Рабочая программа 7 класс биология ФГОС 2018-19 уч.год
рабочая программа по биологии (7 класс)

Ниязов Мансур Ниязович

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).

1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам; – образовательным программам начального  общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);

- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);

- Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;

- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).

1.3.Писем Минобрнауки России:

- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:

- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей».

1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 28 мая 2018  «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ»;

-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя    общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021 г. г., утвержденный приказом директора школы  № 102-од от 31.08.2016.;

Рабочая программа по биологии составлена на основании: Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9 кл.  под редакцией В.В.Пасечник: учеб. /, - М.: Дрофа, 2006г.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1.В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Биология животные 7 кл., - М.: Дрофа. 2005г;

2. В.В.Пасечник,  Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9 кл.  учеб. /, - М.: Дрофа, 2006г.

Общая цель программ изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз- личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_kl_biologiya_fgos.docx58.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ВАГАЙСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»                                                       «Согласовано»                                            «Утверждаю»

на заседании МО учителей языковедов              Зам.директора по УВР                             Директор МАОУ Осиновская СОШ

МАОУ Осиновская СОШ                                       __________ Абушева В,С.                     ___________Л.М. Баширова

Руководитель МО ______Р.М.Азисова               «31 » августа  2018г                                 Приказ № ______________

« 25 » мая  2018 г.                                                                                                                        от « 31 » августа  2018г

Протокол № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 7 КЛАССА

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составлена на основе основной образовательной                                                             Составитель:

программы основного общего образования и авторской                                                   Ниязов Мансур Ниязович,

издательской программы                                                                                                  учитель биологии и географии,

В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов,                                                                 соответствие занимаемой должности.

программа основного общего образования по

биологии. 5—9 классы  - М.: Дрофа, 2012г.

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).

1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам; – образовательным программам начального  общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);

- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);

- Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;

- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).

  1. Писем Минобрнауки России:

- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:

- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей».

1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 28 мая 2018  «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ»;

-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя    общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021 г. г., утвержденный приказом директора школы  № 102-од от 31.08.2016.;

Рабочая программа по биологии составлена на основании: Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9 кл.  под редакцией В.В.Пасечник: учеб. /, - М.: Дрофа, 2006г.

Общая цель программ изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз- личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
           
Общая характеристика учебного предмета Программа ориентирована на реализацию ведущих идей курса биологии: разно-уровневая организация живой природы, взаимосвязь строения и функция организма, учение об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов, экологические закономерности. Использованные при разработке рабочей программы системно-структурный и эколого-эволюционный подходы создают условия для рассматривания типов животных как элементов системы органического мира, обоснования необходимости сохранения разнообразия органического мира и защиты окружающей среды.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и окружающей среды.

         Описание места учебного предмета учебном плане – на основании: Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9 кл.  под редакцией В.В.Пасечник: учеб. /, - М.: Дрофа, 2006г. курс рассчитан на 70 часов, 1 час в неделю. На основании письма управления образования от 21.06.2017 об обновлении содержания биологии для 7 класса и согласно учебному плану МАОУ Осиновская СОШ  курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

            Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

 Личностными результатами изучения предмета «Биология» в  классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Основное содержание обучения

Животные 7 класс (1 часа в неделю, 34 часа)

1. Царство Животные (2 часа)

Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о животных. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие взаимоотношений животных в природе.

Метапредметные понятия: орган, система, организм, среда, процесс, логистика, краеведение

Региональный компонент: Виртуальная экскурсия в Мини-зоопарк: п. Винзили (Тюм. р-н), п.Менделеевский (Тоб.р-н), г.Ялуторовск (Ялут. р-н), краеведческие музеи - многообразие животных Тюменской области.

Предметные: Признаки животных, значение, многообразие.

Метапредметные:

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы.
Познавательные: поиск и отбор информации

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям. Знание многообразия животного мира своей страны.

