залечивает ожоги земли. Стебель кипрея в старину использовали для изготовления веревок и тканей. Правда, ткань получается грубая, ведь кипрей - не лен!

В неурожайные годы корень кипрея высушивали, толкли и пекли лепешки. Скольких людей растение спасло от голода! А уж чай из него получался такой вкусный, что кипрей второе название получил - Иван-чай.

Второй ученик.

Вся в белое наша поляна одета,

Качает цветки ветерок на лету.

Ромашки... Ромашки...

Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу. (Вс. Рождественский)

Очень трогательная, и вместе с тем, грустная история рассказывает нам о том, откуда на Земле появились ромашки. Давным-давно в одной далекой деревушке жила одна девушка по имени Мария. Она была прекрасной как утренняя заря, нежной как дуновение ветра и стройной как березка. У нее были светло- русые волосы и голубые глаза, а ее кожа будто излучала перламутровое сияние. Эта девушка была безумно влюблена в парня по имени Роман из соседней деревни. Ее чувства были взаимны, и молодые люди практически не расставались. Они каждый день гуляли по лесам, собирали ягоды, грибы, цветы.

Однажды Роману приснился сон, будто старец в какой-то неведомой стране преподносит ему доселе невиданный цветок - с ярко желтой сердцевиной и белыми вытянутыми лепестками вокруг. Когда Роман пробудился ото сна, то увидел, что на его кровати действительно лежит этот цветок. Он ему настолько понравился, что сразу же подарил его своей возлюбленной. От цветка исходила нежность и девушка была в восторге от столь необычного подарка и решила назвать его ласковым именем - Ромашка.

Она никогда раньше не видела такого простого и в то же время нежного цветка. Девушке стало грустно оттого, что не все влюбленные могут наслаждаться красотой ромашки, и она попросила Романа собрать целый букет этих удивительных цветов. Роман не смог отказать любимой и на следующий день отправился в путь. Долгое время он бродил по просторам Земли и, наконец, на краю света, отыскал царство сновидений. Его правитель согласился подарить его девушке целое поле ромашек, только если Роман навсегда останется в его владениях. Юноша был готов на все ради своей любимой, и он навсегда остался в стране снов.

Девушка несколько лет ждала возвращения Романа, но он все не стучал в ее дверь. И, когда однажды утром, она увидела ромашковое поле у своего дома, то поняла, что ее любовь жива... Так люди получили ромашку и полюбили эти цветы за их простоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них: «Любит - не любит?»

Ромашки бывают разные. Когда их собирают на лугу, всегда стараются сорвать цветы покрупнее. На мелкие и внимания не обращают. А между тем, как раз они и есть настоящие ромашки, а крупные - это поповник, или нивяник обыкновенный. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, отдаленно напоминающему запах яблок. Из-за этого запаха древние римляне дали ей имя «низкое яблоко». Есть ромашка, которая не издает запаха, она называется ромашка непахучая. Ромашка - лекарственное растение, настой из нее - хороший антисептик для полоскания горла и промывания ран.

Третий ученик. Колокольчики тоже любимые цветы. Колокольчики вроде бы обычные цветы. А сколько песен и стихов про них сложено! И, наверное, не зря: цветы не просто красивы, они необыкновенно нежны и трогательны

(ПЕСНЯ) Колокольчики мои. Цветики степные! ...... А. Толстой

Третий ученик. Колокольчики любимые цветы для насекомых. Когда ночью холодно и выпадает роса, цветы наклоняются и чуть прикрываются. Таким образом, они спасают нежную пыльцу от дождя и ночной росы. В цветок, спасаясь от ночного холода и непогоды, забираются мелкие насекомые. Здесь им тепло, сухо и уютно. Выйдет солнышко, поднимет головку колокольчик, и вылетят из него насекомые.

В жизни цветов много таинственного и необычного.

