РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
статья по биологии на тему

В проекте закона РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное  учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”.  Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и сохранение и укрепление здоровья ребенка. В настоящее время отмечается существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране. Причин много

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В проекте закона РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное  учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”.  Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и сохранение и укрепление здоровья ребенка. В настоящее время отмечается существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране. Причин много. Это и  возрастание объема и усложнение характера учебной нагрузки, недостаток двигательной активности, не простые взаимоотношения «ученик-учитель», неправильное питание учащихся, межличностные отношения внутри класса, несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса, а также отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми. Поэтому на первый план встает необходимость поиска механизмов приостановки этой тенденции, Жизненно необходимым условием для решения этой проблемы становится инновационный  здоровьесберегающий педагогический подход, позволяющий осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья как ценности, способствовать  воспитанию здоровых, социально активных людей, способных к творческому преобразованию окружающей среды. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий обучения должно основываться на возрастных особенностях познавательной деятельности детей,  применении различных методов и форм обучения, создании эмоционально благоприятной атмосферы на уроках, сочетании двигательных и статических нагрузок, использовании наглядности, различной информации, обучения в малых группах, применении  личностно-ориентированного  подхода к каждому ученику. Надо все время помнить о главной цели- обеспечить ученикам возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать  у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, способствовать становлению самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Больше всего возможностей для воплощения поставленных целей имеет предмет биология. Учитель биологии прежде всего пропагандист биологических знаний и воспитатель, под руководством которого формируется личность человека во всём многообразии его качеств: понимании  ценности жизни во всех её проявлениях, стремлении к постоянному самообразованию и самовоспитанию. На уроках биологии дети понимают,  что человек как биологический вид может существовать в природе только в единстве с биосферой, которая обеспечивает его всеми необходимыми для жизни  ресурсами. Формируются  умения и  навыки  адаптации к экологическим и биологическим факторам, общение с природой  способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде. Рассматриваются вопросы сохранения, укрепления и  развития здоровья, а это значит, закладывается фундамент благополучия будущих поколений. Одна из проблем современности - гиподинамия. С одной стороны технический прогресс, использование компьютерных технологий дает нам возможность повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество преподавания, а с другой - ведет к уменьшению подвижности школьников. На уроках биологии учитель акцентирует внимание школьников на значении физических  и физкультурно-оздоровительных упражнениях,  направленных на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, объясняет роль закаливания организма, его  высокие адаптивные возможности,  проводит  физкультминутки, создает игровые ситуаций, использует разные формы уроков. Курс биологии 8 класса как никакой другой может сыграть основную роль  в становлении здоровьесбережения, так как при изучении собственного организма нельзя не рассматривать вопросы сохранения своего здоровья. Например,  при изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, нормами энергозатрат, необходимостью своевременного и сбалансированного питания, соблюдению основных гигиенических требований. Уроки биологии  формируют систему гигиенических навыков и  умений,  пропагандируют здоровый образ жизни, воспитывают  нетерпимость к вредным привычкам, разъясняют пагубное влияние алкоголя, курения, наркотиков на организм, что способствует познанию себя, своих потенциальных способностей и возможностей, изучению различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Через уроки биологии складывается система знаний по гигиеническому  и половому  воспитанию, воспитанию нравственности, определяющей поведение человека в обществе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе, частью которой он является сам Важную роль в укреплении здоровья учащихся играет и сам кабинет биологии, его экологическое пространство. Освещение, обилие комнатных растений, аквариум, благотворно влияют на здоровье и настроение учащихся. Природная среда, окружающая ребенка, является мощным оздоровительным фактором. Таким образом, преподавание биологии, как педагогический процесс направлено на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения современного человека.

Литература

1.Концепция формирования здоровьесберегающей образовательной среды. http://www.centersot.org/groups/viewdiscussion/538.html?groupid=101                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Программа"Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы

Идея сохранения здоровья представляется нам полумерой, так как слишком высок уровень патологической поражённости  детей.  Следовательно, более актуальной является задача об...

«Формирование здоровьесберегающей среды на уроках химии»

Предлагаются основные направления формирования здоровьесберегающей среды на уроках при изучении химии....

Презентация по теме"Формирование здоровьесберегающей среды на уроках физики"

Данная  презентация является методической разработкой. Она может быть использована  для выступления на методическом объединении учителей физики....

Методика обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы

Проблемы здоровьесбережения в полной мере касаются обучения информатике. Педагогический опыт преподавания этой дисциплины в школе, общения с учащимися и родителями свидетельствует о вреде, который мож...

Формирование здоровьесберегающей среды школы в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий

Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащ...