ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
рабочая программа по биологии на тему

Эрдынеева Тамара Гомбоевна

Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind_progr.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Селенгинское районное управление образованием

 

МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Программу составил: Эрдынеева Т.Г.,

учитель биологии

у. Тохой 2017

Пояснительная записка.

По мере того как общество, опирающееся на информационные и интеллектуальные технологии, обретает черты реальности, в роли завершающего фактора его становления выступает «человеческий капитал» - высокообразованные и высококвалифицированные люди. Особое внимание в таком обществе уделяется одаренности, талантливости на разных этапах человеческой жизни и чрезвычайно важно своевременно выявить и диагностировать одаренных детей, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей.

Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.

Во-вторых, ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека, что чрезвычайно важно и для массовой образовательной практики.

В-третьих, в условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность преодолеть сложившийся антиинтеллектуализм в общественной жизни, фетишизацию «усредненности», «обыкновенности» и отторжение неординарности и талантливости, вырастить «лидирующую группу населения», в которую входят и одаренные люди с их неординарным подходом к окружающей действительности, сформировать новое качество образовательных систем.

В-четвертых, учитывая, что одна из задач федеральной программы развития образования - регионализация образовательного пространства и развитие региональных систем образования, решение различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечение системной работы с одаренными детьми в условиях конкретных территорий, приобретает особый смысл и значимость.

Основания для составления индивидуальной программы развития

ребёнка.

В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной  задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере, составить индивидуальный образовательный маршрут, который определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого воспитанника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом педагогического коллектива;

- возможностями УДОД удовлетворить образовательные потребности учащихся;

- возможностями материально-технической базы школы, УДОД;

- содержанием конкурсной программы.

Принципы построения программы:

1. Индивидуальность.

2. Учет возрастных особенностей детей.

3. Последовательность.

4. Преемственность.

5. Сотрудничество.

6. Успешность.

Направления программы:

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

 Жарникова Михаила

Этап 1. Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей.

№ п/п

Основные мероприятия

    Сроки  

проведения 

Ответственные

1

- Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна.

- Методика «Школьный тест умственного развития»

Сентябрь

школьный психолог

2

Тест на математические способности Г. Айзенк.

Сентябрь

Классный руководитель

3

- Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

Октябрь

школьный психолог

4

 - Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.  

Октябрь

школьный психолог

   

Таблица 1

На основе тестов Жарников Михаил относится к интеллектуальному типу одаренности. Именно таких детей называют “светлыми головами”. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Этап 2. Определение цели  и постановка задач,

которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения

индивидуального образовательного маршрута.

Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

№ п/п

Задачи

Сроки проведения

Ответственные

1

Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

октябрь

учитель-предметник

2

Составление индивидуального учебного плана по предмету биология

октябрь

учителя-предметники

3

Выбор темы исследовательской работы по биологии.

октябрь

руководитель

4

Составление плана учеником для учета желаний ребенка.

октябрь

психолог

6

Беседа с родителями.

октябрь

классный руководитель

Этап 3. Определение роли родителей  в реализации маршрута.

На основании специфики сопровождения одаренных детей выстраиваются основные направления работы  с родителями:

- подлинное сотрудничество на основе реальных дел;

- просветительская работа (встречи с психологами, библиотечка для родителей на сайте);

- доминантный проект как основа для работы с Родительским проектом. Школа должна расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание через следующие формы работы:

*Информирование родителей об особенностях,проблемах,интересах ребенка путем проведения лекций,показа фильмов.

*Обучение родителей способами взаимодействия путем проведения тренингов.

*Индивидуальные беседы,консультации.

Этап 4.Определение форм занятий, методов и приемов,

технологий и т.д.

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады.

1. Индивидуальные консультации учителя

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение кружка.

Школьной олимпиады по биологии – 1 место.

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по биологии и экологии

1. Индивидуальные консультации учителя – предметника.

2. Индивидуальная работа.

Муниципальный этап Всероссийская олимпиада по -1место

Подготовка к участию в научно-исследовательской конференции.

Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) 

Участие в школьном этапе - 1 место.

Этап 5. Определение содержания плана работы с одарёнными детьми.

№ п/п

Основные мероприятия

    Сроки  

проведения 

Ответственные

Диагностика.Формирование списка одаренных детей.

Сентябрь

учителя-предметники и классные руководители

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

Сентябрь

Кл.руководители, учителя –предметники, руководители МО

Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся.

Сентябрь

учителя-предметники и классные руководители

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников

Октябрь

Зам. директора по УВР

Проведение предметных недель

Октябрь-февраль

Кл.руководители, учителя –предметники, руководители МО

Участие  в окружном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников

Ноябрь

Зам. директора по УВР, руководители МО.

Участие  в региональном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников

Январь-февраль

Зам. директора по УВР, руководители МО.

Анализ итогов олимпиады школьников

Февраль

Зам. директора по УВР, руководители МО.

Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру» и «Бульдог» , российском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».

В течение года

Руководители МО.

Начало оформления творческих работ

Февраль

Зам. директора по УВР

Руководители проектов.

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

Февраль-март

Руководители проектов

Творческие мастерские

В течение года

Руководители МО.

Оформление портфолио школьников

 В течение  года

 

Кл.руководители.

Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети»

В течение года 

Зам. директора по УВР,  руководители МО.

Предметные недели

В течение года по графику

Руководители МО.

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

Зам. директора по УВР ,директор школы

Работа спортивных секций

В течение года

Зам. директора по УВР ,директор школы

Работа кружков

В течение года

Зам.директора по УВР

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

Учителя - предметники.

Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности

В течение года

Учителя – предметники.

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми

В течение года

Библиотекарь

Итоги работы с одаренными детьми в учебном году. Задачи на следующий год

Май

Зам. директора по УВР

Бал «Школа говорит Вам Спасибо!»

Май

Зам. директора по УВР

Этап 6. Интеграция с другими специалистами.

Проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, при необходимости можно привлечь к работе с данным ребенком других специалистов.

Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем  и учителями - предметниками.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.

Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками.

октябрь

Индивидуальный образовательный

маршрут

Прохождение тестов, предметных олимпиад

октябрь

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, учителями – предметниками.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками.

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

Этап 7. Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося.

Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.

Формы подведения итогов образовательного маршрута: концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и другие.

Критерии оценивания:

-победы на олимпиадах, конкурсах;

-активная жизненная позиция;

-желание участвовать в гуманитарных проектах и побеждать;

-ведение дневника и портфолио;

-успешная реализация индивидуальной программы развития;

-высокая мотивация на достижение поставленной цели  сформирована (проверить с помощью тестов, мониторингов,  бесед).

Самооценку воспитанник может провести по одному из опросников самоанализа:

Анкета самоанализа ребенка, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту

1.Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел

добиться)

2.Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что

я должен сделать)

3.Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения

цели)

4. Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо сделать).

Показателями эффективности реализации  программы работы с одаренными детьми могут быть:

1.        Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2.        Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к  которым у них есть способности.

3.        Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

4.        Повышения уровня владения детьми общепредметными  и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка...

Индивидуальная карта развития одаренного ребенка

Индивидуальная карта развития одаренного ребенка...

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка.

Методическая разработка по теме " Организация работы с одаренными детьми. На примере индивидуального развития обучающейся 8 "В" класса Комаровой Снежаны Денисовны"....

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка 1

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка 1...

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении «Твой успех»

Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса ис...