4 ученик. Первый раз я увидел это в прошлом году на рыбалке. На рассвете мы пришли на берег озера ловить рыбу. Не теряя времени, размотали удочки, забросили лески в воду и сразу поняли: клев хороший. Вдруг я заметил, что неподалеку от моего поплавка что-то зашевелилось и стало подниматься вверх. Через минуту на поверхности воды показался большой бутон, а еще через несколько мгновений он раскрылся и сверкнула белизна лепестков. Чуть дальше всплывали все новые и новые бутоны. Мне казалось, что я стал свидетелем волшебства. Знаете ли вы, что это за цветок?

5 ученик Научное название белой кувшинки - нимфея (нимфа - русалка). Цветок этот действительно поэтичный и легендарный. Я расскажу вам легенду североамериканских индейцев о происхождении белой кувшинки

Умирая, великий индейский вождь выпустил в небо стрелу. Ее очень хотели заполучить Венера и Полярная звезда. Они бросились за стрелой, но столкнулись, и посыпались на землю искры. Из этих небесных искр и родились белые кувшинки.

6 ученик. У славянских народов белая лилия считалась не только прекрасным, но и могучим цветком, уберегающим от нечистой силы и излечивающим от всех болезней. Отправляясь в дальнюю дорогу, люди зашивали в маленькие мешочки-ладанки листья и цветы белой кувшинки. Они твердо верили, что это принесет удачу, убережет от несчастий.

Всем доброго дня и успехов!

На самом деле прекрасный цветок даже за себя постоять не может. И не он нас, а мы должны оберегать его, чтобы не исчезли белые кувшинки совсем и чтобы по утрам мы могли иногда видеть маленькое чудо.

Седьмой ученик. Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться.

Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает. - Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой!

Когда Василь увидел русалку, услышал ее слова, наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту. - Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своем поле!

Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком - в память об исчезнувшем юноше.

**** И хотите, верьте сказке, хотите, нет, но одно в ней правда: растет василек синий только среди ржи, а если встретится в другом месте - значит, когда-то здесь было ржаное поле. В тех странах, где рожь не сеяли, не знали и о васильке синем, например, в Древнем Египте. А вообще-то васильков - более 550 видов! Среди них есть и вовсе не синие: они бывают и лиловато-красные, и розоватые, и почти белые. Смотрят люди на васильки - любуются, собирают из них букеты, плетут венки. Но вот земледельцы такой красоте не очень-то рады: васильки истощают почву, когда их много, губят посевы. Вредны они и для животных - коров, лошадей. Если они наедятся васильков, то могут даже погибнуть.

И все же неверно было бы осуждать этот цветочек: в природе нет бесполезных растений. Приносит пользу и василек. В его цветках - много меда: пчелы, шмели так и вьются над ними. Народные целители считали, что настойка из цветков василька помогает от простуды, от воспалений. И современная медицина использует целебные свойства василька... Вот такой он, цветок-василек!

Восьмой ученик. А знаете ли вы, какие растения самые редкие у нас? Я расскажу вам об одном из них. Венерин башмачок - растение из семейства орхидных. Издавна орхидеи привлекали внимание людей необыкновенным разнообразием и сказочной красотой. Большинство их растет в тропиках. Были времена, когда в тропические страны отравлялись специальные экспедиции охотников за этими удивительными цветами. Северные орхидеи скромнее своих тропических родственников, но по-своему прекрасны и трогательны. Из наших орхидей самая, несомненно, красивая - венерин башмачок настоящий. Именно о ней сложены легенды, связанные с богиней красоты Венерой. В переводе с латинского название рода означает «башмачок Киприды». Причудливую форму придает цветку сильно вздутая бледно-желтая губа, которая является ловушкой для насекомых-опылителей. Из нее насекомое выбирается, задевая тычинки, и пыльца прилипает к нему. Так происходит перекрестное опыление. У этого растения сложная биология развития, зацветает он только на 1418-й год жизни. Цветок этот сейчас становится очень редким. Он занесен в Красную книгу, а в 1980 г. в нашей стране прошел специальный симпозиум, посвященный вопросам охраны орхидей. Итак, незаметно мы подошли к самому главному - необходимости охраны наших верных друзей.

