Рабочая программа 8 класс биология ФГОС 2018-19 уч.го
рабочая программа по биологии (8 класс)

Ниязов Мансур Ниязович

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).

1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам; – образовательным программам начального  общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);

- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);

- Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;

- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).

  1. Писем Минобрнауки России:

- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:

- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей».

1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 28 мая 2018  «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ»;

-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя    общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021 г. г., утвержденный приказом директора школы  № 102-од от 31.08.2016.;

Рабочая программа по биологии составлена на основании: Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. Шестакова С.Н., – М.: ВАКО, 2017.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

 

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. -  М., Дрофа, 2015;

2.  Шестакова С.Н., Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. – М.: ВАКО, 2017.

 

Общая цель биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предмет ном, с учетом требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели являются общими для основного общего и среднего (полного) общего образования. Они формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом. Цели изучения биологии в 8 классе:

 • формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;

 • приобретение новых знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека как представителя органического мира;

 • овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами и справочниками; проводить наблюдения за своим организмом;

 • развитие познавательных качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения особенностей анатомии, физиологии и гигиены человека, проведения наблюдений и экспериментов;

 • воспитание позитивного ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

 • создание условий для осознанного усвоения правил и норм здорового образа жизни;

 • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для сохранения и укрепления своего здоровья;

 • развитие представлений о жизни как величайшей ценности;

 • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными. Основные задачи обучения (биологического образования) в 8 классе:

 • знакомство с основами анатомии, физиологии и гигиены человека;

 • систематизация знаний о строении органов и систем органов организма человека;

 • формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебных исследований;

 • умение применять полученные знания в повседневной жизни;

 • развитие устойчивого интереса к изучению особенностей организма человека;

 • формирование основ экологических знаний,ценностного отношения к природе и к человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_kl_biologiya_fgos.docx66.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ВАГАЙСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»                                                       «Согласовано»                                           «Утверждаю»

на заседании МО учителей языковедов                 Зам.директора по УВР                             Директор МАОУ Осиновская СОШ

МАОУ Осиновская СОШ                                         __________ Абушева В,С.                     ___________Л.М. Баширова

Руководитель МО ______Р.М.Азисова                  «31 » августа  2018г                                 Приказ № ______________

« 25 » мая  2018 г.                                                                                                                        от « 31 » августа  2018г

Протокол № ______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 8 КЛАССА

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составлена на основе основной образовательной                                                             Составитель:

программы основного общего образования и авторской                                                   Ниязов Мансур Ниязович,

издательской программы                                                                                                  учитель биологии и географии,

В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов,                                                                 соответствие занимаемой должности.

программа основного общего образования по

биологии. 5—9 классы  - М.: Дрофа, 2012г.

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).

1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам; – образовательным программам начального  общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);

- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);

- Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;

- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).

  1. Писем Минобрнауки России:

- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:

- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей».

1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 28 мая 2018  «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ»;

-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя    общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021 г. г., утвержденный приказом директора школы  № 102-од от 31.08.2016.;

Рабочая программа по биологии составлена на основании: Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. Шестакова С.Н., – М.: ВАКО, 2017.

Общая цель биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предмет ном, с учетом требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели являются общими для основного общего и среднего (полного) общего образования. Они формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом. Цели изучения биологии в 8 классе:

 • формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;

 • приобретение новых знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека как представителя органического мира;

 • овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами и справочниками; проводить наблюдения за своим организмом;

 • развитие познавательных качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения особенностей анатомии, физиологии и гигиены человека, проведения наблюдений и экспериментов;

 • воспитание позитивного ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

 • создание условий для осознанного усвоения правил и норм здорового образа жизни;

 • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для сохранения и укрепления своего здоровья;

 • развитие представлений о жизни как величайшей ценности;

 • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными. Основные задачи обучения (биологического образования) в 8 классе:

 • знакомство с основами анатомии, физиологии и гигиены человека;

 • систематизация знаний о строении органов и систем органов организма человека;

 • формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебных исследований;

 • умение применять полученные знания в повседневной жизни;

 • развитие устойчивого интереса к изучению особенностей организма человека;

 • формирование основ экологических знаний,ценностного отношения к природе и к человеку.

Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа ориентирована на использование учебника Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» (М.: Дрофа, 2015). Учебник входит в учебно-методический комплект «Биология. 5–9 классы», разработанный под руководством В.В. Пасечника и построенный по концентрическому принципу. Включен в Федеральный перечень учебников. Рабочая программа включает следующие разделы:

• пояснительную записку;

• учебно-тематический план;

• календарно-тематическое планирование;

• учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся.

В программе указываются тип урока, вид контроля, описание приемов, помогающих учителю в формировании у школьников познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных навыков, а также технологии, обеспечивающие эффективную работу преподавателя и ученика на уроке. Программа выполняет две основные функции: 1) информационно-методическую – позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета; 2) организационно-планирующую – предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. Данная рабочая программа является примерной и может быть использована педагогом как полностью, так и частично – в качестве основы при составлении собственной рабочей программы.

         Описание места учебного предмета учебном плане – на основании: Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. Шестакова С.Н., – М.: ВАКО, 2017г. курс рассчитан на 70 часов, 1 час в неделю. На основании плана МАОУ Осиновская СОШ  курс рассчитан на 68 часа, 2 часа в неделю.

            Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

 Личностными результатами изучения предмета «Биология» в  классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Основное содержание обучения

Курс биологии в 8 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курсов биологии в 5–7 классах. Он направлен на формирование представлений о человеке как части живой природы. В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Материал курса разделен на пятнадцать глав.

В главе 1 «Науки, изучающие организм человека» рассказывается о становлении наук о человеке, методах анатомии, физиологии, психологии и гигиены, охране здоровья. Школьники получают представление о том, как правильно выбрать специалистов, способных оказать помощь при нарушениях в работе той или иной системы органов.

В главе 2 «Происхождение человека» представлены сведения об основных этапах эволюции человека, особенностях строения тела и образа жизни предшественников и предков человека, о расах. Обучающиеся учатся использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриологические доказательства родства живых организмов, выделять существенные признаки человека, характеризовать представителей основных человеческих рас.

Глава 3 «Строение организма» содержит общую информацию об особенностях организма человека как целостной биологической системы. Углубляются знания о строении животной клетки, тканей животного организма, органов, систем и аппаратов органов. Обучающиеся учатся пользоваться анатомическими рисунками для определения положения внутренних органов в своем теле, наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах, анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги.

Глава 4 «Опорно-двигательный аппарат» знакомит со строением скелета и мускулатуры человека. Обучающиеся узнают об особенностях скелета человека и его отличиях от скелетов остальных млекопитающих, знакомятся с химическим составом костей, изучают принципы работы мышц. Рассматриваются приемы оказания первой доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательной системы. Обучающиеся учатся выявлять нарушения осанки и наличие плоскостопия.

В главе 5 «Внутренняя среда организма» представлена информация о составе и значении крови, лимфы и тканевой жидкости. Рассматриваются виды иммунитета, процесс свертывания крови, способы лечения и профилактики инфекционных заболеваний, правила переливания крови. Обучающиеся учатся наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах, бороться с болезнетворными организмами.

Глава 6 «Кровеносная и лимфатическая системы» содержит сведения о взаимодействии указанных систем, их строении, функционировании и значении. Формируется представление о правилах оказания первой помощи при нарушениях сердечной деятельности и кровотечениях.

Глава 7 «Дыхание» знакомит с органами дыхательной системы человека, их строением и функциями. Изучаются механизм дыхания, процесс газообмена в органах и тканях. Формируется представление о правилах оказания первой помощи при остановке дыхания. Обучающиеся знакомятся с профилактикой заболеваний дыхательных путей и легких.

Глава 8 «Пищеварение» посвящена изучению органов пищеварения и пищеварительной системы человека в целом. Рассматривается ее значение и функционирование. Учащиеся выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения, определяют в своем теле местоположение органов пищеварения, учатся распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать доврачебную помощь при их появлении.

В главе 9 «Обмен веществ и энергии» рассматриваются особенности пластического и энергетического обменов организма. Обучающиеся знакомятся с нормами и режимом питания, учатся составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат, проводить функциональные пробы для определения особенностей энергетического обмена при выполнении работы.

Глава 10 «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» посвящена изучению строения и функций кожи человека, а также органов мочевыделительной системы. Обучающиеся учатся ухаживать за кожей, ногтями, волосами, предупреждать заболевания кожи. У школьников формируется представление о правилах оказания первой помощи при повреждениях кожи (ожоги, обморожения, раны), а также при тепловых и солнечных ударах.

В главе 11 «Нервная система» представлена информация о значении, особенностях строения и функционирования головного и спинного мозга, о врожденных и приобретенных рефлексах, о функционировании соматического и автономного (вегетативного) отделов нервной системы. Обучающиеся проводят функциональные пробы и физиологические тесты, позволяющие выявить особенности нервной системы.

Глава 12 «Анализаторы. Органы чувств» знакомит с принципами работы указанных органов. Школьники учатся выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов, предупреждать зрительные и слуховые расстройства и использовать методы тренировки анализаторов.

В главе 13 «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» рассматриваются врожденные и приобретенные программы поведения, природа сна и сновидений, памяти, мышления, значение речи в трудовой деятельности. Обучающиеся знакомятся с работами отечественных ученых, внесших вклад в развитие представлений о работе мозга, приобретают навыки тренировки своего внимания и памяти.

Глава 14 «Эндокринная система» посвящена изучению общих принципов гуморальной регуляции процессов, протекающих в организме человека. Обучающиеся учатся устанавливать соответствие между железами внутренней секреции и гормонами, которые они выделяют, узнают о возможных последствиях нарушений в работе эндокринной системы.

 Лабораторные работы

Тема

1

Лабораторная работа  № 1  «Микроскопическое строение кости».

2

Лабораторная работа № 2 «Мышцы человеческого тела».

3

Лабораторная работа № 3 «Утомление при статической работе».

4

Лабораторная работа № 4 «Осанка и плоскостопие».

5

Лабораторная работа № 5 «Изучение особенностей кровообращения».

6

Лабораторная работа № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

7

Лабораторная работа  № 7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови».

8

Лабораторная работа № 8 «Функциональная проба. Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку».

9

Лабораторная работа № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

10

Лабораторная работа № 10 «Действие слюны на крахмал».

11

Лабораторная работа № 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».

12

Лабораторная работа № 12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

13

Лабораторная работа № 13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».

14

Лабораторная работа № 14 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа».

15

Лабораторная работа № 15 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».

Тематическое распределение количества часов

Тема урока

Количество часов

Введение Инструктаж по ТБ.

1

Науки о человеке. Здоровье и его охрана

1

Становление наук о человеке

1

Систематическое положение человека

1

Историческое прошлое людей

1

Расы человека. Среда обитания

1

Общий обзор организма

1

Клеточное строение организма

1

Ткани

1

Рефлекторная регуляция

1

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Л.Р. № 1  «Микроскопическое строение кости»

1

Скелет человека. Осевой скелет

1

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей

1

Строение мышц. Л.Р. № 2 «Мышцы человеческого тела»

1

Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.Р. № 3 «Утомление при статической работе»

1

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.Р. № 4 «Осанка и плоскостопие»

1

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

1

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

1

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

1

Иммунология на службе здоровья

1

Транспортные системы организма

1

Круги кровообращения. Л.Р. № 5 «Изучение особенностей кровообращения»

1

Строение и работа сердца

1

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Л.Р. № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Л.Р. № 7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови»

1

Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Л.Р. № 8 «Функциональная проба. Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку»

1

Первая помощь при кровотечениях

1

Обобщение и систематизация изученного материала (глава 6)

1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

1

Легкие. Газообмен в легких и других тканях

1

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

1

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Л.Р. № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

1

Обобщение и систематизация изученного материала (глава 7)

1

Питание и пищеварение

1

Пищеварение в ротовой полости

1

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Л.Р. № 10 «Действие слюны на крахмал»

1

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

1

Регуляция пищеварения

1

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

1

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

1

Витамины

1

Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.Р. № 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

1

Покровы тела. Строение и функции кожи

1

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

1

Терморегуляция организма. Закаливание

1

Выделение

1

Значение нервной системы

1

Строение нервной системы. Спинной мозг

1

Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. Л.Р. № 12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

1

Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария

1

Соматический и вегетативный отделы нервной системы

1

Обобщение и систематизация изученного материала (глава 11)

1

Анализаторы

1

Зрительный анализатор. Л.Р. № 13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

1

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

1

Слуховой анализатор

1

Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы

1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

1

Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.Р. № 14 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа»

1

Сон и сновидения

1

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

1

Воля, эмоции, внимание. Л.Р. № 15 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

1

Роль эндокринной регуляции

1

Функция желез внутренней секреции

1

Размножение. Половая система

1

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

1

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем

1

Развитие ребенка после рождения. Становление личности

1

Интересы, склонности, способности

1

Календарно – тематическое планирование

урока

Дата по

Плану/

факту

Тема урока

Домашнее задание

Количество часов

1

02.09

Введение Инструктаж по ТБ.

Стр.4-7 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

2

04.09

Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Параграф 1 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

3

09.09

Становление наук о человеке

Параграф 2 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

4

11.09

Систематическое положение человека

Параграф 3 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

5

16.09

Историческое прошлое людей

Параграф 4 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

6

18.09

Расы человека. Среда обитания

Параграф 5 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

7

23.09

Общий обзор организма

Параграф 6 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

8

25.09

Клеточное строение организма

Параграф 7 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

9

30.09

Ткани

Параграф 8 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

10

02.10

Рефлекторная регуляция

Параграф 9 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

11

07.10

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Лабораторная работа  № 1  «Микроскопическое строение кости». Инструктаж по ТБ.

Параграф 10 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

12

09.10

Скелет человека. Осевой скелет

Параграф 11  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

13

14.10

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей

Параграф 12 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

14

16.10

Строение мышц. Лабораторная работа № 2 «Мышцы человеческого тела». Инструктаж по ТБ.

Параграф 13 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

15

21.10

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа № 3 «Утомление при статической работе». Инструктаж по ТБ.

Параграф 14  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

16

23.10

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа № 4 «Осанка и плоскостопие». Инструктаж по ТБ.

Параграф 15  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

17

05.11

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Параграф 16  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

18

06.11

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Параграф 17  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

19

11.11

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Параграф 18  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

20

13.11

Иммунология на службе здоровья

Параграф 19  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

21

18.11

Транспортные системы организма

Параграф 20  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

22

20.11

Круги кровообращения. Лабораторная работа № 5 «Изучение особенностей кровообращения». Инструктаж по ТБ.

Параграф 21 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

23

25.11

Строение и работа сердца

Параграф 22 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

24

27.11

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Лабораторная работа  № 7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». Инструктаж по ТБ.

Параграф 23 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

25

02.12

Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Лабораторная работа № 8 «Функциональная проба. Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку». Инструктаж по ТБ.

Параграф 24 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

26

04.12

Первая помощь при кровотечениях

Параграф 25 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

27

09.12

Обобщение и систематизация изученного материала (глава 6)

1

28

11.12

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

Параграф 26  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

29

16.12

Легкие. Газообмен в легких и других тканях

Параграф 27 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

30

18.12

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

Параграф 28  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

31

23.12

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Лабораторная работа № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». Инструктаж по ТБ.

Параграф 29  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

32

25.12

Обобщение и систематизация изученного материала (глава 7)

1

33

13.01

Питание и пищеварение

Параграф 30  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

34

15.01

Пищеварение в ротовой полости

Параграф 31  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

35

20.01

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Лабораторная работа № 10 «Действие слюны на крахмал». Инструктаж по ТБ.