2. Одноклеточные животные или Простейшие (1час)

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Демонстрация

Живые инфузории. Микропрепараты простейших

Лабораторная работа

  1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных

Метапредметные понятия: система, движение, диффузия, здоровьесбережение

Актуальная тематика для региона:

Знакомство в п.Заречном Вагайского района Тюменской области с очистными сооружениями для  воды

Предметные: Виды ткани животных, органы и системы органов

Метапредметные:

Регулятивные: Составление таблиц, определение последовательности действий при работе с учебником.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы.

Познавательные: поиск и отбор информации         

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям.

3. Тип Кишечнополостные (2 час)

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение. Кишечнополостных в природе и жизни человека.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы.

Метапредметные понятия: система, движение, диффузия, дифференциация, туризм

Предметные: особенности Кишечнополостных; правила оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с различными источниками информации,  

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

Личностные:    учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в приобретении новых знаний      

4. Черви (3 час)

Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Лабораторная работа

  1. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

Метапредметные понятия: орган, система, организм, среда, процесс, краеведение, здоровьесбережение, паразитизм

Актуальная тематика для региона:

Экскурсия в ветеринарную службу с.Вагай; ИП Смашная Ирина Борисовна зоомагазин «Добрые руки» с.Вагай. Проектная деятельность «Форма по разведению дождевых червей» Тюменская область Тюменский район п.Андреевский.

Предметные: приспособления организмов к паразитическому образу жизни; основные правила, позволяющих избежать заражения паразитами

Метапредметные:

Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Личностные: умение применять полученные на уроке знания на практике  

5. Тип Моллюски.(2час)

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие Моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин

Лабораторная работа

3. Изучение строения раковин моллюсков.

Метапредметные понятия: фильтрация, диффузия, движение, среда, система

Предметные: общая характеристика строения Моллюсков;   их значение в природе и жизни человека

Метапредметные:

Познавательные: получают знания о местообитании, строении, образе жизни Моллюсков

Регулятивные: самостоятельно   формулировать проблему в   индивидуальной учебной деятельности.

Коммуникативные: в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы

Личностные: Воспитание бережного отношения к природе

6. Тип Членистоногие (5 час)

Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана Ракообразных.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Лабораторная работа

4. Многообразие ракообразных

5. Изучение внешнего строения насекомого.

6. Изучение типов развития насекомых.

Метапредметные понятия: производство, движение, система, среда, здоровьесбережение,

Актуальная тематика для региона:

Виртуальные экскурсия на пасеки Вагайского района Тюменской области с.Вагай, с.Чёрное «Организация жизни пчелиной семьи. Производство меда»

Предметные: Признаки    Членистоногих; их значение в природе и жизни человека  

Метапредметные:

Познавательные:  знания о многообразии членистоногих

Регулятивные:   составлять   план решения проблемы  

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы  

Личностные: иллюстрируют примерами значение членистоногих в природе и жизни человека  

7. Тип Хордовые (11 час)

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих.  Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Лабораторная работа

7. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;

8. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;

9. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.

Метапредметные понятия: система, систематика, органы, классификация, логистика, производство, краеведение, среда, метод, морфология, движение

Актуальная тематика для региона:

Виртуальная экскурсия в г. Тюмень Тюменскую область на предприятия по переработке и разведению рыбы, птицы.

ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство», ООО «Кристалл» (Тобольск), ООО «Рыба Сибири» (Аромашевский р-н), ИП Угренюк А.А.,  ИП Родыгин С.П. (Исетский р-н), Боровская птицефабрика и ее филиалы, ИП «Страусиная ферма».

