Рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Колесова.
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Якупова Гульнара Ирфановна

Рабочая программа по биологии 8 класс  по учебнику Колесова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_klass_fgos.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

     «Рассмотрено»

Руководитель МО      

МБОУ «Марсовская СОШ»

________Хуснетдинова А.С.      

Протокол №1  

от «____» августа 2018 г.

     «Согласовано»

Заместитель директора по УР   МБОУ « Марсовская СОШ»

 

____________Аббазова Р.И.    

«____»  августа  2018г.  

     «Утверждаю»

Директор

МБОУ «Марсовская СОШ  

________Шарафутдинова Г.Х.    

Приказ №  ___

от «____»  августа  2018 г.  

 

                                     

Рабочая программа

по биологии  для 8 -ого класса

МБОУ «Марсовская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

( базовый  уровень)

Учитель     Якупова Гульнара Ирфановна

Категория первая

                                                                              Рассмотрено  на  заседании

                                                                              педагогического  совета

                                                                              Протокол № __  от

                                                                               « ___ »  августа 2018 г.

2018/ 2019 учебный год


Тематическое планирование

По биологии

Класс    8

Учитель  Якупова Гульнара Ирфановна

Количество часов 70

Всего 70 часов; в неделю 2  часов.

Плановых контрольных  тестов 6, зачетов   5,  лабораторных работ 6  ч.;

Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты обучения

-знание и применение учащимися правил поведения в природе;

-понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

-понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

-проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

-воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными;

-признание учащимися права каждого на собственное мнение;

-формирование эмоционально-положительного отношения сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

-проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

-умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся научатся:        

-анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

-осуществлять описание изучаемого объекта;

-определять отношения объекта с другими объектами;

-определять существенные признаки объекта;

-классифицировать объекты;

-проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

-анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

-под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

-различать объем и содержание понятий;

-различать родовое и видовое понятия;

-определять аспект классификации;

-осуществлять классификацию;

-под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

-организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Предметные результаты:

Учащийся научится:

-выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

-аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

-аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

-аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

-объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

-выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

-использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

-знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

-анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

-описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

-объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

-находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

-находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

-анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

-создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

                                                       Содержание учебного материала

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Вводный инструктаж. Введение. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

(4 часов)

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой

природы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма

Проведение простых биологических исследований: строение клеток и тканей на готовых препеаратах и их описание, Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

Лабораторные и практические работы

 Выявление особенностей строения клеток разных тканей

( 5 часов)

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови .Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

        Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Лабораторные и практические работы

    Изучение строения головного мозга;

    Выявление особенностей строения позвонков

     Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;

   Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки;

   Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления;

Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения

Изучение строения и работы органа зрения.

(57 часа)


                         Календарно-тематическое планирование

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Дата

По плану

Факт

                                              ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (4 часа)                   

1

Вводный инструктаж. Введение.  Биологическая и социальная природа человека. Формирование наук о человеке

1

03.09

2

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

1

05.09

3

Этапы становления человека

1

10.09

4

Расы человека.

1

12.09

   Строение организма ( 6 чсов)

5

Органы и системы органов.

1

17.09

6

Клеточное строение организмов .

1

19.09

7

Физиология клетки

1

24.09

8

Ткани. Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей» тест

1

26.09

9

Рефлекторная регуляция.

1

01.10

10

Зачетны  урок на тему” Строение и процессы жизнедеятельности организма человека”

1

03.10

                            Опорно-двигательная ситема (  9 часов)

11

Опора и движение . Опорно-двигательная система. Значение опорно – двигательной системы, её состав. Строение костей.

1

08.10

12

Скелет человека, его строение и значения.

1

10.10

13

Пояса и свободные конечности. Соединения костей.

1

15.10

14

Строение мышц. Тест

1

17.10

15

Работа мышц и их регуляция. Лабораторная работа №2 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

1

22.10

16

Осанка. Профилактик плоскостопия.

1

24.10

17

Профилактика травматизма. Лабораторная работа № 3 «Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.»

1

29.10

18

Развитие опорно-двигательной системы.

1

31.10

19

Зачет «Опорно-двигательная система»

1

07.11

                                Внутрення среда организма (  5 часов )

20

21

Внутренняя среда организма.,Кровь и её состав..

2

12.11

14.11

22

23

 Иммунитет. Лабораторная работа №4 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.» 

Кровь. Группы крови .Переливание крови

2

19.11

21.11

24

Иммунология. Кровь. Группы крови .Переливание крови

1

26.11

                     Кровеносная и лимфатическая системы (  7 часов)

25

Транспортные системы организма.

1

28.11

26

27

Круги кровообращения

2

03.12

05.12

28

29

Строение и работа сердца. Тест

2

10.12

12.12

30

Движение крови по сосудам. Лимфообращение.  Лабораторная работа №5 «Подсчет ударов пульса»

1

17.12

31

Гигиена сердечно- сосудистой системы. Заболевания органов кровообращения.

1

19.12

32

 Артериальное и венозное кровотечения.  Лабораторная работа №6 «Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.»

1

24.01

33

Зачет на тему “Кровь. Круговорот крови”

1

09.01

                          Дыхание ( 6  часов )

34

Дыхание

1

14.01

35

Легкие. Дыхание  в легких и тканях.

1

16.01

36

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

1

21.01

37

Дыхание и здоровье

1

23.01

38

Приемы оказания первой помощи при травмах органов дыхания, при отравлении угарным газом, спасении утопающего

1

28.01

39

Зачет на тему «Дыхание» 

1

30.01

                                                                       Пищеварение  ( 6 часов )

40

Питание и пищеварение

1

04.02

41

Пищеварение в ротовой полости.

1

06.02

42

Пищеварение вжелудке и в двенадцатиперстной кишке. Роль ферментов в пищеварении

1

11.02

43

Фукции тонкой и толстой кишки. Всасывание. Печень. Аппендицит.

1

13.02

44

Регуляция пищеварения.

1

18.02

45

Заболевания пищеварительной системы. Гигиена питания.

1

20.02

                                                    Обмен веществ и энергии ( 5 часов)

46

Обмен веществ и превращения энергии

1

25.02

47

48

Витамины

2

27.02

49

Превращения энергии и рацион притания в организме человека.

1

04.03

50

Зачет по темам “Обмен веществ “ и “ Пищеварение”

1

06.03

                                                Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. ( 3 часа)

51

Кожа- наружный покровной орган.

1

11.03

52

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи. Закаливание. тест

1

13.03

53

Выделение..

1

18.03

                                                                         Нервная система ( 5 часов)

54

Значение нервной системы

1

20.03

55

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

01.04

56

57

Строение головного мозга.

2

03.04

08.04

58

Вегетативная и соматическая отделы нервной системы.

1

10.04

                                    Анализаторы. Органы чувств.  (  2 часа)

59

Анализаторы. Зрительный анализатор

1

15.04

60

Слуховой анализатор. Органы равновесия. Кожно – мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.  тест

1

17.04

                Высшая нервная деятельность. Психика  ( 4  часа)

61

Вклад отечественных учёных в разработку учения о ВНД

1

22.04

62

Вражденные и приобретенные программы поведения.

1

24.04

63

Сон, его значение. Речь, мышление. .

1

29.04

64

Эмоции и сознание человека

1

06.05

     Эндокриная система ( 2 часа)

65

66

Эндокринная система.Роль внутренних желез.

2

13.05

15.05

                            Индивидуальное развитие организма ( 4 часа)

67

 Индивидуаьное развитие организма. Наследственные заболевания человека. Заболевания котрые передаются половым путем.

1

20.05

68

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.Интересы, талант.

1

22.05

69

Обобщение. Итоговая контрольная работа (тест)

1

27.05

70

Итоговый урок

1

29.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.

Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....

Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.

Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

рабочая программа по биологии для учебников Сивоглазова В.И. 5-9 ФГОС

рабочая программа с  пояснительной запиской, тематическим планом и  основными видами деятельности учеников.  Биология 5-9 классы....

Рабочая программа по биологии по учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5кл.,изд. Вентана - Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. К учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ

Рабочая программа по  биологии. 8 класс. ФГОС. к учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...

Рабочая программа по биологии к учебнику В. В. Пасечника

Рабочая программа содержит пояснительную записку с определенными разделами....