Параграф 32  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

36

22.01

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

Параграф 33 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

37

27.01

Регуляция пищеварения

Параграф 34  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

38

29.01

ФАП Осиновская

Терморегуляция организма. Закаливание. Урок трансформаии. Физика.

Параграф 41  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

39

03.02

Покровы тела. Строение и функции кожи

Параграф 39  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

40

05.02

Витамины

Параграф 37  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

41

10.02

Энерготраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». Инструктаж по ТБ.

Параграф 38 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

42

12.02

ФАП Осиновская

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Урок трансформации. Химия

Параграф 36 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

43

17.02

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

Параграф 40 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

44

19.02

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций 

Параграф 35  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

45

24.02

Выделение

Параграф 42 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

46

26.02

Значение нервной системы

Параграф 43 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

47

03.03

Строение нервной системы. Спинной мозг

Параграф 44  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

48

05.03

Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. Лабораторная работа № 12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». Инструктаж по ТБ.

Параграф 45  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

49

10.03

Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария

Параграф 46  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

50

12.03

Соматический и вегетативный отделы нервной системы

Параграф 47  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

51

17.03

Обобщение и систематизация изученного материала (глава 11)

1

52

19.03

Анализаторы

Параграф 48  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

53

31.03

Зрительный анализатор. Лабораторная работа № 13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением». Инструктаж по ТБ.

Параграф 49  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

54

02.04

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Параграф 50  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

55

07.04

Слуховой анализатор

Параграф 51 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

56

09.04

Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы

Параграф 52  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

57

14.04

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Параграф 53  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

58

16.04

Врожденные и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа № 14 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа». Инструктаж по ТБ.

Параграф 54  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

59

21.04

Сон и сновидения

Параграф 55  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

60

23.04

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

Параграф 56  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

61

28.04

Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа № 15 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях». Инструктаж по ТБ.

Параграф 57  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

62

30.04

Роль эндокринной регуляции

Параграф 58  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

63

05.05

Функция желез внутренней секреции

Параграф 59  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

64

07.05

Размножение. Половая система

Параграф 60  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

65

12.05

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Параграф 61  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

66

14.05

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем

Параграф 62  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

67

19.05

Развитие ребенка после рождения. Становление личности

Параграф 63  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

68

21.05

Интересы, склонности, способности

Параграф 64  прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. -  М., Дрофа, 2015;

2.  Шестакова С.Н., Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. – М.: ВАКО, 2017.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

Ученик получит возможность научиться:

  • Формирование познавательного интереса к изучению человека как части живой природы; понимание необходимости соблюдения правил работы в кабинете биологии; уважительное отношение к учителю и одноклассникам;
  • Формирование познавательного интереса к изучению организма человека; представление о здоровье как одной из основных ценностей, необходимых человеку в процессе его жизнедеятельности; осознание необходимости изучения организма человека для сохранения своего здоровья; принятие ответственности за свои действия;
  • Развитие познавательного интереса к изучению биологии; представление о роли личности в науке; оценивание значения трудолюбия, ответственности и целеустремленности в достижении результатов в деятельности; понимание истинных причин;
  • успехов и неудач в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • определять цель урока и формулировать задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

  • аргументировано высказывать свою точку зрения; строить эффективное взаимодействие со сверстниками;
  • продуктивно взаимодействовать со сверстниками при выполнении совместной работы;
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

  • работать с текстом, структурировать его и выделять в нем главное;
  • Работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить высказывания в устной форме; устанавливать причинноследственные связи и делать выводы.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс

Рабочая  программа  и  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  ФГОС  5-6  класс. Учебно-методический  комплект  серии  "Линия ...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс

Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы

Рабочая программа составлена  на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа 5 класс биология ФГОС 2018-19 уч.год

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями...

Рабочая программа 7 класс биология ФГОС 2018-19 уч.год

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями...


 

Комментарии

Резниченко Лариса Михайловна

Интересная программа