Урок по теме: "Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов"
методическая разработка по биологии (10 класс)

Дерезина Татьяна Сергеевна

Урок по Биологии в 9 классе по теме: "Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов

Цель: 

Образовательная

  • изучение специфических особенностей клеток растений, животных и грибов и выявление  общих структур в их строении.
  • углубить знания о  клеточном  строении организмов;
  • закрепить знания о строении прокариотических и эукариотических клеток

Развивающая:

  • Способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы, развитию логического мышления,
  • продолжить выработку навыков самостоятельно работы, содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Воспитательная:

  • Совершенствовать системное представление об организации живых существ;
  • Развивать самостоятельность в учебной деятельности;
  • Воспитывать чувства само и взаимоуважение в условиях работы в парах.

 

Материально- техническое обеспечение урока

Компьютер, проектор, компьютерная презентация, ноутбуки,   листы со сводными таблицами,

Методы обучения и технологии:

  • Словесные (объяснение, эвристическая беседа, работа с книгой),
  • Практические: выполнение учебные задач,  работа с тесты, заполнение таблицы.
  • Наглядные: таблицы, презентация, опорный конспект

Педагогические технологии, используемые на уроке

-ИКТ;

-игровые технологии;

-развивающее обучение.

Средства обучения:

Таблицы с изображением животной,   растительной,  прокариотической клеток;  компьютер, проектор, ноутбуки.

ХОД УРОКА:

1 Психологический настрой на урок. 1 мин

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Притча: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что он не все знает. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Хорошие слова . И я считаю, что в  наших руках возможность создать атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия, на уроке, чтобы урок был интересным и полезным для вас, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни.

2.Проверка домашнего задания (15 мин).

Каждому человеку приходится в жизни преодолевать трудности, вот и вам я предлагаю взобраться на вершину пирамиды, но для этого нам необходимо преодолеть все препятствия на пути, т.е. выполнить задания. Взбираться на вершину будем вместе, но каждый из вас внесет свою лепту в общее дело. Вы можете самостоятельно выбрать, какое задание вы будете выполнять.  

На доске вывешивается пирамида. Для игры вызываются ученики. Обучающиеся  выбирает поле игры и выполняет задание.

1. «Выбери правильное» (Выполнение компьютерного теста)

2. «Сравни»   Сравни строение клетки прокариот и клетки эукариот?  

3.«Узнай  по рисунку» Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

http://85.142.162.119/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/129216/innerimg0.gif     А                           http://85.142.162.119/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/129216/innerimg1.gif       Б

4. «Своя опора» (сильные учащиеся готовят к уроку опорный конспект)

-Используя   опорный конспект, подготовленный к уроку, охарактеризуйте особенности процессов жизнедеятельности  прокариот.

(учащиеся выполняют задания)

-Чтобы понять можем ли мы взобраться на вершину пирамиды, давайте узнаем, справились ли с заданием, ученики, выполняющие тест!

Ну, вот первые трудности мы с вами преодолели!!!

3. Изучение нового материала

- Ребята, мы изучили строение эукариотической клетки, рассмотрели строение и функции  органоидов, изучили  прокариотическую клетку, выявили черты сходства прокариот и эукариот.  Но все ли мы узнали о клеточном строении организмов? (-нет) Конечно, нет! Каких тайн клеточного строения организмов, мы еще не коснулись на уроках?

Я предлагаю посмотреть на экран, рассмотреть слайд и подумать, что же мы будем сегодня изучать,….. сформулируйте тему урока?

(сравнивать строение клеток растений, грибов и животных)

-Правильно тема нашего урока:

«Сходство  и отличие  в строении клеток растений, животных и грибов»

(запись темы урока в тетрадь)

- Ребята, а какая цель нашего урока?

(Дети формулируют цель)

-Сейчас нельзя  с полной уверенностью сказать, когда и как возникла жизнь на Земле, какими были первые живые организмы. Но в настоящее время на нашей планете сосуществуют представители разных царств живой природы: растений, грибов, животных.  И в строении клеток этих организмов имеется  много общего, как вы думаете, почему?

Уч-ся  (Имеют единое происхождение).

Уч-ль -Но они абсолютно сходны, или нет?  (нет)

-Правильно! В их строении есть и различия.

-  А чем мы можем объяснить различия в строении клеток эукариотов?

Учащеся. (разная среда, условия существования, питание)

Уч-ль. В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования в строении клеток различных царств живой природы возникло множество отличий. И выявить отличие мы с вами сможем, используя ваши знания, полученные на предыдущих уроках.

- Посмотрите, фрагменты, каких клеток изображены на экране?

-Объясните, почему вы так считаете?

(-Правильно это клетки растений и животных)

http://900igr.net/datai/biologija/Kletka-v-organizme/0013-016-Obschij-plan-stroenija-kletki.jpg

Групповая работа. Я предлагаю вам провести работу в парах.

Используя данный  рисунок, составьте  в тетради сравнительную характеристику клеток растений и животных.

 (учащиеся работают в парах, анализируя рисунок, и применяя имеющиеся знания, составляют сравнительную характеристику клеток с последующих выступлений)

 (выступление учащихся, группы дополняют друг друга)

  1. В клетках растений есть пластиды, а в клетках животных их нет.
  2. Растительная клетка автотрофная по способу питания, а животная гетеротрофная
  3. В растительной клетки есть клеточная стенка, а в животной нет.
  4. В растительной клетки нет центриолей в клеточном центре, а в животной есть.
  5. Запасное вещество растительной клетки крахмал, а в  животной  гликоген.
  6. В растительной клетке содержатся вакуоли с клеточным соком, а в животной клетке пищеварительные и сократительные вакуоли.

Уч. Кроме растений и животных к эукариотам относятся и грибы. Это очень необычное царство живых организмов. Необычно оно тем, что грибы имеют, признаки  сходства с животными и признаки  сходства с растениями, а так же они имеют и свои специфические признаки, которых нет у других организмов.  

Задание. Перед вами текст «Особенности строения и жизнедеятельности  грибов»  Обучающиеся 1  ряда найдите в тексте черты сходства грибов с растениями, 2го ряда- черты сходства грибов с животными, а 3го ряда должны выявить  специфические особенности грибов.

 (Работа с текстом, поиск нужной информации и последующее заполнение таблицы,   выступления обучающихся и заполнение таблицы)

Сходство  растений с грибами

Сходство грибов с животными

Специфические свойства грибов

1.неограниченный рост

1.в клеточной стенке хитин

2. Неподвижность

2. запасное питательное вещество гликоген

Тело образовано грибницей

3. Всасывание воды и минеральных  веществ из почвы

3. гетеротрофный тип питания

4. Размножение спорами

4. в процессе обмена веществ образуется мочевина

- А сейчас ребята, я предлагая вам немного отдохнуть и посмотреть слайд-шоу  «Волшебная река» - минутка релаксации

Уч-ль -А вот выявить черты сходства клеток грибов и клеток растений нам поможет следующее задание : На доске написаны признаки клеток растений и  клеток грибов. Я предлагаю вам разобраться и распределить, какие признаки относятся к растительным клеткам, а какие к грибным. Результат своей работы продемонстрируйте на доске.

У интерактивной доски работают 2 человека (по желанию), формируют две колонки из признаков грибных и растительных клеток, результаты их работы обсуждаются  классом. Предложенные признаки: автотрофный тип питания, гетеротрофный тип питания, пластиды, клеточная стенка, образованная хитином; клеточная стенка, образованная клетчаткой; запасное вещество крахмал, запасное вещество гликоген, вакуоли с клеточным соком, клеточный центр имеет ценртриоли, клеточный центр  не имеет центриолей)

Уч-ль: Различие в строении клеток различных царств эукариотов мы выяснили, а вот  в чем их сходство?

Для того, чтобы более полно ответить на этот вопрос вы должны вспомнить положения клеточной теории. (Беседа с учащимися, в ходе которой выявляются черты сходства клеток)

Сходство:

1.Общий план строения

2. Сходный химический состав

3. Сходство процессов обмена веществ

4.Одинаковое кодирование наследственной информации,  с помощью нуклеотидов.

5. Сходство процессов деления клеток.

4.Закрепление

Я думаю, что наш урок прошел плодотворно, и вы расширили свои знания о клетке.

Материал  урока поможет вам справиться с заданиями развернутого типа  из контрольно- материалов ЕГЭ. Давайте ответим на некоторые из них.

А) Почему Эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи к животным. Укажите не менее 3 причин. (слайд )

Б) Прочитайте текст, найдите предложения, в которых допущены ошибки и исправьте их. (На доске дети маркером выделяют номера предложений,  в которых допущены ошибки, следующий человек подчеркивает слова, которые неверны, а третий человек исправляет их)

1. Грибы выделяют в отдельное царство. 2. Грибная клетка  не имеет клеточной стенки, а в животной клетке есть клеточная стенка, образованная  хитином. 3. В клетках грибов  и животных синтез АТФ происходит в митохондриях.  4. Запасное вещество этих клеток – крахмал.  5. По способу питания грибы и животные автотрофы. 6. Грибы неподвижны, растут в течении всей жизни..

Уч-ль: Сегодня  у двух учащихся вашего класса было задание  оценить вашу и свою работу на уроке, им мы и предоставим слово.  Учащиеся оглашают выставленные ими отметки, аргументируют их.

-Поднимите руки, кто согласен с выставленными отметками?  Кто не согласен?   Объясните, почему и оцените себя сами.

Рефлексия        

Продолжите предложение

Меня удивило…    

    У меня получилось…

            Было трудно…      

                     Было интересно…

5. Домашнее задание

1.уровень параграф – 19, ответить на вопросы

2. уровень составить  кроссворд по теме «Клеточное строение организмов»

3 уровень составить вариант опорного конспекта по теме «Сходство и отличие в строении клеток эукариотических организмов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий

Конспект урока в 10 классе "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий".   Обобщающий урок по общей биологии в разделе «Цитология». Форма проведения урока -...

Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов

Теоретический и тестовый материал для подговтовки к ЕГЭ...

«Особенности строения клеток растений, животных и грибов»

-  продолжить изучение особенностей строения и жизнедеятельности клеток на примере растительной, животной, грибной клеток;- способствовать формированию целостных представлений о живой природе...

Урок "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий"

Обобщающий урок на сравнение растительной, животной, грибной и бактериальной клетки; объяснение причин сходства и различия клеток разных организмов....

Презентация "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий"

Презентация к уроку на сравнение растительной, животной, грибной и бактериальной клетки; объяснение причин сходства и различия клеток разных организмов....

Рабочие листы к уроку "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий"

Рабочие листы к уроку "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий"...