Экскурсии на предприятия по переработке и разведению свиней и КРС СХПК «Желнинский» с.Шишкина Вагайского района, СХПК «Рассвет» с.Дубровное Вагайского района, СХПСК «Транссервисмолоко» с.Куларово Вагайского района

Предметные: признаки основных классов типа Хордовых, особенности строения

Метапредметные:

Познавательные: распознают и описывают внешнее строение представителей основных классов типа Хордовых в связи со средой обитания

Регулятивные: определять цель работы, корректировать свои знания

Коммуникативные: умение работать в парах, высказывать свою точку зрения, выражать в ответах свои мысли

Личностные: развивают любознательность, развивают интерес к окружающему миру. Осознают и осмысливают информацию  

8. Происхождение животных. Эволюция строения и функций основных органов и их систем. (6 часов)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Метапредметные понятия: система, систематика, органы, классификация, эволюция, метод, морфология, гомеостаз, диффузия

9. Биоценозы (2 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Метапредметные понятия: система, закономерность, энергия, масса, краеведение, туризм, среда, круговорот веществ, стабильность, биосфера, закон, мониторинг

Актуальная тематика для региона:

Экскурсия в «Полуяновский бор» Вагайского района

 Лабораторные работы

Тема

1

Изучение строения и передвижения одноклеточных животных

2

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

3

Изучение строения раковин моллюсков.

4

Многообразие ракообразных

5

Изучение внешнего строения насекомого.

6

Изучение типов развития насекомых.

7

Изучение внешнего строения и передвижения рыб.

8

Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц

9

Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.

Тематическое распределение количества часов

Тема урока

Количество часов

История развития зоологии. Инструктаж по ТБ.

1

Современная зоология.

1

Простейшие. Лабораторная работа №1 по теме: Знакомство с многообразием водных простейших. Инструктаж по ТБ.

1

Тип Кишечнополостные.

1

Тип Кишечнополостные.

1

Тип Плоские черви.

1

Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы

1

Классы кольчецов. Лабораторная работа №2 по теме: Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Инструктаж по ТБ.

1

Тип Моллюски. Лабораторная работа № 3 по теме: Изучение строения раковин моллюсков.

1

Классы моллюсков. Тип Иглокожие.

1

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 4 по теме:  Многообразие ракообразных. Инструктаж по ТБ.

1

Класс Насекомые. Лабораторная работа №5 по теме: Изучение внешнего строения насекомого. Инструктаж по ТБ.

1

Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки, стрекозы, вши, жуки, клопы.

1

Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

1

Отряды насекомых: перепончатокрылые. Лабораторная работа № 6 по теме: Изучение типов развития насекомых. Инструктаж по ТБ.

1

Тип Хордовые. Класс Рыбы.

1

Класс Хрящевые Рыбы. Костные рыбы. Лабораторная работа № 7 по теме: Изучение внешнего строения и передвижения рыб. Инструктаж по ТБ.

1

Класс Земноводные.

1

Класс Пресмыкающиеся. Отряды Пресмыкающихся.

1

Класс Птицы. Отряды птиц. Лабораторная работа № 8 по теме: Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц. Инструктаж по ТБ.

1

Отряды птиц: дневные, хищные, куриные, воробьинообразные, голенастые.

1

Класс Млекопитающие.

1

Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные.

1

Отряды млекопитающих: китообразные, ластоногие, хоботные и хищные.

1

Отряды млекопитающих: парнокопытные, непарнокопытные. Лабораторная работа № 9 по теме: Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. Инструктаж по ТБ.

1

Отряды Приматы.

1

Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1

Кровеносная система. Кровь.

1

Органы выделения.

1

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

1

Доказательство эволюции животных. Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1

Усложнение строения животных, многообразие видов как результат эволюции.

1

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

1

Законы России об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира.

1

Календарно – тематическое планирование

урока

Дата по

Плану/

факту

Тема урока

Домашнее задание

Количество часов

1

05.09

История развития зоологии. Инструктаж по ТБ.

Параграф 1 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

2

12.09

Современная зоология.

Параграф 2 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

3

19.09

Простейшие. Лабораторная работа №1 по теме: Знакомство с многообразием водных простейших. Инструктаж по ТБ.

