Квест - игра "Экологический эрудит"
методическая разработка по биологии (5, 6 класс) на тему

Остроухова Светлана Анатольевна

Разработка квест - игры по биологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_erudit.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Квест – игра «Экологический эрудит»

Цель игры:

  •  Развитие познавательной деятельности школьников.

  • Удовлетворение повышенных образовательных запросов учащихся в рамках научно – исследовательской деятельности на материале, выходящим за пределы школьной программы.

  • Выявление интеллектуально одаренных детей.

  • Формирование компетентностей: технологической, информационной, коммуникативной.

Для проведения игры «Экологический Эрудит» учащиеся разбиваются на две команды. Каждая команда выбирает капитана, придумывает название команды ( с экологическим смыслом), подготавливает эмблему. Далее идет представление команд, им раздаются маршрутные листы с названием станций.

После прохождения всех станций подводятся итоги, определяется победитель.

Станция “Зеленая аптека”

Оборудование: гербарий лекарственных растений, картинки-иллюстрации. Плакат с надписью:

        Одуванчик, подорожник,

        Василёк, шалфей и мята –

        Вот зелёная аптека

        Помогает вам, ребята!

Вопросы викторины:

1. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой?

(Валериана, сердечные болезни.)

2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия?

(Липа, первоцвет весенний, тмин песчаный, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца.)

3. У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища?

(Аир, валериана, девясил, женьшень, родиола розовая, лопух, солодка.)

4. Родовое латинское название этого растения “центауре” произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение?

(Василёк.)

5. У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды?

(Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина.)

6.Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (Белладонна, дурман обыкновенный, болиголов пятнистый, клещевина, ландыш майский, наперстянка красная.)

7. Это прозвище недаром у красивого цветка.

        Капля сочного нектара и душиста, и сладка.

        От простуды излечиться

        Вам поможет… (медуница).

8. Появились бубенчики –

        Белые горошки.

        Распустились колокольчики

        На зелёной ножке. (Ландыш майский.)

9. Почему в бане парятся берёзовым веником?

(Листья берёзы убивают болезнетворные микробы.)

10. Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используются для успокаивающих ванн. Назовите его… (Сосна.)

Станция “Природа вместо химии”

Вопросы викторины:

1. Как в лесу обойтись без мыла?

(Трутовики, “собачье мыло”, зола, мыльнянка.)

2. Чем чистить зубы в лесу?

(Древесным углем, мятой, расщеплённой веточкой сосны, ели, дуба.)

3. Как спастись от комаров?

(Дымовая завеса, ветка луговой ромашки, запах гвоздики, черёмухи.)

4. Какое дерево избавляет ноги от пота, запаха, трещин?

(Кора дуба.)

5. Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой.

(Земляника лесная.)

6. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову.

(Чистотел.)

7. Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе.

(Лопух, подорожник.)

8. Листья этого растения обжигают нас,

          Сок из листьев этого растения спасает нас.

          Весной его используют на суп.

          Голову мыть его отваром – волосы растут.

(Крапива – кровоостанавливающее, витаминное средство, ускоряет рост волос.)

9. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании – кожа становится нежной, бархатистой. Назовите его.

(Цветы ромашки.)

10. Масло этого растения втирают в кожу голову, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло.)

Станция “Дары природы ”

Раздаются открытки, картинки, рисунки с изображением и названием растения. Учащиеся должны назвать блюда, которые можно приготовить из них.

Открытки с изображением:

1. Водяной орех – чилим – плоды этого растения размалывают и используют для выпечки лепёшек. Обитатель озёр.

2. Цикорий – корни его используют для заварки напитка, аналогичного кофе.

3. Лотос – семена, корневища лотоса жители Китая, Индии, Японии до сих пор используют для изготовления муки, сахара, крахмала, масла. Из корневищ варят суп или используют в виде гарнира.

4. Крапива – суп из крапивы, салат – из листьев.

5. Борщевик – блюдо из борщевика напоминает куриный бульон, листья по вкусу похожи на морковь, корневище заменяет сладкие плоды.

6. Дуб – из желудей приготавливают кашу, лепёшки, оладьи, кофе.

7. Одуванчик – салат из листьев одуванчика, вино; корни одуванчика могут заменить кофе, чай.

8. Стрелолист – “лесной картофель”. Имеет вкус сырых орехов, в вареном виде напоминает горох, в печёном – картофель. Высушенные клубни перемалывают в муку, используют для приготовления киселя.

9. Черемуха – с ягодами черемухи пекутся пироги, варятся кисели, сок используется для вина и напитков.

10. Лопух – корень лопуха может заменить морковь, петрушку. Можно есть сырым, жареным.

11. Дикий лук, чеснок – употребляют как витаминное средство.

Станция «Народные приметы»

Задание 1. «Собери народные приметы»

  1. Ночные бабочки в дом влетают –  Сильный ветер предвещают.
  2. Бабочка крапивница в ясную погоду стремится укрыться в защищенном месте –   Быть грозе.
  3. Аполлон летит и нектар собирает –  Быть солнечной погоде.
  4. Ночные бабочки в дождь летают –  Тепло предвещают.
  5. Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда –  Быть буре.

Станция «Экологическая ситуация»

В Мировой океан ежегодно поступает около 13 – 14 млн тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.

 Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации при разливе нефти, ее последствия и предложите пути выхода из этой ситуации.

Конкурс капитанов.

  1. Это растение по популярности уступает разве только ромашке. Его целебные свойства были известны давно, но официальной медициной долгое время не признавались. В народе же растение издавна известно как хорошее кровоочистительное и антиаллергическое средство. Его применяют при различных кожных заболеваниях, особенно для детей. Разглядеть растение среди пышного разнотравья непросто, но стоит пройти по бурьяну, его семена быстро и прочно пристанут к одежде. Поэтому его в народе называют прицепой, кошкой, золотушной травой. (Череда)
  2. Это растение – неистребимый сорняк. Но в стройной системе природы оно занимает важное место. Его семена – высокопитательный корм для многих лесных и полевых птиц. Пчелы запасают его пыльцу, называемую пергой для кормления личинок. В голодные годы крестьяне из его семян получали муку и добавляли ее в хлеб. Хлеб при этом получался низким, тяжелым, напоминал ком земли.  Растение – обычный сорняк на огородах. У него созревает огромное количество зеленых мелких семян. Даже проходя мимо, задев это растение, тут же ощутишь горький запах. (Полынь)
  3. В Японии это растение выращивают как садовый овощ и даже выведены сорта с толстыми и мясистыми корнями. Их называют гобо. Из него можно приготовить вкусные блюда: повидло, мармелад. У нас это растение – сорняк семейства сложноцветных.  Оно имеет крупные густоопушенные листья. Растение это двулетнее. Любит богатую перегноем почву.  У него есть интересная особенность: все лето у растения корневая шейка находится высоко над землей, а поздно осенью на поверхности от нее не остается и следов. Корень имеет способность сокращаться и втягивать корневую шейку с зимующими почками на 5 – 10 см вглубь, тем самым защищая их от мороза. Осенью на растениях созревают плоды, которые легко разносятся животными, человеком. Из них делают различные поделки или просто в них  играют как в снежки. (Репей)
  4. Это растение называют «золушкой флоры». Ни на балу, ни на пиршестве плодоношения  его не увидишь, хотя с ним знаком каждый. Это сорняк, но его молодые листья съедобны. Русские крестьяне могли готовить из его семян острую столовую горчицу. Раньше называли его «кошелишкой» из – за особой формы стручков, и современное название сохранило эту особенность. Это невзрачная травка наделена силой останавливать кровь, особенно при внутренних кровотечениях. Встречается это растение повсюду: на огородах, возле дорог, на пустырях. ( Пастушья сумка)

Станция художественная

Задание: Нарисовать плакат о правилах поведения на природе.

Станция поэтическая

Задание: Прочитать стихотворение о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по химии "Эрудит"

Внеклассное мероприятие по химии проводится с целью повышения познавательной активности учащихся, преследует цели закрепления и углубления изученного материала по темам "Кислоты" и "Соли", выявление у...

Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)

Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...

Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"

В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...

Квест –путешествие «Город, где живет лень» ( квест - путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска)

интерактивное путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...

КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.Квест «Игра на гранях слова»

Аннотация: Применение обучающих квестов на уроке русского языка и внеурочной деятельности формирует интерес к предмету, способствует эффективному развитию лингвистических компетенций и реализует разви...