Секция Экологическая. Обучающиеся 10 В класса.

Первый ученик. Сейчас уже ясно всем, что природу надо охранять. Но понятие «природа» довольно общее. Мы не можем охранять ее всю, но можем бережно относиться ко всему живому, окружающему нас. Цветы дарят людям красоту, учат доброте, лечат нас, служат убежищем для маленьких насекомых. А судьба растений нередко зависит от нашего поведения в природе.

Второй ученик Растения реагируют на «фактор вытаптывания». Сколько у нас сейчас лесов и рощ вытоптанных, с тропинками и тропками, проложенными вдоль и поперек! В таких лесах редко встречаются травянистые растения и грибы, постепенно вымирают деревья.

Первый ученик

А как часто приходится видеть: несут люди из леса букеты - кто маленькие, хорошо подобранные букетики, кто большие охапки. Цветы быстро вянут, их выбрасывают. Некоторые считают, что сбор цветов - безобидное занятие. А между тем растений становится все меньше и меньше и по видовому составу, и по количеству. Сорванные растения не смогут дать семян - ведь они еще только цветут.

Второй ученик. Каждый человек сам должен твердо следовать правилу - возвращаться домой без сорванных цветов. Пусть они растут на лесной поляне или опушке. Может быть, вместо букета ты привезешь домой фотопленку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать тебе о встрече с прекрасным.

Первый ученик. Каждый вид животных или растений - уникальное творение природы. Человечество должно стремиться к сохранению всего видового многообразия планеты, чтобы не только мы, но и люди будущего смогли увидеть эти чудеса.

Второй ученик

Если я сорву цветок...

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок...

Если все: и я, и ты -

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты -

Если мы сорвем цветы... (Т. Собакин)

Ю. Антонов «Не рвите цветы, не рвите».

Секция Гидропоника. Обучающиеся 10 В класса.

1. Выращивание растений необычным способом.

1. Я хочу рассказать Вам одну историю, которая, появившись в средствах массовой информации, взбудоражила мировую общественность.

На одном из островов Карибского моря - острове Аруба - была создана международная ферма Роббинса. На ней выращивали томаты, перец, мускатную дыню, зеленый горошек и другие культуры. Через несколько лет фермер начал получать такие прибыли, что стал миллионером. Его поистине гигантские урожаи позволяли обеспечивать продукцией не только жителей своего острова, но и экспортировать ее в близлежащие государства.

На первый взгляд в этой истории нет ничего особенного. Однако всех поразило то, что, во-первых, площадь, на которой выращивались все эти культуры была всего 3 га, во-вторых, на острове не было пресной воды и, наконец, отсутствовала пахотная почва. Практически весь остров был покрыт лишь песками и камнями. Известно, что фермер ни одного грамма почвы не ввозил.

Как вы считаете, это реальность или очередная журналистская «утка»?

  • конечно, это выдумка;
  • может быть, и реальность, если он занимался селекцией, но за столь короткий промежуток времени это невозможно;
  • возможно, там необычными (особыми) были климатические условия: повышенная радиация, кислотные дожди, приводившие к различного рода мутациям;
  • нет, это нереально.

Давайте разберемся. Почему нереально?

2. Мастер класс. Проводят обучающиеся 10 В класса.

Сборка установки

Разрезаем бутылку на две части, приблизительно по середине на расстоянии 135 мм от дна бутылки.

Получаем две половинки бутылки.

Затем проделываем отверстия, диаметром ~ 2-4 мм, в верхней части бутылки так, как показано на рисунке.

Отверстия проделываются в пробке и по всему периметру бутылки несколькими рядами. Чем больше рядов с отверстиями - тем лучше. Но для нормальной работы установки, достаточно и двух рядов. Самый верхний обеспечивает вентиляцию корней растения, а через нижний ряд и пробку, к корням растения будет поступать питательный раствор.

После этого, вставляем верхнюю часть бутылки, с проделанными в ней отверстиями в нижнюю часть, пробкой вниз.

Приготовление питательного раствора. Для приготовления нашего питательного раствора нужно, всего лишь, взять любое универсальное, растворимое в воде удобрение с микроэлементами, и развести его в водопроводной воде, согласно пропорциям, написанным на упаковке. Мы используем удобрения «Кемира» или «Кемира Люкс» в пропорции - 2.0 г удобрения на 1. О л воды.

Посадка растения

Если растение довольно большое и имеет уже хорошо развитую корневую систему, то чтобы причинить растению как можно меньше вреда, следует производить его пересадку в следующем порядке:

1. Аккуратно извлекаем растение из земли.

2. Также аккуратно промываем корни растения в воде.

3. Ставим, пустую гидропонную установку на стол.

4. Удерживая растение одной рукой в верхней части установки, приблизительно на том уровне, на котором в дальнейшем оно будет находиться, второй рукой, засыпаем, вермикулит так, чтобы корни растения оказались полностью засыпаны вермикулитом.

5. Поливаем растение питательным раствором, чтобы раствор полностью смочил вермикулит, и его излишки скопились в нижней части установки.

6. И после этого, доливаем раствор до нужного нам уровня. Теперь, остается только подливать питательный раствор по мере того, как он будет заканчиваться.

Учащиеся 10 В класса. Ну что ж, давайте вернемся к нашему миллионеру. Изменилось ли ваше мнение по этому поводу? Мог фермер выращивать томаты, перец, мускатную дыню, зеленый горошек? ДА!

А разве вы не проводили опыты по беспочвенному выращиванию растений даже в домашних условиях? Вспомните, пожалуйста.

Учащиеся: Конечно, например, когда репчатый лук высаживали в баночку с водой и выращивали его на перо. В воде растут комнатные растения, когда вегетативно размножаем их.

Совершенно верно. И теперь, я надеюсь, мы с вами сумеем «расшифровать», перевести на русский язык этот термин ГИДРОПОНИКА.

«Гидро» - это вода, «поника» в переводе с греческого означает «работа».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О гидропонике.

Небольшая справка. Гидропоника начала развиваться с XVI века. Ученый Вудворт выращивал растения сначала в воде, а затем в водных растворах. Но «лиха беда - начало». Выращивание овощей (огурцы, томаты) на гидропонике в ЗАО «Сейм-Агро», что находится в Ворошнево.

Рефлексия. Если вы с аппетитом поглощали знания, 3 хлопка.

Если вы не очень с аппетитом поглощали знания, 2 хлопка.

Если у вас не было аппетита, не хлопайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Удивительный мир космоса"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов  "Удивительный мир космоса"...

Сценарий мероприятия «Удивительный мир птиц»

Мероприятие посвящённое «Дню птиц» проведено для обучающихся экологического кружка «Родничок» (все группы)...

Внеклассное мероприятие "Удивительные свойства воды"

ВУдивительные свойства воды.(внеклассное мероприятие)Цель:1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды.2.     Формировать представления учащихся о применении свойств воды в ж...

Внеклассное мероприятие "Удивительная биология"

• Играют три команды. Правила сходны с правилами телепередачи “Своя игра”. Право первого хода разыгрывается жребием. Правильный ответ оценивается суммой баллов, назначенной за вопрос. При неправильном...

Внеклассное мероприятие: "Удивительный мир красок!"

Внеклассное мероприятие :"Удивительный мир красок" позволяет познакомить  детей с историей возникновения красок,  с их использование.Презентация к внеклассному мероприятию "Удивительный мир ...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

Внеурочное мероприятие " Удивительный мир танцев".

Внеурочное мероприятие " Удивительный мир танцев"....