Параграф 3,4 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

4

26.09

Тип Кишечнополостные.

Параграф 6 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

5

03.10

Тип Кишечнополостные.

Параграф 6 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

6

10.10

Тип Плоские черви.

Параграф 7 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

7

17.10

Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы

Параграф 8,9 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

8

24.10

Классы кольчецов. Лабораторная работа №2 по теме: Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Инструктаж по ТБ.

Параграф 10 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

9

07.11

Тип Моллюски. Лабораторная работа № 3 по теме: Изучение строения раковин моллюсков.

Параграф 11 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

10

14.11

Классы моллюсков. Тип Иглокожие.

Параграф 12,13 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

11

21.11

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 4 по теме:  Многообразие ракообразных. Инструктаж по ТБ.

Параграф 14 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

12

28.11

Класс Насекомые. Лабораторная работа №5 по теме: Изучение внешнего строения насекомого. Инструктаж по ТБ.

Параграф 15 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

13

05.12

Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки, стрекозы, вши, жуки, клопы.

Параграф 16,17 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

14

12.12

Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

Параграф 18 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

15

19.12

Отряды насекомых: перепончатокрылые. Лабораторная работа № 6 по теме: Изучение типов развития насекомых. Инструктаж по ТБ.

Параграф 19 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

16

26.12

Тип Хордовые. Класс Рыбы.

Параграф 20,21 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

17

16.01

Класс Хрящевые Рыбы. Костные рыбы. Лабораторная работа № 7 по теме: Изучение внешнего строения и передвижения рыб. Инструктаж по ТБ.

Параграф 22,23 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

18

23.01

Класс Земноводные.

Параграф 24 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

19

30.01

Класс Пресмыкающиеся. Отряды Пресмыкающихся.

Параграф 25,26 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

20

05.02

ИП Айбатуллина Е.Р

Класс Млекопитающие. Урок трансформаии. География 9 класс.

Параграф 31 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

21

13.02

Отряды птиц: дневные, хищные, куриные, воробьинообразные, голенастые.

Параграф 29,30 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

22

20.02

Класс Птицы. Отряды птиц. Лабораторная работа № 8 по теме: Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц. Инструктаж по ТБ.

Параграф 27,28 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

23

27.02

Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные.

Параграф 32 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

24

06.03

Отряды млекопитающих: китообразные, ластоногие, хоботные и хищные.

Параграф 33 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

25

13.03

Отряды млекопитающих: парнокопытные, непарнокопытные. Лабораторная работа № 9 по теме: Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. Инструктаж по ТБ.

Параграф 34 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

26

20.03

Отряды Приматы.

Параграф 35 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

27

27.03

Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Параграф 39,40  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

28

03.04

Кровеносная система. Кровь.

Параграф 41 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

29

10.04

Органы выделения.

Параграф 42 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

30

17.04

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Параграф 43,44 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

31

24.04

Доказательство эволюции животных. Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Параграф 49,50 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

32

08.04

Усложнение строения животных, многообразие видов как результат эволюции.

Параграф 51 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

33

19.04

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Параграф 53,54,55,56 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

34

19.05

Парковые зоны

Законы России об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира. Урок трансформации. География 7 класс.

Параграф 59,60 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1.В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Биология животные 7 кл., - М.: Дрофа. 2005г;

2. В.В.Пасечник,  Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9 кл.  учеб. /, - М.: Дрофа, 2006г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;
  • классифицировать живые организмы по царствам; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • работать в группе;
  • основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
  • давать определения понятиям;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс

Рабочая  программа  и  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  ФГОС  5-6  класс. Учебно-методический  комплект  серии  "Линия ...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс

Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы

Рабочая программа составлена  на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа 5 класс биология ФГОС 2018-19 уч.год

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями...

Рабочая программа 8 класс биология ФГОС 2018-19 уч.го

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями...